Соболева Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей № 5»
г. Железногорска Курской области
Дидактический материал для обобщающего урока
по теме «Глагол»
(работа в группах, 4 варианта заданий)
Обобщение по теме «Глагол»
I команда
1. Расскажите о постоянных морфологических признаках глагола, приведите примеры.
2. Заполните таблицу примерами, данными ниже. Объясните правописание глаголов.
Глаголы с суффиксами -ова- (-ева-)
| Глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-)
|
|
|
Сопутств_вать, аттестов_вать, честв_вать, участв_вать, подытож_вать, предчувств_вать, рассредоточ_вать, отсутств_вать, отсроч_вать, атак_вать, заканч_вать, завед_вать, разгул_вать, обслед_вать, постук_вать, негод_вать, гор_вать, во_вать, наста_вать, рассе_вать.
3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание (глаголы единственного числа).
Пляш_т, брызж_т, бормоч_т, скач_т, клевещ_т, маш_т, ропщ_т, плещ_т, реша_т, вступа_т, объяв_т, проявля_т, расхвал_т, раздел_т, укрепля_т, закручива_т, гон_т, гоня_т, слыш_тся, кол_т, мел_т, натерп_тся, ненавид_т, выгор_т, пол_т.
4. Произнесите глаголы, соблюдая правильное произношение и ударение. Составьте и запишите предложения с тремя словами.
Баловать, предложить, избаловать, кашлянуть, откупорить, принять, повторить, исчерпать, облегчить, плесневеть, заплесневеть, обострить, положить, углубить, пломбировать, предпринять, бронировать.
5. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени и запишите их, распределяя по графам таблицы. Поставьте ударение.
Множественное
число
| Единственное число
| жен. р.
| муж. р.
| ср. р.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Горький, красивый, лёгкий, мягкий, твёрдый, свободный, спокойный, удобный, редкий.
6. От данных глаголов образуйте форму 2 лица множественного числа изъявительного наклонения и форму множественного числа повелительного наклонения. Запишите их, распределяя по графам таблицы. Объясните написание. Выполните морфемный разбор.
Изъявительное наклонение, настоящее – будущее время, 2 лицо, множественное число
| Повелительное наклонение, множественное число
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гнать, переписать, вызвать, окрепнуть, вырвать, смотреть, терпеть.
7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните морфологический разбор одного из глаголов.
Недостаток кальция в организме черепахи можно легко пополнить, если кормить животное мелкой рыбой с костями.
Обобщение по теме «Глагол»
II команда
1. Расскажите о непостоянных морфологических признаках глагола, приведите примеры.
2. Заполните таблицу примерами, данными ниже. Объясните правописание глаголов.
Глаголы с суффиксами -ова- (-ева-)
| Глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-)
|
|
|
Подта_вать, буш_вать, ноч_вать, коч_вать, корч_вать, потч_вать, танц_вать, перелиц_вать, кольц_вать, гарц_вать, угад_вать, разбрас_вать, восп_тывать, перечит_вать, посвист_вать, подбрас_вать, развяз_вать, припляс_вать, усил_вать, увелич_вать, суж_вать.
3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание (глаголы множественного числа).
Пляш_т, брызж_т, бормоч_т, скач_т, клевещ_т, маш_т, ропщ_т, плещ_т, реша_т, вступа_т, объяв_т, проявля_т, расхвал_т, раздел_т, укрепля_т, закручива_т, гон_т, гоня_т, слыш_тся, кол_т, мел_т, натерп_тся, ненавид_т, выгор_т, пол_т.
4. Произнесите глаголы, соблюдая правильное произношение и ударение. Составьте и запишите предложения с тремя словами.
Баловать, предложить, избаловать, кашлянуть, откупорить, принять, повторить, исчерпать, облегчить, плесневеть, заплесневеть, обострить, положить, углубить, пломбировать, предпринять, бронировать.
5. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени и запишите их, распределяя по графам таблицы. Поставьте ударение.
Множественное
число
| Единственное число
| жен. р.
| муж. р.
| ср. р.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Горький, красивый, лёгкий, мягкий, твёрдый, свободный, спокойный, удобный, редкий.
6. От данных глаголов образуйте форму 2 лица множественного числа изъявительного наклонения и форму множественного числа повелительного наклонения. Запишите их, распределяя по графам таблицы. Объясните написание. Выполните морфемный разбор.
Изъявительное наклонение, настоящее – будущее время, 2 лицо, множественное число
| Повелительное наклонение, множественное число
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гнать, переписать, вызвать, окрепнуть, вырвать, смотреть, терпеть.
7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните морфологический разбор одного из глаголов.
В конце мая на экскурсиях в ботаническом саду вниманию посетителей будет предоставлена коллекция древовидных пионов.
Обобщение по теме «Глагол»
III команда
1. Расскажите о безличных глаголах (что обозначают, в какой форме употребляются, особенности предложений с безличными глаголами).
2. Заполните таблицу примерами, данными ниже. Объясните правописание глаголов.
Глаголы с суффиксами -ова- (-ева-)
| Глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-)
|
|
|
Сопутств_вать, аттестов_вать, честв_вать, участв_вать, подытож_вать, предчувств_вать, рассредоточ_вать, отсутств_вать, отсроч_вать, атак_вать, заканч_вать, завед_вать, разгул_вать, обслед_вать, постук_вать, негод_вать, гор_вать, во_вать, наста_вать, рассе_вать.
3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
Пляш_те, брызж_те, бормоч_те, скач_те, клевещ_те, маш_те, ропщ_те, плещ_те, реша_те, вступа_те, объяв_те, проявля_те, расхвал_те, раздел_те, укрепля_те, закручива_те, гон_те, гоня_те, слыш_тесь, кол_те, мел_те, натерп_тесь, ненавид_те, выгор_те, пол_те.
4. Произнесите глаголы, соблюдая правильное произношение и ударение. Составьте и запишите предложения с тремя словами.
Баловать, предложить, избаловать, кашлянуть, откупорить, принять, повторить, исчерпать, облегчить, плесневеть, заплесневеть, обострить, положить, углубить, пломбировать, предпринять, бронировать.
5. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени и запишите их, распределяя по графам таблицы. Поставьте ударение.
Множественное
число
| Единственное число
| жен. р.
| муж. р.
| ср. р.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Горький, красивый, лёгкий, мягкий, твёрдый, свободный, спокойный, удобный, редкий.
6. От данных глаголов образуйте форму 2 лица множественного числа изъявительного наклонения и форму множественного числа повелительного наклонения. Запишите их, распределяя по графам таблицы. Объясните написание. Выполните морфемный разбор.
Изъявительное наклонение, настоящее – будущее время, 2 лицо, множественное число
| Повелительное наклонение, множественное число
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гнать, переписать, вызвать, окрепнуть, вырвать, смотреть, терпеть. 7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните морфологический разбор одного из глаголов.
Территорию под местом кладки карниза в целях безопасности необходимо оградить.
Обобщение по теме «Глагол»
IV команда
1. Расскажите о наклонении глагола, приведите примеры.
2. Заполните таблицу примерами, данными ниже. Объясните правописание глаголов.
Глаголы с суффиксами -ова- (-ева-)
| Глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-)
|
|
|
Подта_вать, буш_вать, ноч_вать, коч_вать, корч_вать, потч_вать, танц_вать, перелиц_вать, кольц_вать, гарц_вать, угад_вать, разбрас_вать, восп_тывать, перечит_вать, посвист_вать, подбрас_вать, развяз_вать, припляс_вать, усил_вать, увелич_вать, суж_вать. 3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
Пляш_шь, брызж_шь, бормоч_шь, скач_шь, клевещ_шь, маш_шь, ропщ_шь, плещ_шь, реша_шь, вступа_шь, объяв_шь, проявля_шь, расхвал_шь, раздел_шь, укрепля_шь, закручива_шь, гон_шь, гоня_шь, слыш_шься, кол_шь, мел_шь, натерп_шься, ненавид_шь, выгор_шь, пол_шь.
4. Произнесите глаголы, соблюдая правильное произношение и ударение. Составьте и запишите предложения с тремя словами.
Баловать, предложить, избаловать, кашлянуть, откупорить, принять, повторить, исчерпать, облегчить, плесневеть, заплесневеть, обострить, положить, углубить, пломбировать, предпринять, бронировать.
5. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени и запишите их, распределяя по графам таблицы. Поставьте ударение.
Множественное
число
| Единственное число
| жен. р.
| муж. р.
| ср. р.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Горький, красивый, лёгкий, мягкий, твёрдый, свободный, спокойный, удобный, редкий.
6. От данных глаголов образуйте форму 2 лица множественного числа изъявительного наклонения и форму множественного числа повелительного наклонения. Запишите их, распределяя по графам таблицы. Объясните написание. Выполните морфемный разбор.
Изъявительное наклонение, настоящее – будущее время, 2 лицо, множественное число
| Повелительное наклонение, множественное число
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гнать, переписать, вызвать, окрепнуть, вырвать, смотреть, терпеть.
7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните морфологический разбор одного из глаголов.
Настя одела бальное платье и закружилась перед зеркалом.
Литература
1. Русский язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
2. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл.:Кн. Для учителя/ Г.И. Блинов, В.А. Антохина. – М.: Просвещение, 2001. – 239 с.
3. ЕГЭ-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – 288 с. |