Главная страница


Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком



Скачать 87.93 Kb.
НазваниеДействия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком
Дата14.04.2016
Размер87.93 Kb.
ТипДокументы

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенкомc:\users\dns\desktop\жестокое обращение с детьми\0b0fc7a74543466c82f261eefc3d73bd.gif


1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?

3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?

4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Формы жестокого обращения с детьми:

  • физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);

  • сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);

  • психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

  • Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

Признаки жестокого обращения с детьми

Физическое насилие:

  • боязнь физического контакта с взрослыми;

  • стремление скрыть причину травм;

  • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

  • суицидальные попытки.

Сексуальное насилие:

  • ночные кошмары, страхи;

  • не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;

  • стремление полностью закрыть свое тело;

  • депрессия, низкая самооценка.

Психическое насилие:

  • постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;

  • различные соматические заболевания;

  • беспокойство, тревожность, нарушения сна;

  • агрессивность;

  • склонность к уединению, неумение общаться;

  • задержка физического, умственного развития;

  • плохая успеваемость;

  • нервный тик, энурез.

Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):

  • задержка речевого и моторного развития;

  • постоянный голод;

  • кража пищи;

  • требование ласки и внимания;

  • низкая самооценка, низкая успеваемость;

  • агрессивность, импульсивность;

  • сонный вид и утомленность;

  • санитарно-гигиеническая запущенность;

  • отставание в физическом развитии;

  • часто вялотекущая заболеваемость;

  • антиобщественное поведение, вандализм.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

  • создание доверительно-делового контакта с родителями;

  • участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);

  • изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

Признаки:

  • ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;

  • ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;

  • ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;

  • у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;

  • ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;

  • ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

  • ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;

  • ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

  • ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;

  • ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;

  • ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;

  • ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;

  • у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

  • похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;

  • проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;

  • объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;

  • держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нельзя:

— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, руководителю).

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

  • реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);

  • оградить ребенка от реакции других детей;

  • уделить ребенку максимум внимания;

  • дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

13


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


(проводит психолог).

Примерные вопросы.

 

Как бы Вы продолжили следующие высказывания?

 

•  "Наказание ребенка взрослым происходит, потому что..."

•  И мне приходится наказывать ребенка когда он:

•  Как наказывали Вас Ваши родители?

•  Как Вы наказываете Вашего ребенка?

•  Что Вас раздражает в ребенке?

•  Что Вас раздражает в супруге?

•  Что Вас раздражает (раздражало) в Ваших родителях?

•  Что Вас раздражает в себе?

•  Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах воспитания?

•  Кто, по - Вашему, более ответствен за воспитание ребенка - родители или дошкольное образовательное учреждение?

•  Какой источник информации Вы считаете наиболее компетентным в вопросах воспитания?

АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПРАВА РЕБЕНКА» 
1. Ф. И. О.________________________________________________________ 
2.  Какие документы о правах ребенка Вы знаете?_______________________ 
3. Какие права детей Вы знаете?______________________________________ 
4. Как Вы считаете, где ребенок может получить знания о своих правах: на занятиях, вне занятий, предоставить это сделать родителям?______________ 
5. Учитываете ли вы индивидуальные особенности детей?________________ 
6. Какая позиция преобладает в общении? («сверху», «рядом», либеральная)_______________________________________________________
7. Чем определяется ваш стиль отношений с ребенком: (концепцией воспитания и обучения, примером воспитания детей другим воспитателем)_______________ ____________________________________
8.       Какие необходимые выражения вы используете для регулирования поведения детей?_______________________ ________________________
9.      Какие ласковые слова вы употребляете в работе с детьми?________________________________________________________
10. Как чаще всего вы обращаетесь к детям? (по фамилии или по имени)_______ ___________________________________________________
11. Всегда ли вы способны открыто признать свою ошибку в общении с ребенком? (часто, иногда, никогда)_______ __________________________
12. Как чаще всего вы воздействуете на детей? (при помощи указаний, убеждений, просьб, внушений, объяснений)___________________________
13. Опишите ваши методы наказаний_________________________________

__________________________________________________________________
14. Кто ответственен за охрану прав детей?_____________________________
15.  Что может сделать ДОУ для защиты прав детей?______________________


  АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 
"Детский сад и права ребенка" 
Дорогие мамы и папы! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. 
  
1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребенка? 
2. Как Вы с ней познакомились (нужное подчеркните): 
-дома, из средств массовой информации; 
-в детском саду; 
-из педагогической литературы; 
-из других источников   
3. Какие, по Вашему мнению, у ребенка права в детском саду?_____________
__________________________________________________________________
4. Какие права у ребенка в семье?____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие наказания Вы применяете к своему ребенку?____________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребенка, попавшего в сложную ситуацию?_________________________________________________
__________________________________________________________________