Главная страница


Дополнительная общеобразовательная



Скачать 96.54 Kb.
НазваниеДополнительная общеобразовательная
Дата13.04.2016
Размер96.54 Kb.
ТипПояснительная записка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Аленький цветочек»

Введено в действие УТВЕЖДЕНО

Приказом заведующей на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад №14» МБДОУ «Детский сад №14»

________ Плясова Л.С. Протокол от ______ № ______

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«ИСКОРКА»

Кружок «Юные пожарные»

(срок реализации 3 года, возраст детей 5-7 лет)

Автор – составитель:

Кочергина Анна Валерьевна,

воспитатель подготовительной группы

Консультант:

Каржаневская Ольга Васильевна

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №14 «Аленький цветочек»

2014 год

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Актуальность

  3. Цель программы

  4. Задачи программы

  5. Особенности организации образовательного процесса

  6. Целевые ориентиры

  7. Комплексно – тематическое планирование

  8. Список литературы



  1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Определить, правильно или неправильно ведет себя ребенок в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила необходимо разъяснить детям как можно подробнее, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Анализ пожарной статистики показывает, что детей младшего возраста во время пожара отличает пассивно – оборонительная реакция: ребенок прячется в укромный угол, вместо того чтобы покинуть горящее помещение или позвать на помощь. Еще одна «больная» тема, свойственная всем детям, - тяга к огню и исследование легковоспламеняющихся материалов, веществ и предметов (спички, зажигалки, различные баллончики, петарды «бомбочки» и т.д.).

Ведь все, чему учатся дети, они должны уметь применять на практике.

  1. Актуальность

За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно, разрешая детям играть огнеопасными предметами. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо изменить сознание и отношение людей к ней, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

  1. Цель - формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольников через формирование навыков пожарной безопасности.

  1. Задачи:

  • Организация предметно – развивающей среды в группе ДОУ.

  • Способствовать развитию познавательного интереса к занятиям.

  • Освоение практических навыков поведения в опасных ситуациях через систему игр и тренингов.

  • Обеспечение консультативной помощи родителям по ППБ.


  1. Особенности организации образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий не более 20 минут. Количество часов в неделю – 1, в месяц – 4, в год – 36.

Программа реализуется на базе кружка «Юные пожарные»

(руководитель Кочергина А.В.).

Направление работы по реализации программы

Создание условий:

  • Оформление уголка безопасности;

  • Подбор литературы;

  • Изготовление атрибутов для игры;

  • Оформление макетов;

  • Изготовление книжек – малышек;

  • Изготовление дидактических игр.

Программа реализуется в следующих направлениях:

  • Работа с детьми;

  • Работа с родителями.

Занятия с детьми разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  • Занятия «Пожарным можешь ты не быть – не допустить пожар обязан»; «Юные пожарные»; «Юные помощники пожарных»

  • Тренинг «Вызови пожарных»

  • Игра «Мы пожарные»

Взаимодействие с родителями:

  • Анкетирование;

  • Консультации («Правила пожарной безопасности», «Почему нужно соблюдать правила пожарной безопасности»);

  • Буклеты («Новый год без пожара», «Правила пожарной безопасности в картинках», «Правила пожарной безопасности в стихах для детей»);

  • Папки – передвижки («Профессия пожарный»).

Определены следующие задачи работы с родителями:

  • Повышения педагогического опыта родителей;

  • Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

  • Установка на совместную деятельность.



  1. Целевые ориентиры

  • ребёнок овладевает основными способами действий в экстренных ситуациях;

  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, через становление основ безопасной жизнедеятельности;

  • становление безопасной жизнедеятельности через формирование основ пожарной безопасности обогащается познавательная сфера дошкольников, ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

  • ребёнок в процессе становления основ пожарной безопасности различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным

правилам и социальным нормам;

  • ребенок в процессе формирования основ пожарной безопасности становится более подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

  • в процессе становления навыков пожарной безопасности ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается

самостоятельно наблюдать, экспериментировать;


  1. Комплексно – тематическое планирование

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Диагностика детей


Октябрь

«Немного истории». Цель: познакомить детей с зарождением

пожарной охраны в России.

Рисование «Моя пожарная часть»

Дидактическая: Хорошо-плохо.

Сюжетно – ролевая игра:

«Мы – пожарные».

Подвижная игра:

«Пожарные на учении».

Вечер загадок на противопожарную тематику.

Папка-передвижка «Профессия пожарный

Ноябрь

Дидактическая игра: Отгадай загадку.

Сюжетно-ролевая: Наш дом.

Строительная: Пожарная часть.

Подвижная: На пожар.

Люди героической профессии.

С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Театральное представление «Кошкин дом»

Консультация «Почему нужно соблюдать правила пожарной безопасности»


Декабрь

«Пожарная безопасность» Цель: ознакомить детей с правилами противопожарной безопасности.

Аппликация «Пожарная машина»

Дидактическая игра: Горит - не горит.

Сюжетно-ролевая игра: Мы - помощники.

Пожарная сигнализация

Л.Толстой «Пожарные собаки»

Соревнования с параллельной группой на противопожарную тематику

Плакаты «Пожарная безопасность»


Январь

«Если в доме начался пожар» Цель: познакомить детей с основными действиями во время пожара.

Лепка «Огнетушитель»

Дидактическая игра: Пожароопасные предметы

Подвижная игра: Тушение пожара

Открытое занятие «Юные помощники пожарных»

Консультация «Советы пожарных».


Февраль

«Если в доме начался пожар» (2 часть) Цель: познакомить детей с советами пожарных.

Коллективная работа «Пожар»

Дидактическая игра: Что необходимо пожарному.

Сюжетно-ролевая игра: Мы - пожарные.

Строительная: Машина 01.

Экскурсия в музей пожарной части

Обсуждение м/ф «Кошкин дом».

Б.Житков «Пожар».

Спортивный вечер с родителями - эстафеты на тему «Спасатели».


Март

«Тушение пожаров» Цель: познакомить детей со способами тушения пожаров.

Составление рассказа «Я - пожарный».

Дидактическая игра: Наши помощники.

Сюжетно-ролевая игра: Мы - помощники.

Подвижная игра: Пожарные на учении.

Как узнать и сообщить о пожаре.

Е.Новичихин «Ноль-один».

Вечер загадок на противопожарную тему.

Фото-отчет «Мы - пожарные»


Апрель

«Огнетушители» Цель: познакомить со средством тушения пожара.

Ручной труд из коробок «Пожарная машина».

Дидактическая игра: Отгадай загадку.

Сюжетно-ролевая игра: Пожар.

Строительная: Спасательная станция.

Подвижная игра: Тушение пожара.

 Словесная игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Е.Хоринская «Спичка-невеличка».

Викторина «Правила безопасности»

Папка-передвижка «Дети говорят о пожаре».


Май

Итоговое занятие «Наша безопасность» Цель: закрепить и систематизировать знания детей, полученные в течение года.

Дидактическая игра: Пожароопасные предметы. Что необходимо пожарному.

Сюжетно-ролевая игра: Мы - пожарные.

Строительная игра: Пожарная часть.

Подвижная игра: Тушение пожара. Разведчик. Пожарные на учении.

Организовать экскурсию в пожарную часть.

Правила противопожарной безопасности

Б.Житков «Пожар в море».

Конкурс «Истории о пожарных».




  1. Список литературы

1.Белая К. Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001

2.Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. М., 2014

3.Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М., 1998.

4.Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников// Айрис Пресс М., 2007

5.Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.

6.Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников // «Учитель» В.,2008

7.Пожарная безопасность «Беседы с ребенком». Издательский дом «Карапуз»

8.Правила пожарной безопасности (набор карточек)