Главная страница


Принято утверждаю



Скачать 139.79 Kb.
НазваниеПринято утверждаю
Дата13.04.2016
Размер139.79 Kb.
ТипПояснительная записка


МУНИЦИПАЛЬНАЯ КАЗЕННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ Г. АСТРАХАНИ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА –

ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ № 2»


ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:

МО «учителей – предметников» Директор МКОШИ № 2

Руководитель МО: Ф.И.О.

Ф.И.О. Плотицена Н. В.____ Пальцева Г.П

Протокол № 1 от 28.08.2013 г. Приказ №___от______

и

педагогическим советом школы

протокол № «1» от 28.08.2013 г.


Рабочая программа

курса «Развитие речи»

9 класс

на 2013-2014 учебный год






Составитель:

Мязина Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории



г. Астрахань 2013
Пояснительная записка

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, в формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика. Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями Государственного Стандарта общего образования.
Цель программы - повторить и закрепить знания девятиклассников при создании сочинения-рассуждения и научить строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Данное умение позволит обучающимся не только успешно подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе, но и будет способствовать достижению личностных результатов обучения.

Задачи программы:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ГИА:

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа  рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Принципы, на которых базируется программа:
- комплексный подход при разработке занятий;

- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- уважение  к  результатам   их  деятельности  в   сочетании  с  разумной требовательностью;

-вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;

- наглядность;
- здоровьесберегающий фактор;

- прочность полученных знаний;
 -систематичность и последовательность;


Программа рассчитана на 35 часов.
Прогнозируемый результат:

Программа предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Таким образом, умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);

- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению учебного материала и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)

  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме защиты своей творческой работы в соответствии с требованиями ГИА.

Учебно-тематический план.

Содержание


Кол-во часов

Количество тестов и работ по развитию речи

Стили речи. Типы речи.

3

-

Композиция текста-рассуждения. Виды рассуждения. Особенности.

30

6

Повторение и систематизация изученного материала.

2

-

ИТОГО

35

6

Календарно-тематическое планирование

№, дата

Дата

Тема занятия

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

Вид контроля, самостоятельной работы

1,2




Функционально- смысловой тип речи: рассуждение.

Лингводидактический аспект разграничения функционально- смысловых типов речи

Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.

Знать: понятия повествование, описание, рассуждение.

Уметь: разграничивать различные типы речи.

Тематический контроль

3,4




Стили речи. Типы речи

Стили литературного языка. Сферы общения. Термины.

Знать: стилистические разновидности языка.

Уметь: определять стиль в соотнесении с определенной сферой общения, анализировать языковые средства, используемые в разных стилях; соотносить стили и жанры.

Тематический контроль

5,6




Тип речи - рассуждение и его отличительные особенности

Тип речи. Описание. Повествование. Рассуждение.


Знать: отличительные особенности типа речи рассуждение.

Уметь: отличать рассуждение от других типов речи; уметь строить высказывание в зависимости от цели и задачи.


Тематический контроль.

7,8




Композиция текста рассуждения. Типичные и специфические ошибки построения риторического жанра рассуждения

Композиция текста-рассуждения. Особенности построения текста-рассуждения.

Знать: структурные и композиционные особенности построения текста-рассуждения, термины: тезис, доказательство, вывод.

Уметь: строить текст-рассуждение, соблюдая языковые нормы.

Тематический контроль

9,10




Практическое занятие: создание текстов различных типов рассуждения (доказательство, объяснение, размышление)

Типы текстов-рассуждений (доказательство, объяснение, размышление)

Знать: типологию текстов-рассуждений.

Уметь: создавать текст-рассуждение в зависимости от цели высказывания.

Творческая работа по созданию текста-рассуждения

11,12




Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Знать: особенности сочинений-рассуждений на лингвистическую тему.

Уметь: строить рассуждение на лингвистическую тему.


Сочинение-рассуждение (часть2, С2.1)

13,14




Виды рассуждения. Их особенности и языковые средства оформления. Рассуждение- доказательство

Рассуждение-доказательство в научном стиле речи

Знать: особенности текстов-доказательств.

Уметь: находить текст-доказательство.




15,16




Практические занятия: создание и корректировка рассуждения-доказательства

Рассуждение-доказательство как один из способов аргументации собственной позиции.

Знать: особенности рассуждения-доказательства.

Уметь: аргументировать собственную позицию, создавая рассуждение-доказательство.


Аргументация собственной позиции в сочинении-рассуждении

17,18




Рассуждение- объяснение. Использование вводных слов и конструкций в рассуждении-объяснении.

Структура и особенности рассуждения-объяснения

Знать: структурные особенности рассуждения-объяснения.

Уметь: создавать устное высказывание в виде рассуждения-объяснения.


Устное высказывание в форме рассуждения-объяснения

10,20




Практическое занятие

Структура и особенности устного и письменного рассуждения-объяснения

Уметь: создавать устное и письменное рассуждение-объяснение.


Письменное высказывание в форме рассуждения-объяснения

21,22




Рассуждение- размышление

Особенности построения рассуждения-размышления. Использование рассуждения-размышления в художественном стиле речи.

Знать: вопросно-ответную форму рассуждения-размышления.

Уметь: находить рассуждение-размышление в текстах художественного стиля.




23,24




Практическое занятие: построение рассуждения-размышления по образцу.

Особенности построения рассуждения-размышления. Значение эпиграфа.

Знать: вопросно-ответную форму рассуждения-размышления.

Уметь: находить рассуждение-размышление в текстах художественного стиля, строить текст-размышление на заданную тему по образцу, подбирать эпиграф к сочинению.


Создание собственного речевого высказывания –размышления.

25,26




Проблема текста. Приёмы формирования навыка понимания текста.

Проблема текста. Способы выявления проблематики текста. Способы формулирования проблемы.


Знать: термины проблема, проблематика, тема, идея.

Уметь: выявлять и формулировать проблемы, сформулированные в тексте.


Задания, направленные на выявление проблематики текста


27,28




Практическое занятие. Аналитические упражнения: проблемные вопросы общего типа и индивидуального характера.


Способы выявления авторской позиции и формулировки собственной точки зрения по данной проблеме.

Знать: понятие авторская позиция, лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

Уметь: аргументировать собственное мнение по авторской позиции.

Индивидуальные задания.

29,30




Средства языковой выразительности.

Метафора. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Оксюморон. Гипербола. Литота.

Знать: средства языковой выразительности.

Уметь: выявлять средства

языковой выразительности в текстах и определять их роль;

использовать тропы в зависимости от цели высказывания.

Анализ текста с точки зрения использования тропов.

31,32




Ключевые слова текста. Цитирование.

Лексические, морфологические и синтаксические «сигналы» текста. Способы цитирования.

Знать: принципы цитирования.

Уметь: выделять ключевые слова и «сигналы» текста, применять различные способы цитирования.


Анализировать текст с точки зрения ключевых слов.

33,34




Зачетная работа: создание текста-рассуждения по заданной тематике.

Текст-рассуждение (доказательство, объяснение, размышление)

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.

Уметь: применять изученный материал на практике.


Создание сочинения-рассуждения одного из типов (доказательство, объяснение, размышление)

35




Редактирование сочинений-рассуждений по заданной тематике.

Типология речевых и грамматических ошибок и недочетов.

Уметь: редактировать собственное речевое произведение.




Литература

  • Павлова Т.И., Раннева Н.А.Сочинение- рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.- Издательство «Легион», ростов-на-Дону,2009.

  • ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / Под ред. И.П. Цыбулько. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)

  • Как написать сочинение? Справочник школьника.  – М.:Слово, 1997

  • Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. -  М.: Просвещение , 2002.

  • Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991

  • Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.

  • Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.