Главная страница


Советует логопед



Скачать 46.16 Kb.
НазваниеСоветует логопед
Дата14.04.2016
Размер46.16 Kb.
ТипДокументы


МДОУ « Центр развития ребенка –

детский сад № 103»

Кабинет речевого развития
СОВЕТУЕТ ЛОГОПЕД
Артикуляционная гимнастика, её роль в формировании правильного произношения у детей 4-5 летнего возраста.

Формирование правильного произношения у детей — ЭТО сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

В результате такой работы к четырем-пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку пять лет, а он не произносит отдельные звуки ([ш], [р]), группу звуков ([с], [з], [ц]) или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими («коска» вместо кошка, «зук» вместо жук, «сяска» вместо чашка, «сетка» вместо щетка); звук [л] произносится как [в] {«вошка» вместо ложка), звук [р] — картаво («гхука»вместо рука).

Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечетко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

  1. Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата — если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке — исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упражнений ребенок сам «растянет» ее. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях детей следует направлять к врачу-ортодонту.

  2. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки ([р], [л]), группа звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]) или несколько групп звуков: соноры ([р], [л], [н]), свистящие ([с], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и т.д. Такого рода нарушения наблюдаются обычно у детей с органическим поражением центральной нервной системы.

  3. Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки.

В первом случае ребенок не различает звонкие и глухие звуки. Поэтому он заменяет один звук на другой (вместо «На березе распустились почки» он скажет: «На березе распустились бочки»).

Во втором случае ребенок умеет правильно произносить тот или другой звук, но не может правильно осуществлять выбор звуков («Маса пошла в сколу» вместо «Маша пошла в школу»)

В третьем случае при искаженном произношении неправильный звук по своему звучанию близок к правильному.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.
Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Поэтому мы предлагаем систему расслабляющих упражнений, которые помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти.
Рекомендуем проводить занятия по следующей схеме:

• пальчиковая гимнастика;

•массаж для губ и языка;

• упражнения для губ;

• упражнения для языка;

Помните, что продолжительность занятий зависит от
возраста и работоспособности ребенка, по нашему мнению, она не должна превышать 15—20 минут. Но если ребенок увлекся, не стоит резко останавливать его, отрывать от занятия. Артикуляционную гимнастику выполняйте по несколько раз в день.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

  • Каждое движение выполняйте перед зеркалом.

  • Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.

  • Чаще сравнивайте действия взрослого с действиями ребенка

  • Выполняя упражнения «для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.

  • Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.


Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза.

Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой — залог успеха.
Специально для Вас подготовил учитель – логопед Богачева О.В.