Главная страница


Рабочая программа по элективному учебному курсу «Решение задач егэ на программирование»



Скачать 312.46 Kb.
НазваниеРабочая программа по элективному учебному курсу «Решение задач егэ на программирование»
Дата13.04.2016
Размер312.46 Kb.
ТипРабочая программа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 «Успех» г. о. Самара

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному учебному курсу

«Решение задач ЕГЭ на программирование»

10 класс (17 ч.)
(базовый уровень)


2013 - 2014 учебный год

Учитель информатики: Калюжная И. А.

Самара,

2014 г.

Пояснительная записка

Цель курса: получение представления о сложности заданий ЕГЭ по информатике и наработка опыта решения задач на программирование.

Задачи курса. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

сформировать:

  • положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

  • представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

сформировать умения:

  • работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

  • правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.

Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.

Поскольку курс предназначен для тех, кто определил информатику как сферу своих будущих профессиональных интересов либо в качестве основного направления, либо в качестве использования прикладного назначения курса, то его содержание представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в определенное время учебного года.

Количество часов в неделю: 1 час в неделю в течение полугода, всего 17 учебных часов.

Проверка знаний: тестирование по каждому разделу курса.

Итоговая аттестация проводится в форме тестирования с использованием тестовых материалов ЕГЭ по информатике.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях:

  • о существующих методах измерения информации;

  • о моделировании, как методе научного познания.

Владеть фундаментальными знаниями по таким темам, как:

  • принципы кодирования;

  • понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

  • основные алгоритмические конструкции;

  • основные элементы программирования.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;

  • использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;

  • уметь писать программы, используя следующие стандартные алгоритмы:

  • суммирование массива;

  • проверка упорядоченности массива;

  • слияние двух упорядоченных массивов;

  • сортировка;

  • поиск заданной подстроки в последовательности символов;

  • поиск корня делением пополам;

  • поиск наименьшего делителя целого числа;

  • разложение целого числа на множители (простейший алгоритм);

  • умножение двух многочленов;

  • знать базовые механизмы работы в данной программной среде (язык программирования, интерфейс с операционной системой) и уметь их использовать в простейших ситуациях:

  • нарисовать на экране график синуса;

  • нарисовать на экране окружность;

  • подсчитать число символов и строк в файле;

  • подсчитать число файлов в данной директории (каталоге, папке);

  • реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

Тематика занятий разработана по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: "Алгоритмизация и программирование" и «Технология программирования». Курс предусматривает отработку теоретических знаний, умений и навыков учащихся. Наибольшее внимание необходимо уделить отработке у учащихся навыков работы с тестами и тестовыми заданиями различных видов.

Содержание учебного курса
I. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике
ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ. Классификация задач на программирование.

II. Алгоритмизация и программирование

Программирование в среде Turbo Pascal: инструментарий среды; информационная модель объекта; программы для реализации типовых конструкций алгоритмов (последовательного, циклического, разветвляющегося); понятия процедуры и модуля; процедура с параметрами; функции; инструменты логики при разработке программ, моделирование системы.

III. Технология программирования

Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы (30-50 строк).




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Название темы

Количество часов

Примечание




I. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике








1

Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике.

1







II. Алгоритмизация и программирование (9 часов)








2

Алгоритмы, виды алгоритмов, описание алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма.

1




3

Использование основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление.

1




4

Использование основных алгоритмических конструкций: цикл.

1




5

Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.)

2




6

Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры.

Файлы.

2




7

Тренинг по решению задач частей А и В.


2







III. Технология программирования








8

Разбор заданий части С повышенного и высокого уровня сложности.

2




9

Решение тренировочных задач


2




10

Оценивание и выставление баллов


1




11

Контрольная работа по решению одной из демонстрационных версий части С.

2







Всего:


17 ч.





Список литературы

  1. «Готовимся к ЕГЭ по информатике»: учебное пособие / Н.Н. Самылкина. – 3-е издание - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;

  2. «Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;

  3. «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;

  4. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. - 5-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;

  5. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;

  6. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»/Методическое пособие для учителей /Н. Д. Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;

  7. Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2012 - 2013 г.г.).

  8. «ЕГЭ. Информатика. Типовые тестовые задания.»: раздаточный материал/ П.Я. Якушкин – Экзамен, Москва, 2012 – 2013 гг.


Тренинг №1

Вариант 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А18) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A6

Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы (ниже представлена одна и та же программа, записанная на разных языках программирования):


Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

a=42
b=14
a=a\b
b=a*b
a=b\a

\ — стандартная операция, вычисляющая
результат деления нацело первого аргумента на второй

a:=42;

b:=14;
a:=a div b;
b:=a*b;
a:=b div a; {div — 

стандартная операция, вычисляющая результат деления нацело первого аргумента на второй}

a:=42

b:=14
a:= div(a, b)
b:= a*b
a:= div(b, a) | div —

стандартная функция, вычисляющая результат деления нацело первого аргумента на второй|




1)

a = 42, b = 14

2)

a = 1, b = 42

3)

a = 0, b = 588

4)

a = 14, b = 42


A7

Значения двух массивов А[1..200] и В [1..200] задаются с помощью следующего фрагмента программы:

Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

FOR n = 1 TO 200

A(n)=n+100

NEXT n

FOR n = 1 TO 200

B(n)=2*A(n)-500

NEXT n


For n:=1 to 200 do

A[n]:=n+100;

for n:=1 то 200

B(n):=2*A[n]-500;


нц для n от 1 до 200

A[n]=n+100

кц

нц для n от 1 до 200

B[n]=2*A(n)-500

кц


Сколько элементов массива В будут иметь положительный значения?


1)

50

2)

51

3)

149

4)

150


A12

Для составления цепочек разрешается использовать бусины 5 типов, обозначаемых буквами А, Б, В, Е, И. Каждая цепочка должна состоять из трех бусин, при этом должны соблюдаться следующие правила:


1)

на первом месте стоит одна из букв: А, Е, И,

2)

после гласной буквы в цепочке не может снова идти гласная, а после согласной – согласная,

3)

последней буквой не может быть А.

Какая из цепочек построена по этим правилам?


1)

АИБ

2)

ЕВА

3)

БИВ

4)

ИБИ



A19

Определите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма:



Примечание: знаком * обозначено умножение, знаком := обозначена операция присваивания.


1)

8

2)

16

3)

32

4)

12


А20

В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные a, b, c имеют тип «строка», а переменные i, k – тип «целое». Используются следующие функции:

Длина (a) – возвращает количество символов в строке a. (Тип «целое»)

Извлечь (a, i) – возвращает i-тый (слева) символ в строке a. (Тип «строка»)

Склеить (a, b) – возвращает строку, в которой записаны сначала все символы строки a, а затем все символы строки b. (Тип «строка»)

Значения строк записываются в одинарных кавычках
(Например, a := ‘дом’).

Фрагмент алгоритма:

i := Длина (a)

k := 2

b := ‘А’

пока i > 0

нц

c := Извлечь (a, i)

b := Склеить (b, c)

i := i – k

кц

b := Склеить (b, ‘Т’)


Какое значение будет у переменной b после выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной a было ‘ПОЕЗД’?


1)

‘АДЕПТ’

2)

‘АДЗЕОП’

3)

‘АДТЕТПТ’

4)

‘АДЗОТ’

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является набор символов, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

B3

У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:

1. вычти 1

2. умножь на 3

Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая – увеличивает его в три раза.

Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 16, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд.

(Например, программа 21211 это программа)

умножь на 3

вычти 1

умножь на 3

вычти 1

вычти 1

которая преобразует число 1 в 4.)

B6

Строки (цепочки символов) создаются по следующему правилу.

Первая строка состоит из одного символа — цифры «1». Каждая из последующих цепочек создается такими действиями: в очередную строку дважды записывается предыдущая цепочка цифр (одна за другой, подряд), а в конец приписывается ещё одно число — номер строки по порядку (на i-м шаге дописывается число «i»).

Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:

(1) 1

(2) 112

(3) 1121123

(4) 112112311211234

Сколько раз в общей сложности встречаются в восьмой строке нечётные цифры (1, 3, 5, 7, 9)?
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Вариант 1

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся

по информатике и ИКТ

ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2


задания

Ответ

задания

Ответ

А1

4

А11

3

А2

1

А12

4

А3

3

А13

2

А4

3

А14

3

А5

3

А15

3

А6

4

А16

2

А7

1

А17

1

А8

4

А18

3

А9

1

А19

2

А10

2

А20

1





Ответ

В1

3

В2

3

В3

12211

В4

Коля

В5

60

В6

170

В7

ГВЖЕДБА

В8

4231




Вариант 2

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А18) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A6

Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:

Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

a = 1819
b = (a \ 100) * 10 + 9
a = (10*b – a) MOD 100
'\ и MOD – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно

a:= 1819;
b:= (a div 100)*10+9;
a:= (10*b–a) mod 100;
{div и mod – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно}

a:= 1819
b:= div(a,100)*10+9
a:= mod(10*b – a,100)
|div и mod – функции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно|




1)

a = 81, b = 199

2)

a = 81, b = 189

3)

a = 71, b = 199

4)

a = 71, b = 189

A7

Значения двух массивов А[1..300] и В [1..300] задаются с помощью следующего фрагмента программы:

Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

FOR n = 1 TO 300

A(n)=100-n

NEXT n

FOR n = 1 TO 300

B(n)=2*A(n)+1

NEXT n


For n:=1 to 300 do

A[n]:=100-n;

for n:=1 то 300

B(n):=2*A[n]+1;


нц для n от 1 до 300

A[n]=100-n

кц

нц для n от 1 до 300

B[n]=2*A(n)+1

кц


Сколько элементов массива В будут иметь положительный значения?


1)

99

2)

100

3)

200

4)

201

A12

Для составления цепочек используются бусины, помеченные буквами: A, B, C, D, E. На первом месте в цепочке стоит одна из бусин A, C, E. На втором – любая гласная, если первая буква согласная, и любая согласная, если первая гласная. На третьем месте – одна из бусин C, D, E, не стоящая в цепочке на первом месте.

Какая из перечисленных цепочек создана по этому правилу?

1)

CBE

2)

ADD

3)

ECE

4)

EAD




A19

Определите значение переменной c после выполнения фрагмента алгоритма:
Примечание: знаком * обозначено умножение, знаком := обозначена операция присваивания.


1)

1

2)

45

3)

55

4)

66


А20

В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные a, b, c имеют тип «строка», а переменные i, k – тип «целое». Используются следующие функции:

Длина (a) – возвращает количество символов в строке a. (Тип «целое»)

Извлечь (a, i) – возвращает i-тый (слева) символ в строке a. (Тип «строка»)

Склеить (a, b) – возвращает строку, в которой записаны сначала все символы строки a, а затем все символы строки b. (Тип «строка»)

Значения строк записываются в одинарных кавычках
(Например, a := ‘дом’).

Фрагмент алгоритма:

n := Длина (a)

k := 2

b := ‘Р’

пока i < n

нц

c := Извлечь (a, i)

b := Склеить (b, c)

i := i + k

кц

b := Склеить (b, ‘ДА’)






Какое значение будет у переменной b после выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной a было ‘МОТОР’?


1)

‘РМТДА’

2)

‘РОТОДА’

3)

‘РОТОМДА’

4)

‘РОТОНДА’

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является набор символов, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

B3

У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

1. возведи в квадрат;

2. прибавь 1.

Первая из них возводит число на экране в квадрат, вторая – увеличивает его на 1.

Запишите порядок команд в программе получения из числа 1 числа 10, содержащей не более 4 команд, указывая лишь номера команд.

(Например, программа 12122 это программа:

возведи в квадрат;

прибавь 1

возведи в квадрат;

прибавь 1

прибавь 1

которая преобразует число 1 в 6.)

B6

Цепочки символов (строки) создаются по следующему правилу.

Первая строка состоит из одного символа — цифры «1».

Каждая из последующих цепочек создаётся следующими действиями: в начало записывается число — номер строки по порядку (для i й строки записывается число «i»), далее дважды подряд записывается предыдущая строка.

Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:

  1. 1

  2. 211

  3. 3211211

  4. 432112113211211

Сколько раз встречаются в восьмой строке чётные цифры (суммарно)?

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся

по информатике и ИКТ

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2



Ответ

В1

4

В2

9

В3

2212

В4

1423

В5

2400

В6

85

В7

ЖГДВАБЕ

В8

2314



задания

Ответ

задания

Ответ

А1

3

А11

4

А2

3

А12

2

А3

3

А13

4

А4

1

А14

3

А5

4

А15

2

А6

4

А16

2

А7

2

А17

2

А8

2

А18

4

А9

4

А19

3

А10

4

А20

1




Тренинг №2

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А20) поставьте знак «  » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.


A6



Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма.
Примечание: знаком := обозначена операция присваивания.


1)

1

2)

2

3)

6

4)

16


A7


Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:


Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

a = 3 + 8 * 4
b = (a \ 10) + 14
a = (b MOD 10) + 2
'\ и MOD – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно

a:= 3 + 8*4;
b:= (a div 10) + 14;
a:= (b mod 10) + 2;
{div и mod – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно}

a:= 3 + 8*4
b:= div(a,10) + 14
a:= mod(b, 10) + 2
|div и mod – функции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно|




1)

a = 0, b = 18

2)

a = 11, b = 19

3)

a = 10, b = 18

4)

a = 9, b = 17



A8



Значения двух массивов A[1..100] и B[1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы:

Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

FOR n=1 TO 100
A(n)=(n-80)*(n-80)
NEXT n
FOR n=1 TO 100
B(101-n)=A(n)
NEXT n

for n:=1 to 100 do
A[n]:= (n-80)*(n-80);
for n:=1 to 100 do
B[101-n]:=A[n];

нц для n от 1 до 100
A[n]=(n-80)*(n-80)
кц
нц для n от 1 до 100
B[101-n]=A[n]
кц

Какой элемент массива B будет наибольшим?


1)

B[1]

2)

B[21]

3)

B[80]

4)

B[100]



В формировании цепочки из четырех бусин используются некоторые правила:
в конце цепочки стоит одна из бусин Р, N, Т, O. На первом – одна из бусин P, R, T, O, которой нет на третьем месте. На третьем месте – одна из бусин O, P, T, не стоящая в цепочке последней. Какая из перечисленных цепочек могла быть создана с учетом этих правил?


1)

PORT

2)

TTTO

3)

TTOO

4)

OOPO


A20



Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:

вверх

вниз

влево

вправо

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →.

Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:




сверху свободно

снизу свободно

слева свободно

справа свободно

Цикл
ПОКА < условие > команда

выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку.

Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

НАЧАЛО




















6



















5



















4



















3



















2



















1

A

B

C

D

E

F





ПОКА < справа свободно > вправо

ПОКА < сверху свободно > вверх

ПОКА < слева свободно > влево

ПОКА < снизу свободно > вниз

КОНЕЦ



1)

1

2)

0

3)

3

4)

4


Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1 – В8) является набор символов, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.


B3



У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:

1. вычти 2

2. умножь на три

Первая из них уменьшает число на экране на 2, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 11 числа 13, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, 21211 – это программа:

умножь на три

вычти 2

умножь на три

вычти 2

вычти 2,

которая преобразует число 2 в 8).

(Если таких программ более одной, то запишите любую из них.)


B6



Цепочки символов (строки) создаются по следующему правилу:

Первая строка состоит из одного символа – цифры «1».

Каждая из последующих цепочек создается такими действиями: в начало записывается число – номер строки по порядку (для i-й строки ставится число «i»), далее дважды подряд записывается предыдущая строка.

Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:

(1) 1

(2) 211

(3) 3211211

(4) 432112113211211
Сколько раз встречается цифра «1» в первых семи строках (суммарно)?

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по информатике
ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2




Ответ

В1

3,7,21

В2

10

В3

11121

В4

3124

В5

625

В6

127

В7

ЖГБВАЕД

В8

БВАГ



задания

Ответ

задания

Ответ

А1

1

А11

1

А2

3

А12

3

А3

1

А13

2

А4

4

А14

4

А5

3

А15

2

А6

2

А16

1

А7

4

А17

3

А8

4

А18

2

А9

2

А19

4

А10

4

А20

4