Главная страница


Пути и способы рационального использования учебного времени на уроках биологии. Для меня, как и для



Скачать 56.19 Kb.
НазваниеПути и способы рационального использования учебного времени на уроках биологии. Для меня, как и для
Дата08.04.2016
Размер56.19 Kb.
ТипДокументы

Пути и способы рационального использования учебного времени на уроках биологии.
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили.

Народная мудрость гласит « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками- писал А.Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Поэтому задача учителя – не давать обучающимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти, знания, анализировать ситуации, критически оценивать их, систематизировать информацию, обобщать, творчески перерабатывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц, применять основные логические операции, выделять главное, решать проблемные задачи. Все мы прекрасно знаем, что не все учащиеся читают текст учебника дома, а при ответах используют то, что услышали от учителя на уроке. Школьники, работая с учебником, изучают текст и получают оценки. Задания при работе с учебником могут носить различный характер: репродуктивный – поисковый, сравнительно- аналитический и творческий. Это позволяет в рамках обычного урока рационально использовать учебное время и осуществлять дифференцированный подход в обучении, значительно облегчает выполнение домашнего задания. Например: следующие способы контроля знаний и умений: Для того чтобы сделать повторение и опрос более эффективным, на большинстве уроков целесообразно использовать карточки для письменных ответов учащихся, карточки для работы у доски, . Письменная работа с карточками и анализ, сделанный учителем, позволяют систематически готовить учащихся к данной форме сдачи экзаменов. Наиболее рационально для письменных ответов вызывать 4 учеников. Они выходят с листочками и ручками, берут карточку-задание и в течение 10 — 15 минут отвечают на поставленные вопросы Один ученик вызывается к доске, ему предлагается карточка-задание, в которой обычно 10 вопросов, ответы на которые можно дать одним — двумя словами. Ученик на доске записывает номера вопросов, против них краткие ответы. Такая работа исключает подсказку с места, учащиеся видят только номер вопроса и ответ. Записав ответы на вопросы, учащийся садится на место. В конце опроса он вызывается к доске, читает вопросы и свои ответы к ним. Таким образом, учитель получает возможность с помощью всего класса проверить правильность ответов на наиболее важные вопросы темы. Пока идет работа у доски, на местах школьники работают с учебником: 3-е отвечают на вопросы в конце параграфа; 2-е составляют план параграфа; 3-е дают определение терминам; работа в парах- составление собственных вопросов к параграфу; заполнение таблиц в тетради / по материалу, приведённому в учебнике/. Задание : Создание клеточной теории.

Заполните таблицу:

Ученые

Вклад в теорию

Роберт Гук, 1665 год

Антони ван Левенгук

К.Бэр, 1827 год

Р.Броун, 1831 год

М.Шлейден, Т.Шванн, 1838 год

Р.Вирхов, 1855 год





2.

Работа с иллюстрацией учебника

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:




  1. Какие виды транспорта обозначены цифрами 1 — 4?

  2. Какой вид транспорта требует затраты энергии?

  3. Как жирорастворимые вещества попадают в клетку?

  4. Как ионы Na+ попадают в цитоплазму клетки? Выводятся из клетки?

3.

Р

ассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Желтые мыши всегда гетерозиготны. При скрещивании желтых мышей всегда две третьих потомства желтые, одна треть — черные.


  1. Составьте генетическую схему скрещивания и укажите генотипы родителей и потомства.

  2. Чем можно объяснить расщепление в соотно шении 2:1?


4. Создание синквейна по разделу новай темы.

Это творческая форма рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах-важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Например: Вирус, опасный, коварный

пугает, заражает, уничтожает

необъяснимая загадка природы враг.
Подготовка к ГИА: составление тестов по тексту параграфа или решение Укажите правильные варианты ответов:

Тест 1. Чем представлена оболочка растительной клетки?

  1. Плазматической мембраной.

  2. Клеточной стенкой.

  3. Плазматической мембраной и наружным слоем.

  4. Наружным слоем, образованным из целлюлозы.

Тест 2. Каково строение плазматической мембраны?

  1. Образована бимолекулярным слоем липидов.

  2. Ближе к цитоплазме бимолекулярный слой липидов, снаружи белковые молекулы.

  3. Ближе к цитоплазме бимолекулярный слой липидов, снаружи углеводные молекулы.

  4. Бимолекулярный слой липидов, белки пронизывают всю её толщу и располагаются на ее внешней и внутренней поверхности.

Тест 3. Какие вещества образуют основу клеточной мембраны?

  1. Гликолипиды.

  2. Фосфолипиды.

  3. Жиры.

  4. Белки.


Б 1. Установите соответствие между направлениями эволюции и их признаками.

Признаки

Направления эволюции

  1. Многообразие видов

А. Биологический прогресс

  1. Ограниченный ареал

Б. Биологический регресс

  1. Многочисленность видов




  1. Широкая экологическая адаптация




  1. Широкий ареал




  1. Уменьшение числа популяции вида





Ответ:

1

2

3

4

5

6




















. Появилось время для хорошего закрепления изученного материала. Закрепление в презентациях проводится в различных формах:

1. «Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:». Обычно к рисунку предлагается 4 – 5 вопросов, с помощью которых заостряется внимание на наиболее важных моментах.

2. «Продолжите предложения:». Эти задания позволяют проверить понимание основных вопросов темы.

3. «Какие суждения верны:» позволяют давать ошибочные утверждения и сделать закрепление интересным для учащихся с разными способностями.

4. Задания «Ответьте на вопросы:» предполагают ответы на конкретные вопросы.

5. Наиболее сложные задания – «Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности)».

Включение элементов занимательности в учебный процесс, что вызывает: эмоциональную увлеченность в развитии познавательного интереса и рационально использовать учебное время. Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что для учащихся важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Отсюда простой вывод: поощряйте даже небольшой успех ученика при движении к цели, отмечайте / хотя бы добрым словом/ его личные, достижения, формируйте на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи.