|
«Единственный путь, ведущий к знаниям это деятельность» «Единственный путь,
ведущий к знаниям –
это деятельность»
Б.Шоу.
Я работаю учителем химии в Алексеевском филиале МБОУ Большекуликовской СОШ, вот уже пятый год.
Моей индивидуальной темой самообразования является «Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности»
Целью и задачей самообразования по данной теме является формирование путей реализации творческого потенциала обучающихся, самораскрытия и самореализации личности.
В современных условиях развития новых технологий, необходимым и востребованным качеством личности является творчество и познавательная активность. Но не все обучающиеся имеют врожденные способности и задатки к определенным видам деятельности, кто-то силен в гуманитарных науках, у кого способности к точным предметам, расчетам и анализу. Данная недооценка индивидуальных способностей обучающихся приводит к снижению познавательной активности и на уроках химии к нежеланию работать самостоятельно, работать, да и просто учиться.
Так главная задача учителя заключается в том, чтобы правильно организовать учебный процесс. Заинтересовать обучающихся и только потом проектно – исследовательская деятельность будет способствовать развитию творчества и познавательной активности, а также созданию условий, способствующих повышению у обучающихся мотивации к обучению путем их включения в проектно – исследовательскую деятельность.
С помощью исследовательской деятельности у обучающихся развиваются следующие компетентности:
- автономизационная – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;
- коммуникативные – уметь вступить в общение;
- информационные – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
- продуктивные – умение работать, быть способным создать собственный продукт.
Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Я начинаю с 8 класса учить детей самостоятельно разбираться в новом материале, искать ответы на вопросы, таким образом проявляется интерес к нахождению правильного ответа , потом учу сравнивать , анализировать , и отсюда уже появляется интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всеми необходимыми приемами проведения самостоятельного исследования.
При обучении обучающихся умениям исследовательской деятельности (наблюдать, сравнивать, проводить анализ, химические расчеты и т.д.) обращаю особое внимание на выработку умений строить логическую цепь рассуждений при выполнении заданий.
Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при целенаправленной систематической работе. Такую систему работы составляют: проблемное проведение уроков, проведение большинства лабораторно - практических занятий исследовательским и проектным методом, система домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования.
Данные формы работы обучающихся на уроке позволяют раскрыть возможности ребенка, проявить его способности, даже если он не имеет особого интереса к химии. Они позволяют учителю отыскать, увидеть среди массы учеников именно тех, которые одарены химически. Далее с такими обучающимися работа идет во внеурочное время: факультативы, спецкурсы, выполнение исследовательских и проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах.
Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет обучающимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу обучающихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении.
Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов:
- исследовательские;
- индивидуальные;
- групповые;
- информационные.
Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:
- работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии;
- уроки проходят более оживленно;
- увеличилось число обучающихся, выбирающих химию для сдачи экзамена;
- появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы.
У обучающихся, выполняющие проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа обучающихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. |
|
|