Главная страница


Учителя обществознания Клейменовой Елены Валерьевны по подготовке к егэ



Скачать 41.59 Kb.
НазваниеУчителя обществознания Клейменовой Елены Валерьевны по подготовке к егэ
Дата08.04.2016
Размер41.59 Kb.
ТипДокументы

Система работы

учителя обществознания Клейменовой Елены Валерьевны

по подготовке к ЕГЭ.

В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в фор­ме ЕГЭ. Как известно, система - это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. В кадетском корпусе такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения учащихся. С VII по XI кл. мы осуществляем преподавание курса «Обществознание» по учебно-методическому комплекту под редакцией Л.Н. Боголюбова. Преимущест­ва этого сквозного курса заключаются в том, что на всех этапах преподавания изучаются единые темы с учетом возраст­ных и психологических особенностей уча­щихся. В учебных и методических пособи­ях понятийный аппарат, различные виды заданий даются авторами именно в фор­мате ЕГЭ. Помимо учебного курса обществознания, включающего разделы «Экономика» и «Право», в кадетском корпусе в рамках профильной подготовки преподается элективный курс «Основы экономики и права», позволяющий изучить данные учебные модули более глубоко.

В VII- IX кл. учащиеся обучаются техно­логии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, около 50 % кадет выбирают для сдачи ГИА по обществознанию, что является серьезной проверкой сформированности знаний, умений и навыков по предмету. В X-XI кл. кадеты пишут промежуточную аттестацию по обществознанию, что также позволяет осуществлять контроль качества знаний. В сентябре 2012 года в профильных классах был проведен входной контроль знаний и анализ работы, позволивший выявить пробелы и слабо отработанные темы у каждого учащегося.

Характеризуя саму систему подготовки к ЕГЭ, следует выделить в ней два направления.

Первое направление охватывает тех учащихся, для кого обществознание является профильным предметом (11 «В», 11 «Г»). Достаточное количество часов на изучение этого предмета (102) даёт возможность осуществлять подготовку учащихся в рамках основного школьного курса. Сначала выдается теоретический материал, в котором уделяется особое внимание харак­теристике основных научных подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному аппарату. Затем в течение 15-20 минут происходит закрепление – практикум. Он проходит в форме работы с раздаточным материалом, включающим задания ЕГЭ части С по обществознанию. В раздаточный материал, по возможности, включаются все типы заданий, которые вообще можно найти в части С. Кроме того, раздаточный материал может содержать специальные задания обучающего характера, направленные на формирование определённых навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ того или иного типа. Учащимся даётся время на письменное выполнение определённого задания, а затем кто-то из них выходит к доске для ответа. В случае затруднения остальные учащиеся помогают отвечающему. Задания части А и В отрабатываются устно фронтально с использованием средств мультимедиа.

Большие проблемы возникают у уча­щихся по выполнению заданий к тексту (С1-С4). При работе с текстом затруднение вызыва­ют задания на интерпретацию текста, уста­новление связи материала текста с обще­ствоведческими знаниями, формулировку оценочных суждений. Кадеты недо­статочно владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по опреде­ленной теме из фрагментов предложенного текста. Поэтому на занятиях осуществляется по­стоянная работа с текстами. Задания С5 и С8 отрабатываем с сентября 2012 года, поэтому добились успеха в выполнении. Трудно было научить точному соответствию формату заданий.

Значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе (С9). Частым недостатком эссе является неумение рас­крыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию, привести аргументы. На первых занятиях в сентябре и на родительском собрании я как учитель призывала смотреть выпуски новостей как базу для примеров из социальной действительности.

Второе направление включает кадет, которые обучаются в классах, не предусматривающих углубленное изучение предмета (68 часов), но которые решили сдавать ЕГЭ по обществознанию (11 «А» - 5 кадет, 11 «Б» - 4, 11 «Д» - 9). Понятно, что в рамках основного курса (2 часа в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на достойном уровне просто невозможно. Но готовить их надо, поэтому для таких учащихся предусмотрены консультации (пятница) и дополнительные образовательные услуги («Курсы для подготовки к ЕГЭ» - вторник). Пользуются предоставленными возможностями 6 кадет из указанных классов и 5 из профильных. Для учащихся разработаны памятки, определяющие по­следовательность действий при выполне­нии различного рода заданий: работа с текстом, алгоритм работы над эссе.

Кроме того, система подготовки к ЕГЭ включает самостоятельную работу учащихся, для организации которой используется электронная система Дневник.ру. На личной странице учителя создана папка «ЕГЭ», в которой сосредоточены теоретические и практические материалы на повторение тем за 10 класс и отработку умений и навыков. По статистике пользуется такой возможностью 20-25 кадет.

Во втором полугодии, когда основной учебный материал пройден, кадеты стали получать задания – составленные специально с учетом познавательных способностей каждого класса тесты на сайте Решуегэ. При этом я как учитель столкнулась с нежеланием кадет работать самостоятельно любым способом во внеурочное время. Основная масса мотивирует это острой нехваткой времени и огромным объемом домашних заданий по математике. Учитель данную отговорку во внимание не принимает, так как хорошо успевающие кадеты время находят.

Большую роль в подготовке к ЕГЭ играет домашнее задание. Оно представлено в нескольких вариантах: задания в папке «ЕГЭ», тесты на Решуегэ, письменные задания в тетради в формате заданий части С, включая эссе.

Анализ выполнения тренировочных заданий пока­зывает, что наибольшее затруднение у уча­щихся вызывают следующие виды зада­ний: анализ двух суждений; классификация понятий, явлений, со­циальных объектов; выбор позиций из предложенных; дифференциация оценочных факторов и суждений; решение проблемных задач.

В качестве задачи на следующий год поставлена следующая: составить папку с дидактическими материалами для кадет по примеру Шаяхметовой ИА. Реализация поставленной задачи ведется с октября, но еще слабо проработана в связи с параллельной подготовкой кадет к сдаче ГИА. Папка для кадет 9-х классов создана.