|
«Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора» Тема урока: « Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора»
( с использованием технологии обучение в сотрудничестве)
Программа Н.Н.Гара « Программы общеобразовательных учреждений 8-9 классы
10-11 классы», М.: «Просвещение», 2009.
Учебник - Химия. 9 класс Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман Москва «Просвещение» 2011
Цели урока:
Образовательные: Рассмотреть строение атома фосфора согласно его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, аллотропные модификации фосфора. Изучить физические и химические свойства фосфора, нахождение в природе, его области применения. Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева. Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций, умение расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
Развивающие: Развивать память и внимание учащихся. Содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве, развивать познавательный интерес. Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии. Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.
Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе. Показать значимость химических знаний для современного человека.
Место урока в системе:
предшествовал урок « Соли азотной кислоты »
следующий урок « Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. Минеральные удобрения.
Продолжительность занятия- 45 минут
Готовый медиапродукт- « 1C: Репетитор. Химия »
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
карточки с заданиями
периодическая система Д.И. Менделеева
фрагменты видео опытов
Мотивационный этап
Приветствие. Мы сегодня будем изучать вещество о котором пишет А.Конандойль.
(Видеофрагмент из документального фильма «Фосфор»)
Тема нашего урока - Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства.
Актуализация знаний
Что вы знаете о фосфоре? Запишите всё в тетрадь, обсудите с партнёром, а затем с членами вашей группы. Высказывания записываются на доске.
Давайте обратимся к Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и определим местоположение фосфора в ПС.
Фосфор- химический элемент.
3 период, V группа главная (А) подгруппа
Zядра = +15, число р+ = 15, число n0= 16, число ͞e= 15
Электронное строение:
Р 2͞е ) 8͞е ) 5͞͞е )
Максимальная степень окисления +5, минимальная +3
( задания с сайта ЦОР https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed08faa-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_28_01.swf )
Формирование новых знаний
Физические свойства фосфора
Фосфор в свободном состоянии образует аллотропные модификации: ( белый фосфор, красный фосфор и чёрный фосфор). Важнейшие из них белый и красный, они способны переходить друг в друга. (Видеоопыт « Превращение белого фосфора в красный» https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0a22315c-8aad-c506-5565-cb501f201476/index.htm
Рассмотрим сравнительную характеристику свойств красного и белого фосфора. Откройте в учебнике стр.
Работа в группах по заполнению таблицы
-
Свойства
| Красный фосфор
| Белый фосфор
| Тип кристаллической решётки
| атомная
| молекулярная
| Физические свойства:
Цвет
запах
растворимость в воде
влияние на организм
светится ли в темноте
| Темно-малиновый порошок
нет
Не растворяется в воде
Не ядовит
Не светится
| Желтоватое воскообразное вещество
чесночный
Не растворяется в воде
Ядовит
Светится
| Химическая активность
| Менее химически активен, горит при поджигании
| Более химически активен, самовоспламеняется на воздухе
| Проверка задания.
Видеоопыт- свечение белого фосфора (https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db4e88f1-236a-47d0-d510-9c6b6bccb982/index.htm)
Видеоопыт- сравнение температур воспламенения белого и красного фосфора (https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eb57bd10-1d8e-47e1-cbea-9847870ff701/index.htm) Вопрос: В качестве восстановителя или окислителя выступает фосфор в химических реакциях?
Взаимодействие с кислородом (фосфор горит в кислороде ярким пламенем)
Учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакций, расставляют коэффициенты методом электронного баланса, указывают окислитель и восстановитель. В паре, затем в группе проверяются задания.
4Р0+5О2 0=2Р +52О -25
Взаимодействие с металлами:
3Ca0 + 2P0 = Ca+23P-32
Взаимодействие с неметаллами:
2P0 + 3S0 = P+32S-23
Взаимодействие со сложными веществами
6P0 + 5KCl +5O3 = 3Р +52О -25 + 5K +Cl- + Q
Сделайте вывод о роли фосфора в химических реакциях (фосфор может выступать в роли восстановителя и окислителя, смотря с каким веществом реагирует). Фосфор получают из апатитов или фосфоритов в результате взаимодействия с коксом и кремнезёмом при температуре 1600 °С:
Ca3 (PO4)2 + 5C + 3SiO2 = 2P + 5CO + 3CaSiO3
Составьте электронный баланс.
Образующиеся пары фосфора конденсируются в приёмнике под водой в аллотропическую модификацию в виде белого фосфора. Вместо фосфоритов восстановлению можно подвергнуть и другие соединения, например, метафосфорную кислоту:
4НРО3 + 10С = Р4 + 2Н2О + 10СО
Итоги урока. Рефлексия.
На сегодняшнем уроке мы изучили неметалл фосфор.
Давайте сделаем вывод о положении химического элемента в Периодической системе, строении атома и его химических свойствах.
Химический элемент фосфор находится в 3 периоде, 5 группе в главной подгруппе. У атома 15 электронов, на последнем энергетическом уровне 5 электронов.
Фосфор - активный неметалл.
В химических реакциях фосфор проявляет окислительные и восстановительные свойства.
Как вы считаете, что вы узнали сегодня на уроке, продолжите фразу
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
урок дал мне для жизни…
я научился…
Домашнее задание
§ 21 стр. 70 упр. 1-4 |
|
|