Главная страница


В 11 классе



Скачать 91.66 Kb.
НазваниеВ 11 классе
Дата05.04.2016
Размер91.66 Kb.
ТипУрок



Тема урока в 11 классе:

«Химическая наука на защите Родины».

Цель урока: познакомить учащихся с применением химических веществ в период Великой Отечественной войны. Показать, что победа ковалась и в тылу трудом многих советских людей, видных ученых, инженеров и рабочих.

Задачи урока:

1.Образовательные:  проверка знаний учащихся по химии, развивать умения составлять правильный устный и письменный ответ на поставленные вопросы.

2. Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, привить интерес к предмету.

3.Воспитательные: воспитание патриотического чувства, гордости за свою родину и свой народ.

Оборудование:

1.Карточки с заданиями.

2.Презентация.

3.Штатив лабораторный.

4.Пробирки демонстрационные.

5.Колбы плоскодонные.

6.Скотч.

Вещества: магний, соляная кислота, аммиачный 25% раствор, цинк, песок.

Виды работ обучающихся: подготовка сообщений, самостоятельная работа с учебником; экспериментальные исследования; составление опорного конспекта; выполнение заданий викторины; самостоятельная оценка результативности работы.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

Учитель: (На фоне музыки “Венский вальс”). Приближается День Победы. Это один из самых волнующих праздников в нашей стране. 70 лет назад, 9 мая 1945 года, окончилась Великая Отечественная война. Наш народ отстоял свою землю. Тогда, в мае 1945 года, перестала литься кровь защитников Родины и народ стал возвращаться к забытой и дорогой мирной жизни.

9 мая. Этот день навеки останется в истории человечества. 70 лет промчались, но не забудется дата такая. В памяти каждого это осталось – 1945-й год, 9 мая! День всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах…

Девизом нашего урока я взяла слова А.С. Пушкина:

«УВАЖЕНИЕ К МИНУВШЕМУ – ВОТ ЧЕРТА,

ОТЛИЧАЮЩАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ОТ ДИКОСТИ».

Сегодня наш урок, посвящен развитию химии в военные годы. Успехи химической промышленности во многом определялись деятельностью научно-исследовательских учреждений того времени. Ведущая роль принадлежала химическим институтам АН СССР.

В системе химической промышленности насчитывалось 30 научно-исследовательских институтов. К началу войны химическая промышленность располагала высокоразвитой научно-технической базой, способной в кратчайший срок решать задачи, связанные с требованиями обороны нашей страны и обеспечить нашу армию необходимой продукцией.

Сегодня мы узнаем, каково значение химии в истории Великой Отечественной войны, как помогала наука химия ковать победу над фашистской Германией, поэтому тема нашего урока: «Химическая наука на защите Родины».
II. Операционно-исполнительский этап.

Учитель: 1941 год. Немецкие танки рвались к Москве. Красная Армия буквально грудью сдерживала врага. В этот критический период на помощь пришли ученые-энтузиасты: в 2 дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок КС (Качурина-Солодовникова), или просто бутылок с горючей смесью. Это химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и даже весной 1945 года – в Берлине. Что представляли собой бутылки КС? К обыкновенной стеклянной бутылке прикреплялись резинкой ампулы,

содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру. В бутылку заливали бензин, керосин, масло или дизельное топливо. Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка и горючее воспламенялось.

Задание №1: расставить коэффициенты в данных схемах уравнений с помощью электронного баланса.

КClO3 + H2SO4 = ClO2 + KClO4 + K2SO4 + H2O

ClO2 = Cl2 + O2

C12H22O11 + O2 = CO2 +H2O

Учитель: В 1942 город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) оказался в блокаде. Зима стояла очень холодная, температура воздуха была ниже -40°С, в городе не хватало продовольствия, электроэнергии. Казалось бы, такое средство добычи огня, как спички, которое в наши используется все реже и реже, в блокадном Ленинграде было в дефиците. Хотя удивительного в этом ничего нет. В результате, Всесоюзному научно-исследовательскому институту метрологии им. Менделеева было поручено разработать технологию производства спичек. Спички не завозился в осажденный город, а в институте была химическая лаборатория. Служба времени института и эталон времени не прекращали свою работу даже в период блокады города. Механические часы на башне института были единственными уличными часами Ленинграда, они не останавливались в блокаду. Технологию производства институт разработал, к августу 1942 года было налажено производство пробной продукции. Спички делались по примитивным рецептам, как это обычно бывает, случайно добытые сотрудниками института.В химической лаборатории ученые-химики получили специальное вещество для изготовления знаменитых блокадных спичек и наладили их производство (10000 шт. в день).

Задание №2 Спички и спичечный коробок.

1.В чём отличие в составе компонентов спичек?

2.Какую функцию, по-вашему, мнению, выполняет каждый компонент?

Ответ. В состав намазки спичечного коробка входят:

  • красный фосфор и сульфид сурьмы это горючие вещества и восстановители;

  • оксиды свинца и железа – это красящие пигменты;

  • костный клей – связующие вещества;

  • измельчённое стекло и мел – для увеличения силы трения.

В состав спичечной головки входят следующие компоненты:

  • бертолетова соль КСlO3 – окислитель;

  • сера – горючее вещество;

  • оксиды свинца и железа – пигменты;

  • костный клей – связующее вещество;





  • порошкообразное стекло – увеличение силы трения.

Отличие в составах в том, что в составе намазки – восстановители, а в составе спичечной головки – окислители.

3.Как вы думаете, для чего необходимо трение?

Ответ. Трение инициирует взаимодействие окислителей и восстановителей, сопровождаемое вспышкой.

Учитель: Зажжем спичку, внимательно посмотрите на пламя. Знаете, спичечную соломку изготавливают из осины, а чтобы спичка после использования не тлела её, обрабатывают солями фосфора. На наших глазах произошло самое обычное превращение. Но так ли всё это

просто? Какие химические реакции протекают при зажигании спички? Рассмотрим подробнее эти превращения.


1.Под действием тепла, возникшего при трении поверхностей, красный фосфор превращается в белый, который воспламеняется при t=50С, он зажигает головку спички.

Кто из ребят видел это превращение?

(В темноте мы часто видим белые полосы на спичечном коробке)
Вопрос: Что такое аллотропия? Какова кристаллическая решетка белого и красного фосфора?

1.Сера при t=200C превращается в жидкое состояние и начинает взаимодействовать с берто- летовой солью:
2KClO 3 + 3S  2KCl + 3SO2

Cl +5 +6e = Cl-1 | 6 2 окислитель

S0 - 3e = S+4 | 4 3 восстановитель
2.При t = 370 - 400С разлагается бертолетова соль с выделением кислорода

2KClO3  2KCl + 3O2

3.При t = 441С сера закипает и воспламеняется

S + O2  SO2

4.С горящей головки огонь перебрасывается на осиновую соломку. Основной компонент древе сины – целлюлоза (С6Н5О11)n, уравнение запишем в упрощённом виде:

С + О2  СО2

Вот такие превращения произошли, а мы всего лишь чиркнули спичкой. Уравняем все уравнения химических реакций методом электронного баланса.
Учитель: Давайте с вами с помощью спичек зажжем свечу «памяти).

(Учитель зажигает свечу «памяти»)

Многие ваши сверстники в военные годы во времена вражеских налетов дежурили на крышах домов, где тушили зажигательные бомбы. Начинкой таких бомб был термит.

Термит (смесь железной окалины и порошка алюминия) - применяют для изготовления зажигательных бомб и снарядов. При поджигании этой смеси происходит бурная реакция с выделением большого количества теплоты, в зоне реакции температура достигает 3000˚С.

Задание №3: Составьте уравнение .

3Fe3O4 + 8Al = 9Fe + 4Al2O3 + 3000˚С
Учитель: На службу войне были поставлены различные металлы. И в первую очередь никель. В начале XIX века никель считался ювелирным металлом и стоил очень дорого. Позднее никель стали добавлять в стальную броню танков, а в начале войны он стал неотъемлемой

со
составляющей бронированных орудий и танков. Никель незаменим. Без никеля нет брони, без брони нет танков, а без танков нет победы на военных дорогах Великой Отечественной войны.

Задание №4: Дайте характеристику элементу (никель) по плану.
Учитель: Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входили порошок магния. При запуске осветительной ракеты высоко над землей красивым ярким пламенем горел запал; по мере снижения свет постепенно делался более ровным, ярким и белым – это загорался магний. Наконец, когда цель была освещена и видна также хорошо, как и днем, летчики начинали прицельное бомбометание.

Демонстрационный опыт: горение магниевой ленты.

Магний использовали не только для создания осветительных ракет. Основным потребителем этого металла была военная авиация. Магния требовалось много, поэтому его добывали даже из морской воды. Морскую воду смешивали в огромных баках с известковым молоком. Затем,

действуя на выпавший осадок соляной кислотой, получают хлорид магния. При электролизе расплава хлорида магния получают металлический магний.

Задание №5: Напишите 3 реакции, о которых шла речь.

MgCl2+Ca(OH)2=Mg(OH)2+CaCl2

Mg(OH)2+2HCl=MgCl2+2H2O

MgCl2 →электролиз Mg+Cl2
Учитель: В начале войны, когда от торпед и бомб тонуло немало кораблей, возникла необходимость в надежном средстве от акул. В решении этой проблемы приняли участие многие

ученые и охотники на акул. Оказалось, что акулы не переносят сульфат меди. Они с жадностью хватали приманки без сульфата меди и обходили стороной контрольные приманки с препаратом.

Задание №6: Приведите три способа получения сульфата меди.
Учитель: Трудная задача стояла перед войсками противовоздушной обороны. Для защиты городов использовали все возможные средства. Так, помимо зенитных орудий небо над городами защищали наполненные водородом шары – аэростаты, которые мешали пикированию немецких бомбардировщиков.

Вопрос: Как в лаборатории можно получить водород? Как называется аппарат в котором получают водород?

Демонстрационный опыт: получение водорода в лаборатории: цинк взаимодействует с соляной кислотой, полученный водород проверяем на чистоту:

Zn+2HCl=ZnCl2+H2

Учитель: Часто для получения водорода использовали гидрид лития. Эти таблетки служили американским летчикам портативным источником водорода. При авариях над морем под действием воды таблетки моментально разлагались, наполняя водородом спасательные средства – надувные лодки, жилеты, сигнальные шары – антенны:

Задание №7: Решите задачу. Вычислите объем водорода, который образуется при взаимодействии 15 кг гидрида лития с водой, если выход газа составляет 80% от теоретически возможного.

LiH+H2O=LiOH+H2
III. Подведение итогов.

Учитель: Владея отравляющими веществами нового поколения, Гитлер не решился развязать химическую войну, вероятно, понимая, что последствия ее для сравнительно маленькой Германии и необъятной России будут несоизмеримы. Сегодня на уроке мы с вами охватили только часть материала о великой роли химии, в том числе металлов для победы в Великой Отечественной войне. Немаловажную роль в исходе войны сыграли не столько сами химические вещества , сколько знания людей об их свойствах, применении этих свойств на практике. Это ещё раз доказывает огромную важность и значимость химических знаний для жизни, ведь химия

по сути своей это и есть – жизнь. И только от людей зависит, будет она разрушать или созидать.

Мы склоняем головы перед светлой памятью о тех, кто не вернулся с войны. Памяти химиков–фронтовиков посвятил свое стихотворение бывший фронтовик З.И. Барсуков:
Ученик: Кто про химика сказал: «Мало воевал»,

Кто сказал: «Он маловато крови проливал?»

Я в свидетели зову химиков-друзей,-

Тех, кто смело бил врага до последних дней,

Тех, кто с армией родной пел в одном строю,

Тех, кто грудью защитил Родину мою.

Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…

Сколько полегло на них молодых парней….

Не померкнет никогда память о войне,

Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.

IV. Домашнее задание.