Главная страница


Развитие интереса у учащихся к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов в процессе обучения



Скачать 91.23 Kb.
НазваниеРазвитие интереса у учащихся к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов в процессе обучения
Дата16.04.2016
Размер91.23 Kb.
ТипРеферат

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2 имени А.И. Островского» г. о. Сызрань

Развитие интереса у учащихся к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов в процессе обучения

Чугай И. Н.

- преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

2014

Развитие интереса у учащихся к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов в процессе обучения

Современное образование любого направления в настоящее время неразрывно связано с понятием «инновация», что означает новшество, новизну, изменение. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации в области образования, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Человек должен легко и гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь грамотно работать с информацией; обладать такими личностными качествами, как коммуникабельность, контактность, умение работать в команде.

Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно через совершенствование и внедрение инновационных педагогических технологий, таких как: личностно - ориентированное обучение, коллективно - индивидуальная мыследеятельность, информационно - коммуникационные и проектно - исследовательские технологии [2, с.7]. Активное проникновение научно-технического прогресса во все формы обучения диктуют преподавателю необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс, в рамках которого происходит становление и воспитание человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, принимать самостоятельные решения, уметь конструктивно взаимодействовать с другими людьми[3, с. 9].

Комплексное использование инновационных образовательных технологий, их внедрение в образовательный процесс - вопрос сложный. Одним из необходимых условий для успешного осуществления этого процесса является обобщение и распространение опыта педагогов, которые внедряют в практику инновационные технологии. Говоря о конкретном опыте внедрения инноваций в нашей школе, я хотела бы поделиться опытом проектной деятельности на уроках «Музыкальной литературы» среди учащихся старших классов ДШИ №2 им. А. И. Островского г. Сызрани.

Музыкальная литература – тот предмет в системе музыкального образования, где использование проблемно-исследовательских и проектных методов обучения наиболее приемлемо и целесообразно. Использование проектно - исследовательских технологий на уроках «Музыкальной литературы» позволяет осуществить переход к идеологии развития, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль. В настоящее время данный метод становится социальным явлением, эффективным средством получения современного образования, одним из мощных средств вовлечения школьника в реальную жизнь искусства, [4, с. 11].

Под методом проекта понимается система обучения, при которой учащийся приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения практических заданий – проектов. Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых уч-ся самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Для её решения необходимы как ранее полученные знания, так и те, которые предстоит приобрести. Личный интерес учащегося в данной деятельности является необходимым условием успешной работы [5, с. 5-7]. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, других источников информации, изучение способов ее переработки, проведение практических работ, разработка авторских исследовательских проектов способствуют повышению качества образования в ДШИ.

Проектный метод обучения предполагает развитие у детей познавательной активности и широких познавательных интересов, системного мышления и целостного миропонимания, способности к исследовательской, коммуникативной деятельности; развивает критическое, креативное мышление; вырабатывает стремление и умение самостоятельно добывать и использовать новые знания; позволяет применять в комплексе все вышеперечисленные знания и навыки, приобретать личностный и профессиональный опыт в процессе обучения нестандартными средствами, развивать познавательные, творческие навыки учащихся [6, с. 23].

Основные требования к проекту

1. Работа над проектом должна быть направлена на разрешение конкретной, социально значимой исследовательской информационной практической проблемы. 2. Выполнение должно начинаться с проектирования самого проекта, т. е. планирования действий по разрешению проблемы. 3. Исследовательская работа заключается в поиске и обработке информации. 4. Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита проекта.

В 2009 году проектная деятельность учащихся была направлена на создание наглядных пособий в виде презентаций по творчеству русских композиторов.

Информационные технологии – система средств, обеспечивающих все виды работы с информацией. В настоящее время созрела необходимость научиться ее использовать, передавать, воспринимать и оценивать по-новому. Компьютер позволяет манипулировать с информацией в любом ее виде: книги, статьи, ноты, аудио и видеозаписи. Систематическое внедрение электронных ресурсов в повседневный учебный процесс способствует росту мотивации, интереса и стимула к усвоению учебной информации, к освоению практических навыков. Одно из направлений применения возможностей компьютера - обеспечение наглядности в представлении учебных материалов.

Объем информации различного типа, которую необходимо использовать на уроках «Музыкальной литературы» достаточно широк и разнообразен. Подготовка иллюстративного материала (ноты, книги, альбомы, музыкальный материал даже в записи на CD) требует от преподавателя много времени и усилий. Использование технологии презентации позволяет оптимизировать как процесс подготовки к урокам, так и сам процесс обучения.

Презентация – представление учебной информации – это использование мультимедийной природы компьютера, который, в отличие ранее существующих технических средств, увеличил возможности совмещения операций создания и трансляции информации. При помощи компьютера можно обеспечить наглядность любой учебной информации: наименование темы, значимые элементы словесного текста, цитаты, иллюстрации, звуковое сопровождение. Трансляция любых иллюстраций на экране обеспечивает наибольший эффект усвоения основной информации; а звук, схемы, изображения (нотная запись в том числе), видео являются вспомогательными факторами. [7, с. 25-36].

Принципы построения презентации могут быть сформулированы следующим образом: их дидактическую значимость определяют концентрация, лаконизм и рациональность. Любые материалы нужно тщательно отбирать с позиции их привлекательности, простоты и легкости для понимания и восприятия. Создание и разработка электронных методических ресурсов, в данном случае презентаций, требует информационной компетентности: необходимо умение обращаться с различными компьютерными программами, владение общими принципами работы с информацией. Одно из основополагающих требований к презентациям - они должны быть составлены привлекательно: красочно, наглядно, ярко [7, с. 15-18].

Процесс создания презентаций учащихся школы состоял из нескольких этапов: 1-й - поиск информации из различных источников (включая обширнейшие возможности Интернета), ее обработка и систематизация. 2-й - подбор иллюстраций и их сканирование. 3-й – поиск, подбор, копирование необходимых музыкальных фрагментов, вычленение (нарезка) необходимых эпизодов и создание звуковых файлов. 4-й – создание слайдов, где вся подготовленная информация компонуется, и решаются дизайнерские задачи. 5-й - заключительный – создание (запись) демонстрационного диска.

В работе над созданием презентаций учащиеся самостоятельно планировали этапы своей работы, учились работать с гипертекстом и информацией различного рода, освоили практические навыки работы на компьютере в разных программах. В результате проведенных исследований и практических работ можно отметить, что у учащихся повысилась их мотивация и самооценка. Они чувствовали большую ответственность за свою работу.

Презентации учащихся по творчеству композиторов

  • Презентация по творчеству Михаила Ивановича Глинки Выполнила: Кулебякина Анастасия, уч-ся 8 класса ОДИ

  • Презентация по творчеству Модеста Петровича Мусорского Выполнила: Кудашова Елизавета, уч-ся 7 класса ОНИ

  • Презентация по творчеству Петра Ильича Чайковского

Выполнила: Кулебякина Анастасия, уч-ся 8 класса ОНИ

В презентациях отражены основные события жизни и творчества композиторов, истории создания отдельных произведений; подобраны иллюстрации и звуковые файлы к произведениям, цитаты об их творчестве.


  • Проект и презентация «Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество. Детство.»

Выполнила: Батаева Татьяна, уч-ся 1 класса художественного отделения

Для создания презентации использован детский фольклор: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, перевертыши, колядки, веснянки и иллюстрации к ним.

Конкурс «Содружество. Евразийские art-диалоги 2013»

Диплом лауреата, II место.

Презентации проектов, посвященных творчеству А. И. Островского

«Музыкальная карусель» - творческий проект игры - путешествия по творчеству А. И. Островского для учащихся средних и старших классов ДШИ. Выполнила Булатова Лилия (7 класс ФПО). «Жизнь в песне» - каталог песен А. И. Островского, где интересно и увлекательно рассказывается история создания песен, представлены высказывания о них современников композитора. Выполнила: Батаева Татьяна (7 класс ФПО). «Мой неизвестный Островский». Ученица изучила сотрудничество Аркадия Ильича с певцами, поэтами и композиторами, создала таблицу, где отображены их высказывания о композиторе, их совместные работы; разработала «Планетарную систему сотрудничества» в виде графического изображения, в которой Аркадий Ильич - солнце, центр этой вселенной. Вокруг, каждый на своей орбите, его соратники – музыканты, певцы, поэты. Выполнила: Кулебякина Анастасия (ОДИ 8 класс)

Конкурс «Содружество. Евразийские art-диалоги 2013»

Булатова Лилия (ФПО 7 класс) - ДИПЛОМ ЛАУРЕАТА 1 место Батаева Татьяна (ФПО 7 класс) - ДИПЛОМ ЛАУРЕАТА 3 место Кулебякина Анастасия (ОДИ 8 класс) – ДИПЛОМ
Заключение

Понятием инновации в образовании сегодня обозначают принципиальную новизну подходов к процессу обучения. Инновации в процессе музыкального образования актуальны как никогда. Использование информационных и компьютерных технологий в учебном процессе, адаптация их к учебным программам должны превратиться в педагогическую технологию.

Создание экспериментальных презентаций и использование их в процессе обучения - только начальный этап в создании и внедрении в образовательный процесс интерактивных технологий и программ. Это не окончательный результат нашей совместной деятельности. В дальнейшем мы планируем использовать технологию презентации для создания комплекса наглядных дидактических материалов по предметам теоретического цикла и выполнения различного рода творческих работ.

Работа над проектами показала, что технология метода презентации направлена на интеллектуальное развитие учащихся, на формирование их критического и творческого мышления. Данный вид совместной деятельности предполагает интегрированный подход к обучению и знаниям. Метод проектов не только стимулирует интерес детей, но и позволяет им убедиться в необходимости получения определенных знаний и жизненно важных концепций. Кардинальное отличие проектного обучения, и использование, в частности, технологии презентации, состоит в том, что роль преподавателя меняется. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы. Совместное сотрудничество и сотворчество по созданию презентаций и проектов позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с учащимися испытать вдохновение, творческий подъем, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу. Истинным же результатом подобной деятельности является сам процесс учения, который имел место в создании презентаций, а также способность перенести приобретенные навыки на следующую проектную работу, на иную ситуацию, на работу с другим материалом. В этом проявляется степень развития творческого потенциала ребенка, его способности к активной и плодотворной самостоятельной творческой деятельности.

Литература:

1.                 Коротков А.М. Теоретико-методическая система подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде: Дис. …д-ра пед.наук. Волгоград, 2004

2.                 Петров А.В. Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования: Монография. – Волгоград: Перемена, 2001

3.                 Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М. Изд.- во Корпорация “Логос”, 1999.