Методы борьбы со стрессом
1. Рисование
Это самый приятный и очень действенный способ избавляться от стресса и его последствий. Он подходит для детей любого возраста и даже для взрослых. Арт-терапия применяется даже при серьёзных невротических расстройствах. Но ваша задача – справиться со стрессом немедленно, как только вы узнали, что ребёнка что-то сильно тревожит. Попросите нарисовать малыша то, что его пугает, раздражает, или может, вызывает гнев. Он имеет полное право на свои чувства, поэтому он не должен стесняться, выражая их на бумаге в виде любых животных, людей, природы, просто вымышленных существ или хаотичных линий и фигур. Предложите ребёнку краски, фломастеры, карандаши – всё то, что он захочет. Чем ярче, импульсивней будет рисунок, тем больше отрицательной энергии он впитает, от которой, соответственно, избавится рисовальщик. Иногда дети рисуют долго, обдумывая и тщательно прорабатывая детали. Это целый сеанс психотерапии, полезный для них.
2. Дневник впечатлений.
Этот способ подходит для подростков, но приучить ребёнка к ведению дневника можно попробовать с раннего школьного возраста. Записывать свои мысли и ощущения – прекрасная разрядка, которая к тому же помогает взглянуть на обстоятельства как бы со стороны, отвлечённо. Когда мы пишем о том, что с нами произошло, и какие чувства мы испытываем, то уже не преувеличиваем свои эмоции, относясь к происходящему чуть хладнокровнее. Кроме того, мы заняты тем, чтобы преобразить свои ощущения в слова, которые нужно не как-нибудь, а красиво и логично изложить на бумаге, что уже меньше тревожимся по самому поводу, вызвавшему такие бурные переживания.
Итак, первое, чего мы достигаем, ведя дневник, - перестаём разжигать в своей душе бурю эмоций, и второе – отвлекаемся от собственных переживаний. И самое главное: мы затрачиваем много энергии и устаём от этого процесса, но эта усталость полезна, потому что переживать нам уже не хочется. Умение записывать свои впечатления поможет ребёнку в разных стрессовых ситуациях, даже пережить тоску по родителям находясь в лагере или в санатории. Научившись этому, он уже сам будет стремиться открыть свой дневник и записать то, что тревожит и волнует в данный момент. Есть и ещё одна положительная сторона ведения дневника. Ребёнок всегда может заглянуть в него в тяжёлый момент, и вспомнить то, что нечто подобное с ним уже случалось и всё-таки прошло и забылось. Записи помогут ему одолеть новые отрицательные эмоции и понять, что печаль проходит, а сложную ситуацию можно исправить или просто забыть о ней.
3. Крик и плач
Это тоже способ борьбы со стрессом. Некоторые дети замыкаются в себе и не позволяют вырваться наружу своим эмоциям, которые их просто «душат», не давая спокойно жить. Особенно страдают мальчики, которым родители внушают, что мужчина не должен плакать. Это полный абсурд, во-первых, слёзы – это природный защитный механизм и они нужны всем, иначе они у лиц мужского пола не вырабатывались бы. Так что пусть ребёнок плачет на здоровье, главное, чтобы это не было показной истерикой или беспомощным плачем при тех, кто его обидел. Но почему бы не поплакать дома, вместе с мамой или папой, которые его поймут и пожалеют? Жалость к родному ребёнку – это не самое худшее проявление родительской любви. Выплакать своё горе ребёнок должен обязательно, тогда он освободится от него и ему станет легче.
4. Физическая разрядка
Это отличный способ борьбы со страхом, но и другими негативными эмоциями – гневом, обидой, тревожностью. Поиграйте с ребёнком в мяч, пусть он сильно попинает его ногами. Для большинства мальчишек футбол – своеобразная релаксация. Можно ударить и по подушке, Бросать бумажные «бомбы», устроить боксёрский ринг между сыном и папой с мамой, надев мягкие боксерские перчатки. Причём родители в этом поединке должны изображать то чувство, которое не даёт ребёнку покоя – страх, гнев, обиду и т.д. Конечно, ребёнок должен выйти из этого поединка победителем, он должен обязательно побороть родителей, а в их лице – свои отрицательные эмоции.
5. Медитация
Временное погружение в мир фантазий и воображения позволяет нервной системе и всему организму полностью расслабиться. Это умение не приходит само собой, оно тренируется. И вы можете стать ребёнку помощником и наставником в этом деле. Ведь и взрослым полезно научиться расслабляться и снимать стрессы. Медитация не так уж сложна, как кажется, и не так загадочна. Понаблюдайте за детьми. Ведь они часто медитируют, то есть представляют себя в той ситуации, которую подсказывает воображение. Поэтому ребёнку будет, гораздо роще путешествовать в воображаемом пространстве. А направлять его будите вы. Придумайте вместе волшебную страну или фантастическую планету, и отправляйтесь туда вместе с ним.
Для этого нужно удобно устроиться на диване или в кресле, закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и расслабиться. Тихим голосом рассказывайте ребёнку о том, куда вы двигаетесь, помогая создать ему в воображении образы красивой природы – журчащей реки, волнения моря или падающего водопада. Пусть он представит, как плывет, или парит в пространстве, ощутит лёгкость своего тела и движение воздуха. Не забываёте говорить ему о том, как свежий ветерок касается его рук и лица, какие деревья, цветы, травы вокруг. Пусть ребёнок увидит и запомнит эту картину, а затем нарисует её. Если малыш подхватит вашу инициативу и станет фантазировать сам, то не мешайте ему: Пусть придумывает и ощущает себя в интересных для него местах, которые могут отражать его страхи и опасения, но в выдуманном мире ему гораздо легче справиться с ними и пережить их. Рисунок, на котором малыш после медитации обязательно должен изобразить себя, усилит психотерапевтический эффект. Отыграв в воображении и передав на бумаге свои чувства, мы бессознательно избавляемся от них. Иногда достаточно одной такой игры – фантазии с последующим рисованием, чтобы избавиться от назойливых переживаний, которые беспокоят ребёнка. Но ещё лучше, если вы практикуете такие сеансы медитации постоянно, тем самым укрепляя нервную систему вашего сына или дочери.
6. Игра в животных
Это упражнение для снятия стресса тоже из рода фантазий, свойственных детям, особенного младшего возраста. У многих есть домашние животные – кошки, собаки, хомячки. Дети обычно очень любят с ними играть, потому что они столь же непосредственны и искренни. Включитесь в эту игру и попросите малыша представить себя котёнком или другим зверьком. Затем придумайте сложную ситуацию, в которую попал котик или зайчик. Например, за ним гонится волк или охотится большая хищная птица, которую можете изобразить вы сами. Как он будет действовать? А теперь поменяйтесь ролями. Подумайте, что могло взволновать ребёнка, и попробуйте инсценировать подобную ситуацию, но перенеся действия в лес и сделав героями «драмы» лесных зверей, которых могут изобразить родители или старшие дети. Малыш с удовольствием включится в игру и тут же «откроет» вам все свои тайны. Вместе вы быстро найдёте выход из положения. После инсценировки с ребёнком уже можно поговорить по душам, подсказав ему причину его переживаний. Теперь выход найден, и об этом уже знает сам малыш, на душе у которого легко и спокойно.
7. Сказки
Существует особый вид психотерапии – Сказкотерапия. Сказки, так же как и игры, помогают пережить трудную ситуацию глазами сказочных героев. Из многих народных сказок можно взять похожие на современную жизнь сюжеты, дополнив и чуть изменив их в соответствии с конкретной проблемой. Начиная рассказывать малышу знакомую сказку, меняйте её сюжет, придумывая новое продолжение и даже вводя новых героев. Пусть ребёнок подхватит вашу инициативу и придумывает сам. Наверняка он захочет наделить героев своими чертами характера и поставить их в такие же трудные обстоятельства, в какие попал он сам. Сказочные условия позволяют действовать самым фантастическим образом, чтобы победить злого недруга или, наоборот, пользуясь своим волшебным превосходством, силой, смелостью и добротой простить обидчика.
Можно придумывать совершенно новые сказки, где главным героем будет похожий мальчик или девочка, живущие в современном доме, в том же городе. Они даже ходят в похожую школу. И с ними случаются какие-то истории... Вам не придётся читать нотаций и наставлений – сказка позволит предложить ребёнку выход из ситуации наглядным примером. Вы рассказываете, как поступил другой ребёнок в такой же ситуации, и что из этого получилось. Можно рассказать два варианта – удачный и неудачный способ действия. Например, ребёнок поссорился со своим другом, который обозвал его обидным прозвищем и сказал, что больше не будет с ним дружить. Малыш так расстроился, что замкнулся в себе, обиделся на весь класс, сидит дома и скучает. Другой же мальчик забыл обиду и стал как не в чём не бывало играть с другими ребятами. Вскоре в игру включился его обидчик, с которым они вскоре помирились.
Слушая такие сказки, ребёнок сам сделает вывод, как правильнее поступить. Но самое главное, он поймёт, что выход есть всегда, и то, сто с ним происходит, вскоре пройдёт и забудется. Ведь для детей главное – знать, что неприятности пройдут, а впереди их ждёт много хорошего
Роль самооценки в формировании личности ребёнка
Самооценка. Что это?
В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».
От самооценки зависят взаимоотношения ребёнка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребёнка и на дальнейшем развитии его личности. Великий знаток детской души и семейной жизни В. Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности.
Как и почему у детей формируется та или иная самооценка?
В детстве круг общения ребёнка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребёнка.
Если родители любят ребёнка, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.
Если ребёнок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчинённом положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
В семьях, где у детей формируется позитивная самооценка, ясные взаимоотношения, чётко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребёнок учится успешно решать встающие пред ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют (!) от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители бояться положиться на ребёнка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребёнок становиться неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.
Родителям необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки
1. Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной самооценкой, снижает эффективность учёбы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы напрямую зависят то того, насколько уверенно и неуверенно ребёнок себя чувствует.
2. Низкая самооценка не только искажает представления ребёнка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные учёные пришли к выводу, что человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если ребёнок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?
3. Если ощущение неполноценности терзает ребёнка, он начинает подсознательно придумывать прикрытия, которые помогают спрятаться от мира. Прикрытиями могут стать сарказм и грубая речь, высокомерие. Прикрытием может служить и уход от реальности. Ребёнок создаёт свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать пути их решения.
Определение уровня самооценки
Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребёнка.
Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов.
Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Дайте ребёнку такую инструкцию: « Представьте себе, что на верхней ступеньки этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете, самые красивые, самые умные, у них всё получается быстро, хорошо, легко, их любят родители, их хвалят учителя, у них много друзей.
А на самой нижней ступеньке – те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с ними никто не хочет дружить, кого часто ругают родители, а мама и папа не очень любят.
Все остальные дети находятся на других ступеньках: одни выше, другие ниже. Подумай, где твоё место на этой лесенке в данный момент, и нарисуй себя на ступеньке».
Если ребёнок поместил себя на одной из трёх нижних ступенек – это тревожный симптом. Уважаемые родители, значит, настало время спросить себя: « Когда и за что я последний раз говорил (а) своему ребёнку «ты у меня молодец!». Вероятно, необходимо что-то пересмотреть в отношениях с ребёнком, а может быть и в отношениях в семье. Очень важно не спешить уверять ребёнка в том, что он самый лучший на свете, самый умный, самый добрый, самый красивый. Ребёнок вряд ли поверит в это с первого слова – ведь он укрепился в собственной никчёмности. В такой ситуации вы должны быть тонкими психологами.
1. Похвалите его за искренний ответ. Ведь ребёнок продемонстрировал высокую критичность, честность.
2. Скажите своему ребёнку, что вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми успехами и неудачами, со всеми странностями.
3. Принимая мнение ребёнка о себе, попытайтесь сосредоточить его внимание на том хорошем, что в нём есть, на тех успехам, которые были. Необходимо быть искренними в беседе с ребёнком. В беседе попытайтесь задать ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребёнка к мысли, что он не так уж ничтожен, как ему кажется. Вопросы могут быть такого типа: Все учителя тебя ругают? А кто ругает меньше других? А может, кто-то хвалит? За что? Постарайтесь узнать о каком-то достижении ребёнка, о неожиданном качестве, акцентируя на этом его внимание, подчёркивая значимость.
4. Отмечайте его достижения, проявляйте заинтересованность к его делам, с уважением относитесь к его мнению. Если ребёнок невысоко мнения о себе, он склонен считать, что и другим неинтересны его мысли и занятия. Ведь ребёнок очень чутко улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения. Вы зевнули, когда ребёнок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему – и ребёнок безошибочно угадал, интересен он или нет.
5. Вы должны быть готовы к тому, что ребёнок будет совершать ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Ваша задача – научить ребёнка делать выводы из ошибок.
6. Сравнивайте успехи ребёнка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможность стать отличником должна завоёвываться в соревновании с самим собой. Нужно донести до ребёнка, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса учёбы, а не от заработанной оценки.
7. Для того чтобы помочь ребёнку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы.
Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребёнка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. С этой целью можно отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это» и т. д.), награждать ребёнка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что – либо на доске).
Взрослый должен стараться установить визуальный контакт, такое прямое сообщение в « глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребёнка.
Что делать, если ребёнок видит себя на одной из верхних ступенек?
Очень важно не поторопиться с выводами.
Задайте уточняющие вопросы, прежде чем бить тревогу, например, что позволяет тебе «претендовать» на верхние ступеньки? В каких областях ты добился высоких результатов? Есть ли одноклассники, которые лучше тебя? Есть ли у тебя недостатки?
Можно задать множество вопросов, позволяющих выяснить, искренне ли ребёнок верит в то, что его достижения дают право занимать высокую позицию, при этом критично оценивая себя, или же его уверенность в собственной исключительности субъективна.
Если ребёнок с уважением относится к сверстникам, если его достижения объективны, то нет причин для волнений.
Но, если вам кажется, что ребёнок преувеличивает свои заслуги, если ставит себя выше своих одноклассников, то следует задуматься и пересмотреть отношения, но при этом тоже не стоит поддаваться импульсам.
Участнику спортивных состязаний без уверенности в свои силах и победе не обойтись. И чтобы ребёнок не возгордился, необходимо повторять: ты молодец, ты лучше всех, но только на беговой дорожке. И даже, если твои соперники бегут медленнее тебя, это совсем не значит, что ты лучше их во всём и они меньше тебя заслуживают уважения.
Лучше всего будет дать возможность ребёнку убедиться на собственном опыте, что поставленная им оценка несколько завышена.
Признав исключительность ребёнка, предоставьте возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где такая исключительность необходима для достижения успеха. Синяки и шишки, в которых придётся винить только себя – лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.
Итог: оценки взрослых, укореняясь в сознании ребёнка, становятся их собственными оценками. Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребёнка повышают его самооценку. И наоборот, постоянные упрёки, указания на ошибки и недочёты, выражение неудовольствия, негативная критика ведут к снижению уровня самооценки ребёнка.
Поэтому общая рекомендация такова: принимайте своего ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, странностями, отмечайте его достижения, подчёркивайте его положительные качества, проявляйте глубокую заинтересованность к его делам, его успехам – и вы почувствуете его уверенность в себе, в своих силах. |