Главная страница


Применение здоровьесберегающих технологий в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста



Скачать 37.99 Kb.
НазваниеПрименение здоровьесберегающих технологий в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста
Дата14.04.2016
Размер37.99 Kb.
ТипДокументы

Применение здоровьесберегающих технологий

в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста

В дошкольных образовательных учреждениях на занятиях с детьми, начиная с 4-х летнего возраста, широко используются физкультминутки. Это элемент двигательной активности, который включается, как правило, в середину занятия. Такой перерыв в занятии на 1-2 минуты необходим всем детям, так как позволяет снять мышечное напряжение и статичную нагрузку, связанную с сидением, переключает на иную деятельность неустойчивое внимание детей.

Значение физкультминуток ещё более возрастает в работе с дошкольниками, имеющими речевую патологию. Дети, страдающие общим недоразвитием речи, как правило, отвлекаемы, утомляемы, быстро истощаются. Физкультминутка, переключая детей на иной вид деятельности, позволяет активизировать их умственную работоспособность. Вместе с тем логопед получает дополнительную возможность использовать активную речь детей. Речевой материал физкультминуток должен отвечать определенным требованиям:

  1. В речевом материале должен содержаться изучаемый звук;

  2. Движения детей должны соответствовать называемым действиям;

  3. В физкультминутку включаются разнообразные действия с тем, чтобы дети, например, могли присесть, повернуться, поднять руки вверх, попрыгать;

  4. Стихи должны быть доступны по содержанию;

  5. Тексты должны быть короткими, с тем, чтобы дети их легко воспринимали и без труда воспроизводили.

Тема: «Предлог «на»»

- Ребята, положите ладони на голову; на затылок; на щёки; на пояс; на колени; на лоб; на спинку стула; на пол.

В ходе такого упражнения дети усваивают пространственное значение предлога «на» и, кроме того, закрепляют знание частей тела.

Тема: «Звук «х»»

Шёл по берегу петух (шаги с раскачиванием в стороны, руки за спину),

Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, присесть),

Будет знать петух, что впредь (ритмичный подъём, грозить пальцем)

Надо под ноги смотреть (наклон вперёд).

Тема: «Предлог «под»»

1.

Хлоп-хлоп, хло-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши),

Топ-топ, топ-топ-топ (топанье ногами),

Под кроватью чёрный кот (присесть в такт словам),

Он залез под кровать (поочерёдное движение руками вперёд и к груди, имитирующее движение лап кота)

И мешает детям спать (подъём с ритмичным помахиванием указательным пальцем правой руки).

2.

Бегал по двору щеночек (медленный бег на месте),

Видит пирога кусочек (наклон вперёд, руки в стороны),

Под крыльцо залез и съел (присесть, руки ко рту),

Развалился, засопел (руки в стороны, голову на бок).

Дети хором проговаривают вслед за логопедом каждую строчку стихотворения. Обычно второй раз они уже произносят его без труда, так как легко запоминают несложный текст, подкрепляемый движениями. Затем логопед задаёт вопросы: «Куда полез кот?», «Куда залез щенок?». Какое маленькое слово вы услышали в предложении? Аналогично проводятся и следующие стихотворные физкультминутки.

Тема: «Существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения»

1.

Девочки и мальчики (руки на пояс)

Прыгают, как мячики (ритмичные прыжки),

Ножками топают (топанье ногами),

Ручками хлопают (хлопки в ладоши),

Глазками моргают (руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз),

После отдыхают (руки вниз).

2.

Ножками затопали (притопываем ногами),

Ручками захлопали (хлопки в ладоши),

Головку опускаем (наклон, руки вперёд),

И спинку выпрямляем (выпрямиться, руки на пояс).

Тема: «Дифференциация звуков «к», «х»»

Ох, ох, что за гром (руки к щекам, наклоны в стороны),

Муха строит новый дом (движение рукой, имитирующее работу с молотком),

Молоток: стук-стук (хлопки руками перед собой),

Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).

Тема: «Звук «ль»»

1.

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны в стороны),

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели (руки в стороны, с ритмичными наклонами в стороны).

2.

Летом дети плавали (движения, имитирующие плавание),

Бегали, гуляли (бег на месте),

Летом дети прыгали (прыжки, руки на пояс),

А после отдыхали (руки опущены, ноги вместе).

Тема: «Звук «л»»

Ла-ла-ла (три хлопка),

Мила пол мела (наклон туловища вперёд, махи руками в стороны),

Лу-лу-лу (три хлопка),

Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров),

Ул-ул-ул (три хлопка),

Михаил уснул (присесть, руки под щёку).

Тема: «Предлог «в»»

1.
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким поднятием ног),

И в лесу грибы нашли (равномерные приседания),

Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),

По дороге растеряли (ритмичные разведения рук в стороны).

2.

В комнату вошёл папа (шаги с высоким подниманием ног),

Мама в шкаф убрала шляпу (встать на цыпочки, руки вверх),

В комнату залез наш пёс (присесть, руки к коленям),

Петя в дом арбуз принёс (встать, развести руки в стороны).

Тема: «Дифференциация предлогов «на» и «с»»

На березу галка села (присесть, руки к коленям),

С дерева потом слетела (встать, помахать руками),

На кровати спит Федот (присесть, руки под щёку)

И с кровати не встаёт (встать, развести руки в стороны).