Главная страница


Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: Урок «открытия» нового знания



Скачать 107.4 Kb.
НазваниеУроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: Урок «открытия» нового знания
Дата07.04.2016
Размер107.4 Kb.
ТипУрок

Бриурош С.Н.

Проектирование урока в деятельностной парадигме

в контексте реализации требований ФГОС.

Слайд 1

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Слайд 2

Основной формой обучения в школе, по-прежнему, остаётся урок. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

- Урок «открытия» нового знания;

- Урок рефлексии;

- Урок общеметодологической направленности;

- Урок развивающего контроля.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Слайд 3

Новая образовательная парадигма отражена в следующих методологических принципах обучения.

а) Личностно ориентированные принципы:

- Принцип адаптивности.

- Принцип развития.

- Принцип психологической комфортности.

б) Культурно ориентированные принципы:

- Системности.

- Целостности.

- Мотивированности.

- Гуманизма.

в) Деятельностно ориентированные принципы:

- Деятельности.

- Творчества.

- Моделирования.
Слайд 4

Также изменяются и технологии обучения, которые позволяют создать оптимальное образовательное пространство для каждого ученика. Лично я выбрала для себя три универсальные технологии обучения, которые позволяют мне решать современные образовательные задачи. Это технология проблемно-диалогического обучения, технология многомерных дидактических инструментов и, конечно, информационно-коммуникативные. Почему они универсальные? Эти технологии:

  • могут быть использованы на любом программном материале;

  • на любой ступени обучения;

  • они результативные:

  • акмеологические;

  • здоровьесберегающие.

Технология проблемно-диалогического обучения позволяет организовать на уроке творческий процесс усвоения знаний. Технология многомерных дидактических инструментов – создавать универсальные образно-понятийные модели многомерного представления и анализа знаний. Информационно-коммуникативные технологии открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.

Рассмотрим сегодня структуру урока «открытия» нового знания, проанализируем деятельность учителя и ученика на каждом этапе.

Основная дидактическая структура урока имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.
Слайд 5

Я хочу представить вам свою модель урока, которая является аутентичной в плане условных обозначений, я её придумала несколько лет сама. Структурные элементы могут меняться в зависимости от типа урока, задач, материала, предмета и ступени обучения. Ребята могут видеть весь план урока сразу, а также можно конструировать его в начале урока вместе с детьми. Всё зависит, опять же, от типа урока, его целей и задач.

И так, перед нами модель урока «открытия» новых знаний.


Р


- рефлексия на старте

!


- актуализация опорных знаний

! -?


- постановка проблемы

?- !


- открытие знаний (поиск решения проблемы

!


- закрепление знаний, моделирование


с/р


- самостоятельная работа


Р


- рефлексия на выходе

Рассмотрим поэтапно.

На что нужно обратить внимание? Каждый этап урока – это отдельный элемент системы. Он обладает своей самостоятельностью и целостностью. Каждый имеет свою структуру, в которой есть чёткое начало и конец.
Какова эта структура? Сначала дети определяют этап урока, мотивируют свою деятельность, получают учебную задачу, прогнозируют результат выполнения, потом решают учебную задачу под руководством учителя, делают выводы, выполняется какой-либо вид контроля, рефлексия, в конце - оценивают работу на этом этапе.

Посмотрим, как это работает на каждом этапе.
Слайд 6

Первый этап урока….

Модель

урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Р

Рефлексия на старте

- задаёт наводящие вопросы

- анализируют схему урока;

- определяют тип урока;

- определяют место урока в разделе;

- воспроизводят знания, полученные в разделе;

- определяют практическую функцию этих знаний;

- оценивают уровень своих знаний в данном разделе

Например:

- Ребята рассмотрите схему урока. У нас сегодня есть новый материал? Как определили?

- Определите тип урока? В чём его особенность? (урок открытия новых знаний)

- Определите первый этап урока. (рефлексия)

- Для чего он нужен? (проанализировать свои знания)

- Какой большой раздел изучаем? (н: части речи)

- Чему уже научились? (изучили самостоятельные части речи)

- Где нам могут пригодиться эти знания? (правильно употреблять их в речи, красиво говорить, грамотно писать)

- Как вы считаете, всё ли мы уже знаем и умеем в этой области?

- Оцените уровень своих знаний в этом разделе.
Слайд 7

- Следующий этап…

!

Актуализация опорных знаний

- предлагает ряд заданий на воспроизведение актуальных знаний;

- координирует деятельность учащихся

- определяют этап урока;

- мотивируют свою деятельность;

- анализируют предложенные задания;

- прогнозируют результат выполнения;

- выполняют задания;

- анализируют качество выполнения;

- делают выводы;

- оценивают результат

Например:

- Определите следующий этап урока. (актуализация опорных знаний)

- Для чего он нужен? (подготовиться к изучению нового)

- Что нам нужно повторить? (только актуальные на сегодня знания)

- На этом этапе я предлагаю (н: (если тема урока «Приёмы умножения однозначного числа на двузначное») повторить: в чём смысл действия умножения, название компонентов и результата действия умножения, свойства умножения, изученные приёмы умножения на однозначное число, на 10, на круглое)

- Справитесь с этими заданиями? Спрогнозируйте результат.



- Сделайте выводы.

- Оцените свою работу на этом этапе.
Слайд 8

Следующий этап…

! - ?

Постановка учебной проблемы

- создаёт проблемную ситуацию;

- подводит к определению темы и задач урока

- определяют этап урока;

- мотивируют свою деятельность;

- получают учебную задачу;

- прогнозируют качество выполнения;

- сталкиваются с проблемой;

- фиксируют затруднение;

- осознают противоречие;

- формулируют учебную проблему;

- определяют тему и задачи урока;

Например:

- Определите следующий этап урока. В чём его особенность?

- На предыдущем этапе вы очень хорошо воспроизвели и высоко оценили свои знания …. (н: в теме умножение)

- Справитесь ли вы с заданием на применение этих знаний? Спрогнозируйте свой результат.

- Получают учебную задачу и выполняют её. (можно фронтально, в группах, в парах, индивидуально)

(н: несколько примеров на применение изученных приёмов, а последние два на новый приём, умножение на двузначное число).

- Почему остановились? (не знаем, как решать)

- Почему вы не смогли выполнить задание? Чем этот пример отличается от предыдущих, которые вы легко смогли решить? (здесь умножение на двузначное число, а мы это не умеем)

- Сформулируйте вопрос, на который вы бы хотели узнать ответ. (Как умножить однозначное число на двузначное?)

- Назовите тему нашего урока. (Приём умножения однозначного числа на двузначное)

- Где нам могут пригодиться эти знания?
Слайд 9

Следующий этап…

? - !

Поиск решения учебной проблемы

- организует побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

или

- подводящий к открытию новых знаний диалог

- определяют этап урока;

- мотивируют свою деятельность;

побуждающий диалог

- выдвигают гипотезы;

- проверяют гипотезы;

- выбирают верную;

- фиксируют результат

подводящий диалог

- пошагово выполняют систему заданий, приводящих к открытию нового

- делают выводы;

- оценивают результат

Например:

- Определите этап урока. В чём его особенность?

- Как вы думаете, мы справимся с проблемой? Какие источники информации нам помогут в случае затруднения?

- Какие есть гипотезы?

(н: в теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих».

Слова для анализа - душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ)

1) одушевлённые - неодушевлённые

2) после мягких шипящих - после твёрдых шипящих

3) женский род-мужской род

- Давайте их проверим.

1) контраргумент – дочь, муж (оба одушевлённые)

2) контраргумент – ложь, страж (оба последние звуки твёрдые)

3) решающая, верная гипотеза!

- Запишите слова в два столбика по родам, сравните.

- Сделайте выводы.

- Сформулируйте правило.

- Проверьте наши выводы с учебником.

- Оцените нашу работу на этом этапе.
Слайд 10

Следующий этап…

!

Закрепление знаний. Моделирование нового знания.

- координирует деятельность обучающихся по моделированию и закреплению новых знаний.

- определяют этап урока;

- мотивируют свою деятельность;

- прогнозируют результат;

- воспроизводят полученное знание;

- выражают новое знание в форме модели;

- выполняют учебные задачи на закрепление с опорой на модель;

- подводят итоги;

- оценивают уровень своих новых знаний

Например:

Представить новое знание в форме какой-либо модели очень важно. Это может быть схема, алгоритм¸ таблица, рисунок, а также любая другая модель. Они позволяют задействовать различные каналы восприятия информации, перекинуть мостик от образного мышления к вербально-логическому, от предметной деятельности к познавательной в речевой форме.

Вот здесь на помощь мне приходит многомерная дидактическая технология. И её основные многомерные инструменты – карта памяти и логико-смысловые модели. Это универсальные средства адекватного представления знаний на естественном языке, объединяющие две линии кодирования информации: знаково-символическое и образное.

Эти модели позволяют компактно представить, закодировать, систематизировать материал и одного урока, и целого раздела. Это универсальная шпаргалка для ученика, так как позволяет свернуть большой объём информации в одну модель, систематизировав её, а позже воспроизвести материал с опорой на эту схему.
Приведу примеры этих моделей.

Слайд 11 – Логико-смысловая модель –«Имя существительное»

Слайд 12 – ЛСМ «Треугольники»

Слайд 13 – Карта памяти «Животные»

Слайд 14 – ЛСМ «Портрет литературы

Слайд 15 – Карта памяти «Память»


Слайд 16

Следующий этап урока…

с/р

Самостоятельная работа

- предлагает материал для контроля знаний;

- ключ для проверки

- определяют этап урока;

- мотивируют свою деятельность;

- получают учебную задачу;

- прогнозируют качество выполнения;

- выполняют учебную задачу ;

- выполняют само-, взаимоконтроль;

- выполняют само-, взаимооценку


Слайд 17

Последний этап урока….

Р

Рефлексия

- организует рефлексивную деятельность обучающихся на выходе

- анализируют свою деятельность на уроке;

- оценивают свою работу и уровень приобретённых знаний.

Например:

Если вы используете модель урока и фиксируете на ней результативность каждого этапа, если моделируете материал урока, то легко проводить рефлексию на выходе.
Слайд 18

.

В конце урока на доске у вас остаётсяся готовый продукт вашей совместной деятельности с учениками. Это план урока с поэтапной самооценкой и модель приобретённого знания. С опорой на эти две модели ребята могут легко воспроизвести материал урока и проанализировать его результативность.
Слайд 19

Какие ещё есть приёмы проведения рефлексии в конце урока? Примеры на слайде.

Спасибо за внимание.