Главная страница

«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей»



Скачать 102.18 Kb.
Название«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей»
Дата14.04.2016
Размер102.18 Kb.
ТипДокументы

«Роль художественной литературы

в патриотическом воспитании детей»

Консультация для воспитателей

(из опыта работы воспитателей 2-й младшей группы «Гномики»)
Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы с дошкольниками. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а ответственное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, отзывчивое отношение к другим людям.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному де6тскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

В детском саду ребёнок встречает первые трудности и первые радости, здесь раскрываются его творческие таланты, воспитывается характер.

Большую помощь в патриотическом воспитании ребёнка оказывает художественная литература. Дети всегда стремятся к лучшему, поэтому не случайно положительные герои сказок, историй, стихов становятся их кумирами.

Первая литература, с которой знакомится каждый ребёнок – малые формы фольклора (колыбельные песни, пеструшки, потешки, перевертыши, загадки и т.д.)

Ах, баиньки, баиньки,

Купим сыну валенки,

Оденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.
Ладушки, ладушки,

Напеку оладушки.

Ешь, Андрюша маленький,

Ешь цветочек аленький.

Эти произведения называют «материнским фольклором», «народной педагогикой», так как они идеально сочетают в себе безукоризненно отточенную временем форму с содержанием – функциональным назначением (порадовать, успокоить, утешить, научить чему – либо и т.д.)

Патриотическое воспитание детей в младшей группе детского сада состоит из нескольких тем:

1-я тема: «Моя семья»

Задачи: учить детей называть членов семьи, внушать детям чувство

гордости за свою семью, прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.

Каждая тема делится на подразделы.

  • «Место работы родителей»

Задачи: прививать любовь к своему дому, желание поддерживать в

нём порядок, помогать взрослым членам семьи.

  • «Интересное в нашем доме»

Задачи: учить детей внимательно относиться к событиям в доме

(дни рождения), интересоваться делами, традициями семьи.
Готовясь к каждому занятию, педагог подбирает соответствующую литературу, которая помогает детям более точно раскрыть эти темы. Например:

Игра – потешка. Этот пальчик – мамочка,

А вот этот – папочка,

Третий пальчик – дедушка,

А четвертый бабушка,

Пятый пальчик – это я!

Вместе – дружная семья!

Мы построим новый дом,

Новый дом, новый дом.

Крышу крепкую найдем,

Мы найдем, мы найдем.

Стол поставим в доме том,

В доме том, в доме том,

И гостей всех позовем,

Позовем, позовем!

Поговорки и пословицы о семье:

Лучше нету дружка, чем родная матушка.

В гостях хорошо, а дома лучше.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Стихи:

«Мамина помощница» П.П. Дзюба

Мы торопимся вдвоем:

Мама прибирает дом,

Я цветочки поливаю,

Я игрушки убираю.

Мама гладит утюгом,

Мы работаем вдвоем…
Лучше друга не найти,

Обойди весь свет.

Лучше мамочки моей

В целом мире нет!
Бабулю крепко поцелую,

Обниму её родную.

Очень я люблю её,

Бабуля – солнышко моё!
А в минуту грусти

Для бабушки спою.

Пусть песенка расскажет,

Как я её люблю.

А так же рассказы, сказки:

Рассказ Л.Гераскина «Синий цветочек для мамы»

Русские народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Гуси – лебеди»; «Теремок»; «Заюшкина избушка»;

«Маша и медведь».
И.Косяков «Всё она»

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

- Мама дорогая!
И.Мазнин «Простое слово»

На свете добрых слов живет немало,

Но всех добрее, и нежней одно –

Из двух слогов, простое «ма-ма»,

И нету слов роднее, чем оно!
С.Михалков «Все сумею сделать»

Встану рано поутру, поутру,

Все я в доме приберу, приберу.

Я полы подмету, вымою посуду,

И воды принести я не позабуду…

2-я тема: «Мой детский сад»

  • «По дороге в детский сад»

Задачи: Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться

с друзьями, учить детей бережному отношению друг к другу.

  • «Заботливые люди»

Задачи: Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского

сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

  • «Двор детского сада»

Задачи: знакомить детей с участками детского сада, воспитывать

желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участка, ухаживать за растениями.

Литература:

Л.Осипова «Что такое детский сад

Что такое детский сад?

Это дом для всех ребят!

Это радость, это смех,

Это сто друзей на всех.

Интересные прогулки,

С ароматным джемом булки.

Это ласки и забота.

В детский сад

Бежим с охотой.

Потому что здесь нам рады,

Детский сад для нас родной…

В.Товаркова

… Детский сад, детский сад.

Почему так говорят?

Потому что дружно в нём

Мы одной семьёй живём!

Оттого и говорят:

- В этом доме детский сад.
А.Кузнецова

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала –

Только мишку подержала.

И сказала ; «Не отдам!

Я пойду и помирюсь.

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дом трамвай

И скажу: «Играй давай»
П.П.Дзюба «Вежливые слова»

На прогулке друга Колю

Я задел рукой нечаянно.

«Извини», - сказал я другу,

«Получилось так случайно».

Каждый раз всем на прощанье

Говорю я «До свидания»…
Загадки:

Л. Осипова Кто про нас не забывает,

Если мы заболеваем?

Выдаст нам микстуру,

Измерит температуру?

(врач, медсестра)

Он каждый день встает к плите,

Что б приготовить детворе

Салаты и котлеты,

Борщи и винегреты.

На голове большой колпак.

Готовить детям очень рад.

(повар)
Рано утром каждый день

Крутит он баранку,

Чтоб доставить в детский сад

Молоко, сметанку,

Хлеб, сосиски, колбасу,

Кто же он, я не пойму?

(водитель фургона)
3-я тема: «Мой город»

  • «Название города»

Задачи: познакомить и закрепить название города (Москва),

вызвать интерес к своему городу, привить чувство гордости за него.

  • «Транспорт города»

Задачи: дать представления о транспорте, учить детей правилам

поведения в общественном транспорте.

Литература:

Л.Осипова

Велик, прекрасен город наш

Над вольною рекой.

И самый лучший он для нас,

Родной и дорогой!

Загадки: Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька (троллейбус)

С.Маршак. «Кораблик»

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой,

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой…

4-я тема: «Природа города»

  • «Времена года»

Задачи: учить детей видеть красоту природы в разное время года.

  • «Растительный мир»

Задачи: знакомить детей с растительным миром города,

воспитывать бережное отношение к природе.

  • «Животный мир»

Задачи: знакомить детей с животными и птицами, прививать

бережное, заботливое отношение к животному миру.

Литература:

Л.Поляк

…Льют холодные дожди.

Взяли зонтики, на ножки

Натянули мы сапожки

И пошли в осенний лес,

Где полным – полно чудес.

На опушке под кусточком

Притаились два грибочка.

Поклонюсь: не жалко спинку.

Ну-ка, живо марш корзинку!

Сад в наряде желто-красном…

Величава и прекрасна,

Круглый год она красива,

Наша родина – Россия!
Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима. (А.Яшин)
Береза – главное дерево России, символ нашей страны.

Е.Трутнева.

Стало вдруг светлее вдвое.

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

Загадки: (о животных)

Любит кто в лесу реветь?

Спит в берлоге кто? (медведь)
Он зубами «щелк» да «щелк»,

Рыщет в чаще серый… (волк)
Скачет шустрый на лужайке

Длинноухий, серый … (зайка)
Ходит рыжая краса,

Очень хитрая … (лиса)

Рассказы:

В.Степанов «Замечательные детки»

А. Каракулова «Птичий домик»

К. Мигунова «Мамы и детки», «Марусины друзья»

Считалочка: Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь…

Выходи, тебе «гореть»
Потешки:

В.Хесин «Потешки для малышей» - («Котенька – мурлыка»)

«Тень – тень, потетень»

Тень – тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

«Всему свету я краса»

Похвалялся зайка:

«Поди, догоняйка!»

Похвалялся медведь:

«Могу песни я петь!»

Похвалялися ежи:

«У нас шубы хороши!»
К.Чуковский «Котауси и Мауси»
Сказки: «Петушок и бобовое зернышко»

«Волк и козлята»

«Кот, петух и лиса»

«У солнышка в гостях»

Рассказы: В.Сутеев «Кто сказал «мяу»?

Л.Н. Толстой «Еж», «Лиса»

Е.Чарушин «Курочка»

Г.Цыферов «Про цыпленка, солнце и медвежонка»


Северо-Западное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка

Детский сад № 2662
Консультация для воспитателей

Тема:


(из опыта работы воспитателей

2-й младшей группы «Гномики»)


Подготовила и провела:

воспитатель

Шереметьева С.В.
Москва

2009