Главная страница


Программа к учебнику С. М. Никольского и др.«Алгебра и начала анализа»



Скачать 278.86 Kb.
НазваниеПрограмма к учебнику С. М. Никольского и др.«Алгебра и начала анализа»
Дата11.04.2016
Размер278.86 Kb.
ТипПрограмма

Рабочая  программа к учебнику С.М. Никольского и др.«Алгебра и начала анализа», 11 класс (базовый уровень)

Пояснительная записка.

В базовом курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

  • систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств  от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;

  • развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;

  • систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие

  • развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;

  • совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;

  • формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.

Цели:

Изучение математики в старшей школе на базовом  уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;

  • овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения  школьных  естественно-научных дисциплин,  для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры,  пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции,  творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и  для самостоятельной  деятельности в области математики и ее приложений  в будущей профессиональной деятельности;

  • воспитание средствами математики культуры личности:  знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе изучения математики в базовом курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;

  • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей  работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;

  • самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 420 ч из расчета 6 ч в неделю. При этом учебное время может быть увеличено до 12 уроков в неделю за счет школьного компонента с учетом элективных предметов.
Тематическое планирование составлено к УМК С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 11 класс, М. «Просвещение», 2007 год на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в «Программе  общеобразовательных учреждений.  Алгебра и начала математического анализа» , М. : Просвещение, 2009 г;

Тематическое планирование к учебнику С.М. Никольского и др.

«Алгебра и начала анализа» (  4ч в неделю, всего 140 часов).

1. Функции и их графики (20 часов,  1 час контрольная работа)

Функции.  Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой
Понятие о  непрерывности функции. Основные теоремы о непрерывных функциях.
Сложная функция (композиция функций). Взаимно обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Нахождение функции, обратной данной. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики.

2. Производная и ее применение (26 часов, из них 2 часа контрольные работы).

Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной.Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения и частного. Производные основных элементарных функций.Производные сложной и обратной функций. Вторая производная. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Использование производных при решении уравнений и неравенств, при решении текстовых, физических и геометрических задач, нахождении наибольших и наименьших значений.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Нахождение скорости  для процесса, заданного формулой или графиком. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.Вторая производная и ее физический смысл.

3. Первообразная и интеграл (13 часов, их них 1 час контрольная работа).

Площадь криволинейной трапеции. Понятие об определенном интеграле. Первообразная. Первообразные элементарных функций. Правила вычисления первообразных. Формула Ньютона-Лейбница.
Примеры применения интеграла в физике и геометрии.

4.Уравнения и неравенства (55 часов, из них 3 часа контрольные работы).

Многочлены от двух переменных.
Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение иррациональных неравенств. Решение систем уравнений с двумя неизвестными простейших типов. Решение систем неравенств с одной переменной.
Доказательства неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и  их систем.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.

5. Дополнение «Комплексные числа»  (3 часа).

Комплексные числа. Геометрическая интерпретация комплексных чисел.  Комплексно сопряженные числа.

6. Повторение курса алгебры и математического анализа (19 часов, из них 4 часа контрольная работа).

Распределение часов по пунктам учебника и темам

(4 ч в неделю, всего 140 ч)

Содержание

Количество часов

Дата по плану

Дата фактически

Примечание

1. Функции и их графики

9










1.1. Элементарные функции

1










1.2.Область определения и область изменения функции. Ограниченность функции

1










1.3. Четность, нечетность, периодичность функций

2










1.4. Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства и нули функции

2










1.5. Исследование функций и построение их графиков элементарными методами

1










1.6. Основные способы преобразования графиков

1










1.7. Графики функций, связанных с модулем

1










2. Предел функции и непрерывность

5










2.1. Понятие предела функции

1










2.2. Односторонние пределы

1










2.3. Свойства пределов функций

1










2.4. Понятие непрерывности функции

1










2.5. Непрерывность элементарных функций

1










3. Обратные функции

6










3.1. Понятие обратной функции

1










3.2. Взаимно обратные функции

1










3.3. Обратные тригонометрические функции

2










3.4.Примеры использования обратных тригонометрических функций

1










Контрольная работа  №1

1










4. Производная

11










4.1. Понятие производной

1










4.2. Производная суммы. Производная разности.

2










4.3. Непрерывность функции, имеющих производную. Дифференциал.

1










4.4. Производная произведения. Производная частного

2










4.5. Производные элементарных функций

1










4.6. Производная сложной функции

2










4.7. Производная обратной функции

1










Контрольная работа №2.

1










5. Применение производной

15










5.1. Максимум и минимум функции

2










5.2. Уравнение касательной

2










5.5. Возрастание и убывание функций

2










5.6. Производные высших порядков

1










5.8. Экстремум функции с единственной критической точкой

2










5.9. Задачи на максимум и минимум

2










5.10. Асимптоты. Дробно-линейная функция.

1










5.11. Построение графиков функций с применением производная.

2










Контрольная работа №3.

1










6. Первообразная и интеграл

13










6.1. Понятие первообразной

3










6.3. Площадь криволинейной трапеции

1










6.4. Определенный интеграл

2










6.5. Приближенное вычисление определенного интеграла

1










6.6. Формула Ньютона-Лейбница

2










6.7. Свойства определенных интегралов

1










6.8. Применение определенных интегралов в геометрических и физических задачах

2










Контрольная работа №4

1










7. Уравнения-следствия

9










7.1. Понятие уравнения-следствия

1










7.2. Возведение уравнения в четную степень

2










7.3. Потенцирование уравнений

2










7.4. Другие преобразования, приводящие к уравнению-следствию

2










7.5. Применение нескольких преобразований, приводящих к уравнению-следствию

2










8. Равносильность уравнений на множествах

12










8.1. Основные понятия

1










8.2. Возведение уравнения в натуральную степень

2










8.3. Потенцирование и логарифмирование уравнений

2










8.4 Умножение уравнения на функцию

2










8.5. Другие преобразования уравнений

2










8.6. Применение нескольких преобразований

2










8.7. Уравнения с дополнительными условиями

-










Контрольная работа №5

1










9. Равносильность неравенств на множествах

10










9.1. Основные понятия

1










9.2. Возведение неравенств в натуральную степень

2










9.3. Потенцирование и логарифмирование неравенств

2










9.4. Умножение неравенства на функцию

2










9.5. Другие преобразования неравенств

1










9.6. Применение нескольких преобразований

1










9.8. Нестрогие неравенства

1










10. Метод промежутков для уравнений и неравенств

5










10.1. Уравнения с модулями

1










10.2. Неравенства с модулями

1










10.3. Метод интервалов для непрерывных функций

2










Контрольная работа №6

1










11. Равносильность уравнений и неравенств системам

11










11.1. Основные понятия

1










11.2. Распадающиеся уравнения

2










11.3. Решение уравнений с помощью систем

2










11.4. Уравнения вида ƒ(α(χ))=ƒ(β(χ))

2










11.5. Решение неравенств с помощью систем

2










11.6. Неравенства вида ƒ(α(χ))>ƒ(β(χ))

2










13. Системы уравнений с несколькими неизвестными

8










13.1. Равносильность систем

2










13.2. Система-следствие

2










13.3. Метод замены неизвестных

2










13.4. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств

1










Контрольная работа №7

1










Комплексные числа

3










1. Алгебраическая форма комплексного числа

1










2. Сопряженные комплексные числа

1










3. Геометрическая интерпретация комплексного числа

1










Повторение

19










Повторение курса алгебры и математического анализа X-XI классов

15










Итоговая  контрольная работа №8

4










Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения математики на базовом уровне в старшей школе  ученик должен

Знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

  • идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач  и внутренних задач математики;

  • значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

  • различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

  • роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

  • вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

Числовые и буквенные выражения

Уметь:

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости  вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;

  • находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;

  • выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел,  в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;

  • проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.

Функции и графики

Уметь

  • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

  • строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;

  • описывать по графику и по формуле поведение и свойства  функций;

  • решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.

Начала математического анализа

Уметь

  • находить сумму бесконечно убывающей геометрический прогрессии;

  • вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;

  • исследовать функции и строить их графики с помощью производной,;

  • решать задачи с применением  уравнения касательной к графику функции;

  • решать задачи на нахождение наибольшего  и наименьшего значения функции на отрезке;

  • вычислять площадь криволинейной трапеции;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.

Уравнения и неравенства

Уметь

  • решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

  • доказывать несложные неравенства;

  • решать текстовые задачи с помощью  составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;

  • изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.

  • находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;

  • решать уравнения, неравенства и системы с применением  графических представлений, свойств функций, производной;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • построения и исследования простейших математических моделей.

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Уметь:

  • решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с  использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты  бинома Ньютона по формуле и с использованием  треугольника Паскаля;

  • вычислять, в простейших случаях, вероятности событий на основе подсчета числа исходов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для  анализа информации статистического характера.

Литература

  1. Программы  общеобразовательных учреждений.  Алгебра и начала математического анализа , М. : Просвещение, 2009 г;

  2. Алгебра и начала математического анализа: книга для учителя 11 класс, /М. К. Потапов, А. В. Шевкин.  М.: Просвещение, 2009/.

  3. Алгебра и начала анализа: учеб. для 11 кл. общеобразовательных  учреждений /С.М. Никольский и др.- М.: Просвещение, 2007/.

  4. Алгебра и начала анализа: дидактические материалы, 11 класс, /