Главная страница


Урок упражнение по теме: «Металлы»



Скачать 44.84 Kb.
НазваниеУрок упражнение по теме: «Металлы»
Дата12.02.2016
Размер44.84 Kb.
ТипУрок

Урок – упражнение по теме: « Металлы».

Цели:

1. Повторить с учащимися положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов, металлическую химическую связь и кристаллическую металлическую решетку.

2. Обобщить знания учащихся, полученные ранее при рассмотрении общих химических свойств металлов; способах получения металлов

( пирометаллургии, гидрометаллургии, электрометаллургии); о коррозии металлов, классификации коррозионных процессов и способах защиты от коррозии.

3. Развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей этого класса простых веществ.
Оборудование: таблицы «Коррозия металлов», «Способы защиты от коррозии», карточки – схемы, карточки с индивидуальными заданиями.
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Ход урока.
I. Организационный момент.

Ребята! Сегодня наш урок – упражнение пройдет в виде аукциона знаний по теме «Металлы». На уроке, выполняя задания, мы повторим и систематизируем все свойства металлов и их соединений.
II. Повторение и обобщение.

1) Фронтальный опрос.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева поможет нам обобщить свойства металлов как химических элементов.

  • Какие элементы называют металлами? Дайте определение.

Металлы – это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего (а некоторые – и предвнешнего) электронного слоя, превращаясь в положительные ионы.

  • Укажите положение металлов в ПСХЭ.

(Левый нижний угол от диагонали бор – астат).

  • Что происходит со свойствами металлов в главных подгруппах? В периодах?

(Работа с ПСХЭ).

  • Чем являются металлы в соединениях?

(Восстановители).

  • Какова роль металлов как простых веществ?

(Выступления учащихся).

  • Какой вид химической связи характерен для металлов?

(Металлическая).

  • Какая кристаллическая решетка присуща металлам?

(Металлическая).

  • Какие физические свойства характерны для металлов?

(Металлический блеск, пластичность, высокая теплопроводность, электропроводимость, твердость, прочность, магнитные свойства).

2) Письменные задания.

1. Металлы как восстановители очень активные, поэтому, используя опорную схему в общем виде, вспомним химические свойства металлов.

Неметалл

О2

Металл + Н2 О

Оксид Металла

Кислота

Соль

Запишите химические свойства для элемента кальций и укажите условия протекания реакций. t

Са + Н2 = СаН2

t

2Са + О2 = 2СаО




Са + 2Н2О = Са(ОН) + Н2

t

Са + СuО = СаО + Сu



Са + 2НСI = СаСI2 + Н2
Fe + СuSO4 = FeSO4 + Сu

Последнее свойство основано на положении металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов.

Каждый металл способен вытеснить из растворов солей те металлы, которые стоят в ряду напряжений после него.

1. Металлы входят в состав соединений, составьте схему, используя только ключевое слово.
Вещества

2. Запишите формулы веществ, расставив их на соответствующие места в схеме, отражающей классификацию неорганических веществ.

(Na, СаО, КОН, S, HCI, СаSO4)

2. Перед вами таблица с формулами веществ. Пройдите, составив схему реакций, от одного вещества в задании к другому. Покажите различные пути:

а) от Na до NaOH; б) от Na2O до Na2SO4.

Na2O

Na

Na2SO4

Na2O2

NaOH

NaCI


а)I) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
II) Na Na2O2 Na2O NaOH

1) 2Na + O2 = Na2O2

2) Na2O2 + 2Na = 2Na2O

3) Na2O + H2O = 2NaOH
б) I) Na2O NaOH Na2SO4

1) Na2O + H2O = NaOH или Na2O + H2SO4 = Na2SO4 + H2O

2) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

3. На рисунке изображены пересекающиеся понятия. В круг 1 входят вещества, проявляющие основные свойства, а в круг 2 – вещества, проявляющие кислотные свойства. Разместите в этих кругах формулы:

Na2O, AI(OH)3, KOH, ZnO, SO3, AI2O3, CaO, N2O5, Mg(OH)2, H2SO4.

Какую область на данном рисунке могут занять оставшиеся формулы, объясните их свойства.

(Амфотерные оксиды и гидроксиды – область пересечения).





Однако, говоря о свойствах металлов, нельзя забывать о способности металлов реагировать с веществами окружающей среды и образовывать на поверхности особые соединения, обладающие совершенно особыми свойствами, чем сами металлы.

  • О каком процессе идет речь?

(Коррозия металлов).

Коррозия металлов


По месту образования По характеру



Сплошная местная химическая электрохимическая



  • Каковы способы защиты от коррозии?

(шлифование, применение легированных сплавов, нанесение защитных покрытий, электрохимическая защита (анодная, катодная), применение ингибиторов).

Дополнительные сведения.

Изделия из металлов подвергаются коррозии. Не щадит она и памятники архитектуры, так например, Эйфелева башня – символ Парижа, изготовлена из обычной стали и неотвратимо ржавеет и разрушается и только постоянная химиотерапия (лечение химическими веществами) помогают её сохранять. Башню красили уже 18 раз, отчего её масса (9 000 т) каждый раз увеличивалась на 70 тонн.
Вопрос – задание: С какой целью поверхность цистерн для хранения нефтепродуктов (бензина, керосина) окрашивают «серебрином» - смесью алюминиевой пудры с одним из растительных масел?

III. Итог. Домашнее задание.

§18 №6; из формулы соли сульфата железа (III) составить формулы других соединений.