Главная страница

Где кучи хижин небольших с дворами грязными… М. Ю. Лермонтов «Два брата»



Скачать 48.73 Kb.
НазваниеГде кучи хижин небольших с дворами грязными… М. Ю. Лермонтов «Два брата»
Дата07.04.2016
Размер48.73 Kb.
ТипДокументы

Явления физики в художественной литературе.
…Дымятся низкие долины,

Где кучи хижин небольших


С дворами грязными…

М.Ю. Лермонтов «Два брата»


1.Почему «дымятся низкие» долины?

2.С каким физическим явлением это связано?

3.Почему чаще всего туман образуется в низинах?

Среди кривых стволов, среди ветвей корявых


Ползет молочный дым: окуривают сад,

Все яблони в цвету - и в зеленых травах

Огни, как языки, краснеют и дрожат.


Бесцветный запад чист – жди к полночи мороза

И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд

В тумане голубом дымящего навоза,

В серебряной пыли туманно - ярких звезд.

И. А. Бунин «Холодная война»


1.Почему в ожидании заморозков окуривают цветущие сады?

2.Почему ранней весной при безоблачном небе можно ожидать заморозки?

Обломок черный в тот же миг

В морской залив бездонный пал


Взметнулся ядовитый вал,

Вскипела желтая вода и выкипела без следа.

Богатыри большой страны

Видением удивлены, падением изумлены.

«Литература, Алтайские героические сказания»

1.Какие физические явления произошли в описанной ситуации?

2.Как изменилась внутренняя энергия воды?
Установлено, что знаменитые лондонские туманы вызваны к жизни, главным образом, каменноугольным дымом. Чем больше дыма, тем чаще и гуще туманы

Паустовский К. Г «Повесть о лесах»

1.Какую роль в конденсации водяных паров играет дым?

И как с конца палимое бревно

От тока ветра и его накала


В другом конце трещит и слез полно…

Данте Алигьери «Божественная комедия»

1.Почему горящее бревно трещит?
Физика в гостях у биолога и географа.
1.Каково назначение пробкового слоя на стволах многолетних деревьев?

2.Во время сильных морозов птицы нахохливаются. Почему при этом они легче переносят морозы?

3.Почему в холодную погоду животные спят свернувшись в клубок?

4.Почему у полярных лисиц уши значительно меньше, чем у лисиц в умеренном климате?

5.Почему наши глаза не ощущают холод?

6.Человек, находясь на улице в сильный мороз, старается больше двигаться, чтобы не замерзнуть. Почему же тогда птицы чаще замерзают на лету, чем сидя на месте?

7.В стихотворении А. С. Пушкина «Кавказ» есть такие слова: «Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне». Объясните, почему орлы, ястребы, коршуны и другие крупные птицы, парящие высоко в небе, могут держаться на одной высоте, не взмахивая при этом крыльями?

8.В качестве одного из средств борьбы с заболачиваемостью в субтропической зоне применяют посадку специального сорта деревьев – эвкалиптов. Что этим достигается?

9.Почему в приморских странах климат умереннее, чем в странах, лежащих внутри материков?

10.Объяснить причину резкой континентальности климата Прикаспийской низменности.

11.Почему вода в глубинах Северного Ледовитого океана не замерзает, хотя температура ее ниже нуля?

12.Когда мы путешествовали по Африке, рассказывает турист, то от местных жителей слышали выражение «сухой дождь». Где это можно услышать? Как надо понимать это выражение?

Исследовательская экспедиция в природу


по теме «Тепловые явления».

Цель работы: установление взаимосвязи и единства различных способов передачи теплоты в природе.

Маршрут экспедиции: школа – поле (вспаханное и целина) – водоем – школа.

В составе экспедиции три партии.

Первая партия исследует тепловой баланс почвы и воздуха; теплоемкость различных почв; влияние влажности на теплоемкость почвы и солнечного излучения на тепловой режим почвы.

Задания, соответствующие объекту исследования:

  1. Измерить температуру:

а) у поверхности земли;

б) на уровне верхушек трав (15-20 см);

в) на высоте 1,5-2 м над землей.

Сравнить показания, объяснить результаты.

З а м е ч а н и е. Измерения проводить так, чтобы прямые солнечные лучи и

дыхание человека не искажали показания термометра.

  1. Измерить температуру вспаханной и твердой, светлой и темной почвы на поверхности и в глубине (10-15 см); одновременно измерить температуру прилегающего к почве слоя воздуха; объяснить результаты, сделать вывод.

  2. Исследовать, какие почвы прогреваются меньше: сухие или влажные, чернозем или песок, камни. Почему различные участки почвы прогреваются неодинаково?

  3. За счет какой энергии нагревается земля, что способствует передачи тела в глубь почвы?

  4. В каких случаях поверхность почвы отдает прилегающему воздуху больше тепла? Как уменьшить расход тепла на нагрев воздуха?

  5. Путем изменения каких физических свойств почвы возможно регулирование потока тепла в почву?
Вторая партия исследует тепловой баланс воды и воздуха; производит сравнение температуры воды в различных участках водоема, изучает влияние излучения солнца на тепловой режим воды в водоеме.

Задания, соответствующие объекту исследования:

  1. Сравнить температуру воды: на поверхности и в глубине; на теневых и освещенных местах, прозрачной и в гуще водяных растений. Объяснить различия в показаниях. Сравнить с температурой воздуха.

  2. Объяснить, почему при приближении к водоему (в безветренную погоду) ощущается легкий ветерок. В каком направлении он дует?

  3. Дать прогноз направления ветра около водоема ночью.

  4. Исследовать причины образования различных ветров.

Третья партия проводит опыты у костра с целью исследования роли конвекционных потоков, особенностей явлений теплопроводности и излучения.

Задания, соответствующие объекту исследования:

  1. Держа деревянный прут за один конец, другой внести в огонь; то же самое проделать с железным прутом. Почему во втором случае рука ощущает, что прут нагрелся, а в первом нет?

  2. Если поднести руку к костру, то ощущается его жар, что это:

а) теплопроводность воздуха (а если заслонить руку от костра листом бумаги, ощущается жар)?

б) конвекция (загородить предполагаемые потоки, а в этом случае жар ощущается)?

в) излучение?

Д о п о л н е н и е: вынуть из костра нагретый камень, тепло ощущается и сверху, и сбоку камня. Почему?

  1. Подержать горящую лучинку зажженным концом вверх и вниз. Когда она гаснет быстрее? Почему?

  2. Два стержня, деревянный и железный, плотно обмотать бумагой, внести в пламя костра на короткое время. Объяснить, почему на деревянном стержне бумага обуглилась, а на железном нет.