Главная страница


Разработка урока: "Условия, влияющие на скорость химической реакции."



Скачать 56.11 Kb.
НазваниеРазработка урока: "Условия, влияющие на скорость химической реакции."
Притуло Т.В
Дата15.03.2016
Размер56.11 Kb.
ТипРазработка урока

Разработка урока:

"Условия, влияющие на скорость химической реакции."

МБОУ «Богатищевская СОШ» Разработала: учитель химии Притуло Т.В.

Цель урока: развитие знаний учащихся о скорости протекания химической реакции в процессе экспериментального изучения с последующим объяснением кинетических закономерностей, которым подчиняется реакция.

Задачи урока:

  1. Объяснение с опорой на межпредметные связи и жизненный опыт учащихся кинетических закономерностей, отражающих влияние природы вещества и внешних условий на скорость химической реакции.

  2. Развитие и систематизация знаний учащихся о природе вещества.

  3. Развитие знаний учащихся об использовании способов изменения скорости химических процессов.

  4. Развитие экспериментальных умений.

  5. Развитие научного мышления учащихся в процессе установления причинно-следственных связей, сравнения и наблюдения объектов и процессов.

  6. Развитие научного мировоззрения учащихся при усвоении ведущих мировоззренческих идей курса: единство и познаваемость материального мира; живой и неживой природы.

  7. Развитие мотивации изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников, раскрытии практического значения новых знаний в процессе проведения эксперимента.

  8. Развитие навыков слышать партнера, уважать чужое мнение.

Приоритетные виды межпредметных связей:

  • содержательно-информационные с курсами физики, биологии, географии на уровне фактов, межпредметных понятий, методологических знаний;

  • организационно-методические - на уровне общепредметных умений ( наблюдение, сравнение и вывод, классификация, применение знаний и способов действий);

  • специально-предметные – причинно-следственные, логико-математические, экспериментально-практические, политехнические, исторические и др.

Тип урока – комбинированный.

Методологический подход: личностно ориентированный, деятельностный, коммуникативный.

Преобладающие методы: проблемно-поисковые, диалогистические.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

- Что изучает химия? Что такое химическая реакция?

Химическая реакция – вот подлинная душа химии. Ежесекундно во всем мире их протекает бесчисленное множество. Я говорю, вы думаете –и в вашем мозгу (голове) совершаются миллионы химических реакций. В стакан крепкого чая вы кладете кусочек лимона, и цвет напитка бледнеет: произошла химическая реакция. Первобытный человек, который научился разжигать костер, был и химиком. Он провел первую химическую реакцию – реакцию горения. Что такое взрыв? Самая обыкновенная химическая реакция, сопровождающаяся выделением большого количества газов. Это пример моментально протекающего химического процесса, например, взрыв динамита. Эта реакция – «молния». Есть и реакции «черепахи». В стеклянном сосуде смешаем два газа – Н2 и О2. Сосуд может стоять сколько угодно: день, месяц, год. Похоже, что Н2 не соединяется с О2. Да нет, соединяется, но только очень медленно.

II. Изучение нового материала.

Что влияет на скорость химической реакции? Вот вопрос на который мы с вами должны ответить в ходе урока. Учащиеся выдвигают различные гипотезы, предлагают факторы, которые могут ускорить процесс столкновения и взаимодействия молекул (например, при более высокой температуре молекулы начинают двигаться быстрее, а значит и скорость должна быть быстрее).

  1. Обращаясь к жизненному опыту учащихся учитель предлагает решить задачу: « в трех склянках содержатся растительное масло, мед и вода. Расположите эти склянки в порядке уменьшения скорости вытекания из них жидкостей. Объясните свое решение. Учащиеся вспоминают о том, что видели в повседневной жизни и узнали из курса физики, поэтому достаточно легко и правильно расположат склянки и приведут правильные аргументы. При этом они осознанно воспримут вывод, сформулированный учителем: скорость химических процессов (реакций), подобно скорости физических процессов (в данном случае – вытекания жидкости), зависит от природы веществ ( или тел).

Теперь проверим вывод экспериментально. Для этого необходимо повторить правила безопасной работы в химическом кабинете. Лабораторные опыты учащиеся осуществляют в парах, помогая друг другу. На столах учащихся находится стакан с водой и железные опилки в пробирке. Учитель предлагает высыпать железные опилки в стакан с водой и пронаблюдать.(Учащиеся отмечают – признаков химической реакции не наблюдается).

Учитель проводит аналогичный опыт на демонстрационном столе, только вместо железных опилок опускает в воду стружку натрия. Учитель предлагает найти железо и натрий в ряду напряжений металлов. Учащиеся наблюдают, записывают в тетрадях уравнение реакции Na + H2O = … уравнивают эту ОВР методом электронного баланса (Один учащийся, по желанию, уравнивает реакцию на доске) и делают вывод:

Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ.

  1. Учитель демонстрирует сжигание серы в воздухе и в кислороде. Где сера сгорела быстрее? Почему? Запишите уравнение реакции и сделайте вывод (в воздухе содержится 21% кислорода по объему).

Концентрация реагирующих веществ – фактор , влияющий на скорость химической реакции.

  1. Возьмите два одинаковых кусочка мела, один измельчите, положите на руку порошок и кусочек. в каком случае контакт с рукой больше? Почему? Поместите мел в две чашки. Прилейте раствор соляной кислоты. Где процесс закончился раньше? Запишите уравнение реакции. Как называется реакция, проходящая между веществами, находящимися в разных агрегатных состояниях? Учащиеся работают с текстом учебника стр. 83 – 84. Т.е. реагирующие вещества (в данном случае мел и раствор соляной кислоты) отделены друг от друга поверхностью раздела ( Гетерогенная реакция). Объясните свои наблюдения и сделайте вывод.

При гетерогенной реакции, для увеличения ее скорости, нужно увеличить площадь соприкосновения реагирующих веществ.

Гомогенными называют реакции, в которых отсутствует поверхность раздела между реагирующими веществами. Такие реакции протекают во всем объеме. К таким реакциям относятся реакции между газами, в растворах между электролитами.

  1. Учащиеся выполняют эксперимент.

В две пробирки с Zn прилейте разбавленную серную кислоту. Одну пробирку осторожно подогрейте. Что наблюдаете? Объясните, напишите уравнение реакции и сделайте вывод.

Скорость химической реакции зависит от температуры – чем выше температура, тем с большей скоростью протекает химическая реакция.

  1. Учитель проводит демонстрационный эксперимент. В две пробирки налейте одинаковое количество 5% раствора перекиси водорода Н2О2. В одну добавляет MnO2. Что наблюдаете? Изменился ли оксид марганца после проведения реакции? Какова его роль? Сделайте вывод. Работаем с текстом учебника стр.87.Как называются вещества, которые изменяют скорость химической реакции? (Катализаторы).Оксид марганца – МпО2 в данной реакции выполнял роль катализатора. В живых организмах катализаторами являются – ферменты биологические катализаторы.

Катализаторами называются вещества, которые изменяют скорость химической реакции, но сами при этом не расходуются. Скорость химической реакции зависит от присутствия катализатора. Вещества, замедляющие скорость химической реакции называются ингибиторами.

Далее проговариваем еще раз факторы, влияющие на скорость химической реакции и проводим тренировочный тест:

Растворение магния в соляной кислоте протекает быстрее при:

- понижении температуры;

- разбавлении кислоты;

-раздроблении магния;

- увеличении концентрации кислоты.

Верные ответы: нет, нет, да, да.

Домашнее задание: п. 18 № 1, 2 (базовый уровень), № 1,2.3( повышенный уровень).

Творческое задание (по желанию) : подготовить сообщение о биологических катализаторах – ферментах, действующих в живых организмах.