|
Тема «Мир денег»»
Экономический практикум
№1
Раскройте смысл поговорки: «Время – деньги»
№2
Раскройте смысл поговорки: «Плакали мои денежки»
№3
Несмотря на то, что деньги считаются более удобными для совершения сделок, чем бартер (обмен одного товара или услуги на другой без помощи денег), последний все-таки сохранился и в современной экономической системе. Приведите пример бартера из ва¬шего личного опыта и объясните, почему в данном случае использовал¬ся именно бартер.
№4
Расположите в порядке убывания их ликвидности следующие предметы, учитывая, что ликвидность оценивается на российском рынке в Москве:
1. автомобиль «Вольво» 1993 г. выпуска;
2. французские франки (денежная единица Франции);
3. российские рубли в вашем кошельке;
4. российские рубли на вкладе до востребования в Сберегательном банке;
5. ваши носки 1993 г. выпуска.
№5
Перед вами таблица. Она состоит из четырех колонок.
Первая колонка заполнена – в ней перечислены определенные ситуации из жизни Славы Веснушкина. Заполните вторую колонку, впи¬сав в нее те функции, которые выполняют деньги в каждой конкретной ситуации. Затем заполните третью колонку, вспомнив ситуации из ва¬шей собственной жизни, в которых деньги выполняли бы эти же функ¬ции. И, наконец, в четвертую колонку впишите ситуации из жизни ваших родителей, соответствующие данным функциям денег.
1 2 3 4
Слава Веснушкин получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под кус¬том смородины
Через месяц Слава вспомнил, что5000 рублей стоит джинсовый костюм, о котором он давно мечтал
Слава вырыл
деньги, пошел в модный магазин и купил джинсовый костюм
Слава занял у приятеля 5000
рублей и возвратил их через неделю
№6
Остатки вкладов в банках на 1996 год (в трлн. Руб.) представлены в таблице.
Вклады граждан на начало месяца, трлн. Руб. Январь
1996 г. Апрель Июль Октябрь Ноябрь Декабрь Январь 1997 г.
Всего в банках 75,2 91,7 98,9 111,1 114,1 115,9 117,7
В Сбербанке России 54,1 62,7 70,7 81 84,1 85 86,5
в % к началу года 100 123 138 158,3 164 166 169
В коммерческих банках 24,1 29 28,2 30,1 30,3 30,9 31,2
В % к началу года 100 120 117 125,2 126 128 130
Изучите данные, представленные в таблице, и ответьте на следую¬щие вопросы:
1. Какова динамика вкладов населения в 1996 г. в сравнительном разрезе – в Сбербанке и в коммерческих банках России?
2. На сколько процентов возросли вклады в Сбербанк и в коммер¬ческие банки в ноябре и в декабре 1996 Г.?
3. Как правило, процентные ставки по вкладам в коммерческих бан¬ках выше, чем в Сбербанке. Почему же в этом случае российские граждане предпочитают хранить деньги в Сбербанке?
4. Почему, несмотря на наличие инфляции в стране, деньги все еще продолжают выполнять функцию средства сбережения?
№7
Вспомните пословицы, фразеологизмы, поговорки о деньгах и объясните их смысл.
Вопросы для размышления
Тема «Закон денежного обращения. Инфляция»
№1
Используя уравнение обмена объясните, почему возможен рост номинального национального продукта без изменения ко¬личества денег, находящихся в обращении.
Подсказка: номинальный национальный продукт равен произведе¬нию уровня цен на реальный национальный продукт, т. е. P*Q.
№2
Во время Второй мировой войны и у Германии, и у Великобритании существовали планы применения «бумажного ору¬жия»: обе страны напечатали денежные знаки другой и собирались вы¬бросить их в большом количестве с самолетов над территорией против¬ника. Почему это могло оказаться эффективным оружием?
№3
Как вы думаете, почему во время высокой инфляции банки стараются давать ссуды только на очень короткий срок?
№4 Чем инфляция спроса отличается от инфляции предложения (инфляции затрат)?
№5
Являются ли следующие утверждения верными? Ответьте «да» или «нет».
1. Инфляция, вызванная постоянным ростом военных расходов, представляет собой пример инфляции предложения (инфляции издержек).
2. Индекс потребительских цен исчисляется только на основе цен товаров и услуг, включаемых в «потребительскую корзину».
3. Стагфляция предполагает рост общего уровня цен в экономике, сопровождаемый падением реального объема производства.
№6
Все описанные ниже события произошли в 1995 г. Опреде¬лите, какой вклад при подсчете валового внутреннего продукта (ВВП) России 1995 г. вносит каждое из этих событий. Каков их суммарный вклад? Ответ необходимо обосновать.
1. Мария Д. получила от государства пенсию в размере 500 тыс. р.
2. Издательство «Одуванчик» выпустило И продало 1 000 книг по
цене 1 тыс. р. за книгу, включая НДС (ставка - 20%). При издании книги использовались отечественные бумага и материалы, также произведенные в 1995 г.
З. Московское представительство корпорации IBM заплатило 3 млн. р. в виде налога на имущество.
4. Домостроительный комбинат приобрел произведенные в 1995 г. отечественные материалы для производства сборных домиков на сумму 5 млн. р. Половина материалов была использована для про¬изводства домиков, от продажи которых фирма выручила 4 млн. р. Оставшуюся половину материалов фирма планирует пустить на производство сборных домиков' в январе следующего года.
5. Фирма «Аста» в июне приобрела новый импортный компьютер за 3 млн. р. Используя этот компьютер, фирма произвела и продала до конца года программный продукт, выручив при этом 8 млн. р. В декабре компьютер был продан за 2 млн. р.
6. От продажи 3000 пачек отечественных сигарет «Ява» производ¬ства 1995 г. владелец коммерческой палатки Дмитрий З. выручил 3 млн. р., из которых перечислил 300 тыс. р. государству в виде акциза.
7. Ростовский мясокомбинат купил 1 января у фермера из Ростовской области 100 кг свежей свинины по 20 тыс. р. за 1 кг. для производ¬ства мясных консервов, проданных комбинатом в мае за 3 млн. р.
8. Елена Н. на сумму 4 млн. р. купила 1000 акций компании «Газпром», выплатившей в первом квартале 1995 г. дивиденды за прошедший год в размере 1000 р. на каждую акцию.
9. Американская компания «Сан-ойл» В мае добыла в Тюменской области сырую нефть, которую затем продала на рынке США, выручив при этом сумму, эквивалентную 15 млн. р.
10. Школьный учитель Ирина В. получила зарплату (из средств областного бюджета) в размере 500 тыс. р.
11. Андрей О. купил для праздничного стола 5 кг свежей клубники производства подмосковного сельскохозяйственного кооператива по 20 тыс. р. за 1 кг.
Тема «Закон денежного обращения. Инфляция»
Экономический практикум
№1
Ознакомьтесь со статистическими данными, приведенными в таблице, и ответьте на вопрос: почему скорость обращения денег в России в 1992-1993 г. была очень низкой, несмотря на высокие темпы инфляции в этот исторический период?
Год, месяц Наличные деньги в
обращении,
млрд. р. Депозиты в банках,
млрд. р. Скорость обращения
денег
1992
Январь 191 885 0,34
Февраль 216 987 0,40
Март 255 1114 0,41
Апрель 321 1184 0,43
Май 369 1273 0,45
Июнь 458 1636 0,46
Июль 645 2023 0,42
Август 830 2592 0,36
Сентябрь 998 3516 0,31
Октябрь 1196 4526 0,31
Ноябрь 1449 4589 0,36
Декабрь 1716 5398 0,36
1993
Январь 1946 6545 0,51
Февраль 2322 7021 0,57
Март 2601 8331 0,56
Апрель 3343 10 022 0,63
Май 4041 11 941 0,59
Июнь 5131 11 087 0,75
Июль 6272 15 943 0,61
Август 7449 17 812 0,54
Сентябрь 8582 17512 0,65
Октябрь 9992 18 874 0,67
Ноябрь 11 117 20 149 0,72
Декабрь 13 304 23414 0,83
№2
Проанализируйте динамику потребительских цен в экономике России, основываясь на индексах потребительских цен (см. табл.1) на товары и услуги (в % к декабрю предшествующего года) и данных о ежемесячном изменении потребительских цен в 1997 г. (в про¬центном отношении к предыдущему месяцу) (см. табл.2).
Таблица 1
1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
940 315 231,3 121,8
Таблица 2
1997 г. Индекс потребительских цен
Январь 102,3
Февраль 101,5
Март 101,4
Апрель 101,0
Май 100,9
Июнь 101,1
Июль 100,9
Август 99,9
Сентябрь 99,7
Октябрь 100,2
Ноябрь 100,6
Декабрь 101,0
Вопросы для размышления
Тема «Человек на рынке труда»
№1
За прошедшие 100 лет и особенно в последнее тридцатилетие характер услуг труда быстро менялся. Какие новые профессии появились в ХХ в.? С чем было связано появление этих новых профессий? Каким, с вашей точки зрения, сейчас должен быть уровень знаний и подготовки у людей, впервые начинающих работать, в сравне¬нии с тем, который был 20-40 лет назад?
№2
Про анализируйте территориальную мобильность рабочей силы в нашей стране в годы советской власти, т. е. в условиях командной экономической системы.
№3
Поясните, как вы понимаете такое утверждение «Огромное количество импортных тканей, трикотажа и модной одежды на российском рынке привело к сокращению занятости работников на оте¬чественных предприятиях легкой и текстильной промышленности».
№4
Придумайте примеры, иллюстрирующие действие закона убывающей предельной производительности труда.
№5
Выберите правильный ответ и объясните свой выбор. Кривая предложения услуг труда Оли Ромашкиной может иметь отрицательный наклон («изгибаться назад»), если:
а) досуг для Оли является малоценным благом (низшей категории);
б) досуг является для Оли супер нормальным благом;
в) досуг является супер нормальным благом и эффект дохода по аб-солютной величине оказывается больше эффекта замены;
г) изменение дохода никак не влияет на количество часов досуга Оли.
№6
Подумайте, какие факторы могут увеличить (уменьшить) спрос на услуги труда.
№7
Как вы думаете, почему в Индии каналы и плотины строят с большим использованием трудовых ресурсов, а в Голландии - с большим использованием машин и механизмов?
№8
Назовите неценовые факторы, которые влияют на рыночное предложение труда.
№9
Какие, на ваш взгляд, основные причины устойчивых различий в условиях оплаты труда? ¬
№10
Сильвестр Сталлоне получил 15 млн. долл. плюс проценты от кассовых сборов за роль в фильме «Рокки-4». Как вы думаете, почему Сталлоне так много зарабатывает?
№11
Каково будет воздействие значительного повышения безопасности подземных работ шахтеров на ставки их заработной платы?
Тема «Человек на рынке труда»
Экономический практикум
№1
Придумайте примеры, демонстрирующие производный характер спроса на труд.
№2
Проанализируйте демографические изменения на рынке труда, опираясь на приведенные в таблице статистические данные, характеризующие среднегодовую численность женщин - рабочих и служащих - в народном хозяйстве нашей страны в % к среднегодовой численности рабочих и служащих (см. табл.).
Таблица
1928 г. 1940 г. 1950 г. 1960 г. 1970 г. . 1980 г. 1987 г.
24 39 47 47 51 51 51
а) Как изменилось процентное соотношение мужчин и женщин, занятых в народном хозяйстве нашей страны на протяжении дан¬нoгo статистического периода?
б) С чем, по вашему мнению, было связано данное изменение заня¬тости женщин в народном хозяйстве?
№3
Предположим, что вашим единственным доходом является заработная плата. Предположим далее, что возможные изменения ставки вашей зарплаты отражены в следующей таблице.
Вы можете устроиться на работу на полный рабочий день (8 часов в день) или на работу с неполным рабочим днем (4 часа в день).
Таблица Часовая ставка заработной платы
1 р./ч 3 р./ч 6 р./ч 12 р./ч 25 р./ч
50 р./ч 100 р./ч
Количество часов
работы в день
4 4 4 4 4 4 4
8 8 8 8 8 8 8
Количество рабочих дней
в месяце
23 23 23 23 23 23 23
Месячный доход при работе
4 часа в день
Месячный доход при работе
8 часов в день
а) Рассчитайте возможный месячный заработок в том и другом слу¬чае при всех возможных часовых ставках заработной платы. Впи¬шите полученные результаты в пустые клеточки таблицы.
б) Проанализируйте различные варианты месячного дохода. Будете ли вы при каждой возможной ставке зарплаты работать полный рабо¬чий день (8 часов)? Аргументируйте свой ответ.
в) Предположим далее, что вы получили наследство, которое дает вам ежемесячный доход в 5000 р. без всякой работы. Как это повли¬яет на ваш выбор между работой и досугом?
№4
Приведите примеры из жизни своих родителей или их знакомых, иллюстрирующие действие эффекта дохода, превышающее действие эффекта замены, в процессе выбора между работой и досугом. Известны ли вам случаи из реальной жизни, когда возрастание дохода у некоторых людей приводило к сокращению ими часов работы?
№5
Выберите два самых обычных дела, которые вы часто выполняете в повседневной жизни. Пусть, например, это будет уборка квартиры, стирка, мытье посуды или подготовка уроков. Прове¬дите следующий эксперимент. Зафиксируйте время, которое вам требу¬ется для выполнения каждого из выбранных дел, а затем ответьте на следующие вопросы:
а) Делаете ли вы эту работу так быстро и эффективно, как можете?
б) Выполняют ли ваши друзья или ваши родители ту же самую рабо¬ту быстрее и качественнее, чем вы?
в) Если да, то как они этого добиваются?
г) Что могло бы заставить вас работать эффективнее?
№6
Прочтите отрывок из статьи, посвященной анализу ситуации на российском рынке труда, и прокомментируйте его.
«Анализ отчетных данных показывает, что в тех отраслях, где уро¬вень оплаты труда выше (например, в добывающих отраслях промыш¬ленности), количество свободных (вакантных) рабочих мест незначи¬тельно. В то же время, например, в машиностроении, где уровень сред¬ней заработной платы в начале 1994 г. составлял всего 72% средней заработной платы по промышленности в целом, количество свободных (вакантных) рабочих мест достигло 48,5 тыс. единиц, что составляло примерно 43% всех свободных рабочих мест в промышленности».
Вопросы для размышления
Тема «Социальные проблемы рынка труда»
№1
Почему предприниматели идут на то, чтобы заключать коллективные договоры с профсоюзной организацией, ведь повышение ставок заработной платы им невыгодно?
№2
В условиях совершенной конкуренции на рынке труда ставки заработной платы должны снижаться, если значительно возрастает безработица, так как предложение в этом случае превышает спрос. В 1982 г. уровень безработицы в США был очень высок, однако зарплата американских рабочих выросла в среднем на 5%. Как вы можете объяснить это явление?
№3
Как вы думаете, могут ли профсоюзы влиять на размер зарплаты на предприятиях, где отсутствует профсоюзное движение?
№4
Какие экономические факторы влияют на срок забастовки? Как рабочие могут обеспечить себе большую стойкость в борьбе с работодателями?
№5
Многие экономисты считают, что при определенных обстоятельствах профсоюзы могут стать источником инфляции. Оцените данное утверждение.
№6
Как вы думаете, почему государство заинтересовано в заключении коллективных договоров и соглашений?
¬№7
Являются ли следующие утверждения верными? Ответьте «да» или «нет».
1. На рынке труда профсоюз действует как монополист.
2. Профсоюзы обычно прибегают к забастовкам против фирмы, когда между рабочими и управляющими возникают разногласия.
3. Пенсия - это денежное пособие, получаемое гражданином после достижения им установленного законом возраста и при условии, что он отработал определенное число лет.
4. Единственной целью профсоюзов является увеличение доходов своих членов.
5. При повременной оплате труда работник получает определен¬ную сумму денег за каждое вышедшее из его рук изделие.
№8
Какие могут быть последствия при установлении государством минимальной заработной платы выше равновесной в условиях совершенной конкуренции?
№9
Какие меры применяли предприниматели в XIX - начале XX в. в ответ на требования рабочих о повыше¬нии заработной платы?
Тема «Социальные проблемы рынка труда»
Экономический практикум
№1
Предположим, что следующие данные представляют величину спроса и предложения труда в конкретной отрасли.
Таблица
Ставка зарплаты
(долл./ч) Число требуемых рабочих (чел.) Число рабочих, предлагающих свои уcлyги (чел.)
1 5000 1000
2 4000 2000
3 3000 3000
4 2000 4000
5 1000 5000
6 0 6000
1. Определите, используя данные таблицы, равновесную ставку зар¬платы и число рабочих, предлагающих свои услуги на совершенно кон¬курентном рынке труда.
2. Предположим, что в результате подписания коллективного дого¬вора представителями профсоюза и предпринимателями зарплата соста¬вила 5 долл./ч.
а) Какова будет величина спроса на труд при новом уровне зарпла¬ты? Сколько рабочих будут предлагать услуги труда при новом уровне зарплаты? Какова будет величина безработицы?
б) Какие рабочие выиграют, а какие проиграют в результате нового, более высокого уровня зарплаты?
3. Отобразите полученные результаты графически.
№2
Период 1992-1994 г. в России характеризовался очень высокими темпами инфляции. Перед вами реальные статистические данные о величине минималь¬ной заработной платы, минимальной пенсии и прожиточного миниму¬ма в Российской Федерации за этот период.
Таблица
Статистический
период (месяцы) Мин. зарплата (р.) Мин.
пенсия (р.) Прожиточный
минимум на
1 человека (р.) Отношение
прожиточного
минимума к
минимальной зарплате
1992 г.
январь-март 342 342 686
апрель 342 642 1016
май-июль 900 900 1343 (июнь)
август-октябрь 900 1320 1868 (август)
ноябрь-декабрь 900 2250 4282 (декабрь)
1993 г.
январь 2250 2250 5547
февраль-март 2250 4275 8069 (март)
апрель 4275 4275 9875
май-июнь 4275 8112 16 527 (июнь)
июль 7740 8112 21 208
август-октябрь 7740 14620 32 400 (октябрь)
ноябрь 7740 14620 37 908
декабрь 14620 26 320 42 800
1994 г.
январь 14620 26 320 47 200
февраль 14620 26 320 54 800
март 14620 26 320 60 400
апрель 14620 34 300 66 500
май 14620 34 300 77 800
июнь 14620 34 300 85 700
июль 20 500 38 700 91 800
август 20 500 38 700 90 000
а) Объясните, почему за данный период так часто пересматривался размер минимальной заработной платы и минимальной пенсии.
б) Сопоставьте размеры минимальной заработной платы и минималь¬ной пенсии с величиной прожиточного минимума. Сделайте выводы.
в) Рассчитайте, во сколько раз величина прожиточного миниму¬ма превышала размер минимальной заработной платы в каждом статистическом периоде. Результаты занесите в таблицу. Сде¬лайте выводы о динамике разрыва между этими двумя показа¬телями.
№3
В таблице приведены города России с максимальной и минимальной стоимостью набора из 19 основных продуктов питания (тыс. р. в месяц) по состоянию на конец декабря 1995 г.
Таблица
Город Стоимость набора из 19 основных продуктов питания
С максимальной стоимостью набора
Якутск 508,7
Магадан 468,4
Петропавловск - Камчатский 444,9
Южно-Сахалинск 396,7
Владивосток 372,6
Хабаровск 339,7
Чита 302,8
Мурманск 299,7
Архангельск 292,4
С минимальной стоимостью набора
Саранск 185,6
Чебоксары 183,4
Йошкар-Ола 183,2
Воронеж 182,7
Орел 177,8
Тамбов 177,8
Пенза 174,8
Казань 167,2
Белгород 161,5
Ульяновск 132,0
Какой вывод вы можете сделать на основе этих данных?
№4
Ниже приведена таблица, где представлена структура самой простой потребительской корзины из 19 важнейших товаров, используемой Госкомстатом России.
1) Узнайте на рынке или в магазине, какова в данный момент време¬ни цена каждого из товаров, перечисленных в таблице. При этом ориентируйтесь на наиболее дешевые сорта сыра, колбасы и сига¬рет. Полученную информацию отразите в таблице.
2) Рассчитайте, сколько будет стоить годовое потребление каждого товара, и заполните последнюю колонку таблицы.
Таблица
Наименование
товара Норма потребления в расчете на год Средняя цена данного
товара Стоимость товара
в расчете на год
Хлеб ржано-пшеничный 92 кг
Пшено 18,1 кг
Сахар 24,8 кг
Масло животное 3,6 кг
Колбаса полукопченая 1,1 кг
Молоко 184,3 л
Сыр твердый 2кг
|
|
|