Главная страница


Рабочая программа учебного курса по химии для 10-11 классов (профильный уровень) 2014 пояснительная записка



НазваниеРабочая программа учебного курса по химии для 10-11 классов (профильный уровень) 2014 пояснительная записка
страница1/4
Дата13.02.2016
Размер0.7 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 городского округа город Волгореченск Костромской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по химии

для 10-11 классов

(профильный уровень)

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года на основе авторской образовательной программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна 2010 года издания.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит на изучение предмета в 10-х и 11-х классах 2 учебных часа в неделю, 70 часов в год.

Курс четко делится на две части: органическую и общую химию.

Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;

  • воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;

  • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией. 

Основные задачи рабочей программы:

  • сформировать у учащихся умения безопасного обращения с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая правила техники безопасности;

  • научить применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.

  • выработать у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также сформировать у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.

 Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

  • по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.

Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

Виды контроля знаний учащихся: предварительный, текущий, итоговый.

Предварительный (тестирование, беседа, проверочная работа), итоговый (итоговое тестирование). Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного или письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается контрольным тестированием.

Для реализации рабочей программы используется УМК О.С. Габриеляна:

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010. – 78 с.

2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Углубленный уровень: учебник/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Ю. Пономарев. – М.: Дрофа, 2014. – 366 с.

3. Габриелян О.С. Химия. Углубленный уровень. 11 класс: учебник/О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – М.: Дрофа, 2014. – 397 с.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ИЗУЧАЮЩИХ ХИМИЮ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ

Учащиеся должны знать/понимать:

- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

- природные источники углеводородов и способы их переработки;

- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.

Учащиеся должны уметь:

- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

- характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Устный ответ

Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности.

Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ  неполный.

Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.

Расчетные задачи

Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.

Экспериментальные задачи

Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.

Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.

Практическая работа

Оценка «5» - работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы.

Оценка «4»- работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.

Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя.

Контрольная работа

Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.

Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ

Итоговый контроль знаний учащихся 10 класса (профиль)

№ п/п

Тема контрольного тестирования

Количество часов

Сроки

1

Предмет органической химии. Теория строения органических веществ.

1

октябрь

2

Углеводороды

1

январь

3

Кислородсодержащие органические соединения

1

март

4

Азотсодержащие соединения

1

начало мая

5

Биологически активные органические соединения

1

май

6

Итоговое тестирование за курс 10 класса

1

май


Итоговый контроль знаний учащихся 11 класса (профиль)

№ п/п

Тема контрольного тестирования

Количество часов

Сроки

1

Строение атома

1

сентябрь

2

Строение вещества

1

декабрь

3

Химические реакции

1

февраль

4

Вещества и их свойства

1

апрель

5

Итоговое тестирование

1

май


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (10 КЛАСС ПРОФИЛЬ)

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов




РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

13

1

Техника безопасности. Составление структурных формул, изомеров и гомологов органических веществ.

1

2

Виды изомерии органических веществ.

1

3

Строение атома углерода. Понятие о σ- и π-связях.

1

4

Валентные состояния атома углерода.

1

5

Закрепление умения определять тип гибридизации атома углерода и число σ- и π-связей.

1

6

Классификация органических соединений по строению углеродной цепи.

1

7

Классификация органических соединений по функциональным группам.

1

8

Основы номенклатуры органических соединений.

1

9

Закрепление умения называть вещества по систематической и тривиальной номенклатурам.

1

10

Типы химических реакций в органической химии.

1

11

Закрепление умения определять типы химических реакций. Типы реакционноспособных частиц и механизмы реакций в органической химии.

1

12

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Предмет органической химии. Теория строения органических веществ».

1

13

Контрольное тестирование №1 по теме: «Предмет органической химии. Теория строения органических веществ».

1




РАЗДЕЛ 2. УГЛЕВОДОРОДЫ

20

14

Предельные углеводороды. Изомерия и номенклатура алканов.

1

15

Химические свойства, получение и применение алканов. Составление и решение цепочек превращений.

1

16

Циклоалканы.

1

17

Решение тестовых заданий по теме: «Предельные углеводороды».

1

18

Непредельные углеводороды. Изомерия и номенклатура алкенов.

1

19

Химические свойства, получение и применение алкенов. Составление и решение цепочек превращений.

1

20

Практическая работа №1 по теме: «Получение этилена и изучение его свойств».

1

21

Решение задач на вывод молекулярной формулы органических веществ.

1

22

Закрепление умения решать задачи на вывод молекулярной формулы органических веществ.

1

23

Изомерия и номенклатура алкадиенов.

1

24

Химические свойства, получение и применение алкадиенов. Составление и решение цепочек превращений.

1

25

Изомерия и номенклатура алкинов.

1

26

Химические свойства, получение и применение алкинов. Составление и решение цепочек превращений.

1

27

Расчеты по уравнениям органических реакций.

1

28

Закрепление умения выполнять расчеты по уравнениям органических реакций.

1

29

Ароматические углеводороды. Изомерия и номенклатура гомологов бензола.

1

30

Химические свойства, получение, применение бензола и его гомологов. Составление и решение цепочек превращений.

1

31

Генетическая связь между классами углеводородов.

1

32

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Углеводороды».

1

33

Контрольное тестирование №2 по теме: «Углеводороды».

1




РАЗДЕЛ 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

19

34

Спирты. Изомерия и номенклатура предельных одноатомных спиртов.

1

35

Химические свойства, получение, применение предельных одноатомных спиртов. Составление и решение цепочек превращений.

1

36

Предельные многоатомные спирты.

1

37

Изомерия и номенклатура фенолов.

1

38

Химические свойства, получение, применение фенолов. Составление и решение цепочек превращений.

1

39

Решение тестовых заданий по теме: «Гидроксильные соединения».

1

40

Практическая работа №2 по теме: «Изучение свойств спиртов».

1

41

Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов.

1

42

Химические свойства, получение, применение альдегидов и кетонов. Составление и решение цепочек превращений.

1

43

Карбоновые кислоты. Изомерия и номенклатура одноосновных карбоновых кислот.

1

44

Химические свойства, получение, применение одноосновных карбоновых кислот. Составление и решение цепочек превращений.

1

45

Практическая работа №3 по теме: «Карбоновые кислоты».

1

46

Решение тестовых заданий по теме: «Альдегиды. Кетоны. Карбоновые кислоты».

1

47

Сложные эфиры. Жиры. Мыла.

1

48

Углеводы. Моносахариды. Строение и свойства глюкозы.

1

49

Дисахариды и полисахариды.

1

50

Генетическая связь между классами углеводородов и кислородсодержащих органических веществ.

1

51

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Кислородсодержащие органические соединения».

1

52

Контрольное тестирование №3 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения».

1




РАЗДЕЛ 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ

10

53

Изомерия и номенклатура аминов.

1

54

Химические свойства, получение, применение аминов. Составление и решение цепочек превращений.

1

55

Изомерия и номенклатура аминокислот.

1

56

Химические свойства, получение, применение аминокислот. Составление и решение цепочек превращений.

1

57

Белки: строение, классификация, свойства.

1

58

Практическая работа №4 по теме: «Изучение свойств белков».

1

59

Нуклеиновые кислоты.

1

60

Генетическая связь между классами органических соединений.

1

61

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Азотсодержащие соединения».

1

62

Контрольное тестирование №4 по теме: «Азотсодержащие соединения».

1




РАЗДЕЛ 5. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

4

63

Витамины. Ферменты.

1

64

Гормоны. Лекарства.

1

65

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Биологически активные органические соединения».

1

66

Контрольное тестирование №5 по теме: «Биологически активные органические соединения».

1




РАЗДЕЛ 6. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ ЗА КУРС 10 КЛАССА

2 + 2

67

Повторение основных вопросов курса.

1

68

Итоговое тестирование за курс 10 класса.

1

69

Резерв.

1

70

Резерв.

1


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (11 КЛАСС ПРОФИЛЬ)

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов




РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ АТОМА

7

1

Техника безопасности. Атом - сложная частица.

1

2

Состояние электронов в атоме. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

1

3

Составление электронно-графических формул атомов элементов больших периодов.

1

4

Валентные возможности атомов химических элементов.

1

5

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Решение заданий ЕГЭ части А.

1

6

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение атома».

1

7

Контрольное тестирование №1 по теме: «Строение атома».

1




РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

18

8

Химическая связь. Единая природа химической связи.

1

9

Типы кристаллических решеток.

1

10

Ионная химическая связь. Решение заданий ЕГЭ части А.

1

11

Ионная химическая связь. Решение заданий ЕГЭ части В.

1

12

Ковалентная химическая связь.

1

13

Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул.

1

14

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия и гомология органических соединений.

1

15

Номенклатура органических соединений.

1

16

Полимеры.

1

17

Металлическая химическая связь.

1

18

Водородная химическая связь.

1

19

Агрегатные состояния вещества: газообразное, жидкое, твердое.

1

20

Дисперсные системы.

1

21

Состав вещества и смесей. Решение задач на массовую и объемную доли вещества.

1

22

Решение задач на долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.

1

23

Решение задач на молярную концентрацию.

1

24

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение вещества».

1

25

Контрольное тестирование №2 по теме: «Строение вещества».

1




РАЗДЕЛ 3. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

21

26

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.

1

27

Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям.

1

28

Скорость химической реакции. Катализ.

1

29

Решение задач на скорость химической реакции.

1

30

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

1

31

Химическое равновесие. Решение заданий ЕГЭ части А.

1

32

Практическая работа №1 по теме: «Скорость химической реакции. Химическое равновесие».

1

33

Электролитическая диссоциация.

1

34

Кислоты, соли, основания в свете электролитической диссоциации.

1

35

Водородный показатель.

1

36

Произведение растворимости.

1

37

Реакции ионного обмена.

1

38

Закрепление умения составлять уравнения реакций ионного обмена.

1

39

Гидролиз.

1

40

Закрепление умения составлять уравнения гидролиза. Решение заданий ЕГЭ части В.

1

41

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Решение заданий ЕГЭ части А.

1

42

Закрепление умения составлять уравнения ОВР. Решение заданий ЕГЭ части В и С.

1

43

Электролиз.

1

44

Закрепление умения составлять уравнения электролиза. Решение заданий ЕГЭ части В.

1

45

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Химические реакции».

1

46

Контрольное тестирование № 3 по теме: «Химические реакции».

1




РАЗДЕЛ 4. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА

17

47

Классификация неорганических веществ.

1

48

Классификация органических веществ.

1

49

Металлы. Коррозия металлов. Получение металлов.

1

50

Металлы главных и побочных подгрупп.

1

51

Общая характеристика неметаллов.

1

52

Неметаллы 7, 6, 5, 4 групп главных подгрупп.

1

53

Оксиды.

1

54

Кислоты органические и неорганические.

1

55

Концентрированные и разбавленные серная и азотная кислоты.

1

56

Основания органические и неорганические.

1

57

Амфотерные органические и неорганические соединения.

1

58

Соли.

1

59

Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ.

1

60

Решение заданий ЕГЭ части С.

1

61

Практическая работа №2 по теме: «Решение экспериментальных задач по неорганической и органической химии».

1

62

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Вещества и их свойства».

1

63

Контрольное тестирование №4 по теме: «Вещества и их свойства».

1




РАЗДЕЛ 5. ХИМИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

3

64

Химия и производство.

1

65

Химия и сельское хозяйство.

1

66

Химия и повседневная жизнь человека.

1




РАЗДЕЛ 6. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ ЗА КУРС 11 КЛАССА

2 + 2

67

Повторение основных вопросов курса.

1

68

Итоговое тестирование.

1

69

Резерв.

1

70

Резерв.

1


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ 10 КЛАССА (ПРОФИЛЬ)

Введение, тема 1. Строение и классификация органических соединений, тема 2. Химические реакции в органической химии – объединены в одну: Предмет органической химии. Теория строения органических веществ. На их изучение отводится 13 часов.

Введение

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.

Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А.М Бутлерова. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.

Электронное облако и орбиталь, их формы: s, p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: σ- и π-связи. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.

Первое валентное состояние – sp3 – гибридизация – на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние – sp2 – гибридизация – на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние – sp – гибридизация – на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.

Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей.

  1   2   3   4