Главная страница


Тема по самообразованию «Проектная деятельность на уроках химии и биологии» в педагогике слово «проект» происходит от итальянского глагола, что означает разрабатывать, «планировать»



НазваниеТема по самообразованию «Проектная деятельность на уроках химии и биологии» в педагогике слово «проект» происходит от итальянского глагола, что означает разрабатывать, «планировать»
Дата11.02.2016
Размер36.8 Kb.
ТипДокументы


Тема по самообразованию «Проектная деятельность на уроках химии и биологии»

В педагогике слово «проект» происходит от итальянского глагола, что означает разрабатывать, «планировать», «браться за чего-либо»

Таким образом, проектный метод означает путь, которым идут ученики и учителя, если они хотят научиться чему-то. С помощью проектного метода можно:

- содействовать скорее сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному творчеству, чем конкурирующему поведению,

- принимать во внимание реальные ситуации и обстоятельства, которые чаще возникают вне школы,

- ориентироваться на личные способности учеников, с целью их оптимального развития,

- стараться учитывать личные потребности учащихся,

- усилить мотивацию для достижения целей обучения,

- создать связующие звенья между отдельными предметами.

Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Поэтому данная тема и еще актуальна тем, что дети много лет на уроках в основном работают под руководством учителя, а в последнее время они начинают сами формировать и развивать обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. При проектном методе обучения учитель постепенно уходит в тень, вмешивается, если есть необходимость, проявляет выдержку.

Основные требования проектного метода:

- самостоятельность учащихся,

- связь с реальным миром,

- активизация разных форм самовыражения,

- принятие во внимание мнения других при выполнении действий.

Метод проектов – это учебная деятельность, связанная с непрерывными пробами вне стен школы, в окружающей социальной действительности.

Метод проектовтехнология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы. Результат деятельности для учащихся – конкретный продукт деятельности.

Цель своей работы над темой самообразования:

- изучение технологии метода проектов, возможности его применения на уроках и во внеклассное время по биологии и химии.

Задачи:

- изучение литературы по данной теме,

- разработка уроков и внеклассных мероприятий с методами проектов,

- выбор темы проектов и предложение их учащимся,

- применение метода проектов на уроках и внеклассных мероприятиях,

- участие в конкурсах проектов, защита проектов

- повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску, способствовать формированию у учащихся исследовательских навыков.

- По данной теме очень много материалов размещены в Интернете, опубликованы в журналах «Химия в школе», «Биология в школе», «Первое сентября. Биология» , «Первое сентября. Химия».

-Метод проектов дает возможность организовать эту деятельность в интересной для учеников форме, и тогда практические занятия становятся увлекательными и целенаправленными, освоение новой информации — осмысленным, а работа учащихся — познавательно мотивированной.

- Любая самостоятельно выполненная творческая работа может считаться проектной, ибо она направлена, в первую очередь, на развитие творческого потенциала ребенка, на приобретение им исследовательских умений и навыков, которые могут пригодиться ему в его дальнейшей взрослой жизни.

- Можно достичь высоких результатов, используя в своей работе передовые технологии обучения, среди кокторых на первом месте стоит проектная деятельность, затем модульное обучение, игровые и здоровьесберегающие технологии.

Рекомендации

Этапы работы учащихся над проектом

(для учителя)

1. Введение в проектную деятельность (создание положительной мотивации к работе через постановку интересной и близкой ученикам проблемы, создание проблемной ситуации).

2. Определение и утверждение тематики проектов.

3. Составление графика работы над проектом.

4. Подбор и анализ литературных источников и других материалов.

5. Контроль и анализ процесса выполнения проекта (групповые и индивидуальные консультации).

6. Контроль над оформлением проекта.

7. Организация и проведение предзащиты проекта.

8. Контроль за доработкой проекта.

9. Защита проекта и подведение итогов работы по проекту.

Содержание работы учащихся над проектом

(для учащихся)

1. Получает от руководителя информацию о проектной деятельности (требования, план выполнения проектной работы).

2. Выбирает тему проекта, согласовывает ее утверждение с учителем.

3. Составляет график работы над проектом.

4. Подбирает и изучает необходимую литературу.

5. Обсуждает с различными специалистами (учителем) ход выполнения проекта, сроки промежуточных консультаций.

6. Работает по теме проекта.

7. Оформляет предварительные результаты проекта.

8. Предварительно защищает проект в группе.

9. Дорабатывает проект с учетом предложений участников группы и учителя.

10. Защищает проект и обсуждает результаты своей работы.

Критерии оценивания выполненных проектов

1. Аргументированность выбора темы проекта, обоснование потребности в его разработке, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

2. Объем и полнота разработки проекта, качество выполнения принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к его восприятию другими людьми.

3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов.

4. Уровень творчества, оригинальность темы проекта, подходов, найденных решений.

5. Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям; качество схем , рисунков, фотографий, таблиц.