|
Чернышева Ю. С. Учитель английского языка, гимназия №18 Повышение мотивации к изучению предмета на уроках английского языка Чернышева Ю.С.
Учитель английского языка, гимназия №18 Повышение мотивации к изучению предмета на уроках английского языка. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Любой человек может овладеть какими-либо знаниями только в результате собственной деятельности. Именно это требование является ядром нового стандарта [10].
Известно, если школьники действительно стремятся хорошо учиться, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает, однако школьные учителя продолжают говорить о том, что дети не хотят учиться. Успешное учение школьников является важнейшей задачей учителей. Этого мнения придерживаются и большинство родителей учеников. Именно эта проблема обычно беспокоит их больше всего. Родители предпринимают много усилий, чтобы вызвать у своих детей желание успешно учиться. А учителя, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, обязаны создать условия для успешного освоения детьми не только базовой части программы, но и ее вариативной части.
Вопрос обучения иностранному языку в начальной школе особенно актуален в связи с принятием новых базисных учебных программ, которые предполагают модернизацию языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода, целью их является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, а изучение английского языка вводится со второго класса [1].
С нашей точки зрения, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:
- организацией педагогического процесса
- особенностями учащихся
-особенностями преподавателя и его отношением к педагогической деятельности
- спецификой учебного предмета (в данном случае английского языка).
Известно, что мотивация может быть внутренней и внешней.
Внешняя мотивация вызывается внешними факторами: другими людьми или определенными событиями, и может быть не связана с содержанием предмета. Примером может служить необходимость срочно сделать домашнюю работу под угрозой получения плохой оценки или наоборот – возможность получить отличную оценку и признание, одобрение в классе в случае достижения определенного результата. Ребенок также может иметь огромное стремление быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен любимой группы). Этот вид мотивации вызывается быстрее, но, как правило, быстро проходит после исчезновения или ослабления фактора, который ее вызвал. Кроме того, данный вид мотивации часто вызывает дискомфорт и может привести к стрессу.
Внутренняя мотивация - это мотивация, которая возникает в человеке под воздействием собственных мыслей, раздумий, стремлений, потребностей, подкрепленных эмоциональными переживаниями, в результате которых появляется осознанная внутренняя необходимость совершения определенных действий и достижения конкретных результатов [6, c 257]. Такой вид мотивации сопровождается позитивными мыслями, улучшению самочувствия, но ее труднее вызвать, а еще труднее поддерживать длительное время.
Мотивация, в изучении иностранных языков, является важнейшим побуждающим фактором, который влияет на успешность всего процесса обучения и фактически определяет конечный результат.
Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка:
1.переписка с иностранными друзьями
2.встречи с носителями языка
3.олимпиады различных уровней
4.игра на уроках
5.применение информационных технологий
6.участие в программах обмена (например, FLEX и т.п.)
7.просмотр фильмов на английском языке
8.слушание песен
На уроках, безусловно, нужно использовать все различные способы повышения мотивации к изучению предмета. Но как показывает практика наибольший интерес и удовольствие, на сегодняшний день у большинства учеников вызывает музыка и игра.
Музыка является одним из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые исчезают из головы по окончанию урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры. Песни имеют определенные методические преимущества.
Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, поскольку включают новые слова и выражения.
В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контексте, и это помогает ее активизации; также часто можно встретить имена собственные, географические названия, страны изучаемого языка. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знание его стилистических особенностей.
В песнях лучше и легче усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Учащийся знакомится с грамматикой с удовольствием!
Песни способствуют совершенствованию навыков произношения.
Благодаря музыке на уроке создается благоприятная психологическая атмосфера, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, происходит сплочение коллектива, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.
И наконец, песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна разгрузка, которая может снять напряжение и восстановить работоспособность.
Процесс работы над песней может занимать несколько уроков, так как мы не можем себе позволить потратить на это весь урок, и отводим всего лишь 5-10 минут. Работа над песней может быть условно разделена на несколько этапов: фонетический, лексический, грамматический, страноведческий. Такое деление является условным, поскольку сложно разграничить данные этапы. Невозможно изучать лексику, не обращая внимания на произношение, или тренировать грамматику без правильного чтения слов. Получается, что все этапы перемешиваются и плавно перетекают из одного в другой.
Хочу представить методическую разработку для работы с песней «Let it snow» в четвертых и пятых классах.
Обычно эта песня предлагается накануне Рождественских праздников. Сама по себе мелодия данной песни создает праздничную и сказочную атмосферу. Дети находятся в предвкушении каникул, подготовки к Новому Году. По сложности песня является довольно доступной для учеников данной возрастной категории. Дети обладают неплохим словарным запасом и имеют определенные грамматические навыки. 1. Начинать работу с песней необходимо с названия. Дети пытаются догадаться, о чем пойдет речь в этой песне, какие могут возникнуть чувства и эмоции.
2. Затем, дается информация из истории данной песни; кем она была создана, когда; предлагаю вспомнить, где ее можно было услышать.
3. Детям раздается текст песни, но часть слов нем отсутствует, их нужно услышать и вписать по ходу проигрывания.
4. После, мы проверяем, кто и что услышал. Проматываем песню и прослушиваем заново те места, где возникли затруднения.
5. Затем, мы выполняем построчный перевод песни и уделяем внимание неизвестным словам, написанию; эти слова можно выписать на доску, а дети переносят их в тетрадь.
6. Работа над грамматической стороной песни. Детям предлагается найти глаголы и определить их временную форму (В четвертом и пятых классах учащиеся свободно владеют временами группы Present, Past и Future). С данными глаголами можно придумать собственные предложения (возможно, работать не только с глаголами, но и с любыми другими частями речи, зависит от того, какую грамматическую тему вы хотите отработать). 7. Работа над фонетикой. Отрабатываем чтение первого куплета. Следим за правильным произношением всех слов. Отработав первый куплет, повторяем его за фонограммой. Далее идет работа над вторым и третьим куплетом. 8.Работа над запоминанием текста. Можно использовать разнообразные способы: - «Цепочка» (Chain).
Каждый ученик по очереди произносит одну строчку куплета и так до конца. - «Снежный ком» (Snowball). Каждый последующий ученик повторяет фразу предыдущего и добавляет свою. - «Закончи фразу» (Complete the phrase).
Учитель произносит начало фразы, учащиеся заканчивают её. 9.В итоге песня исполняется под фонограмму «плюс» (с голосом) или «минус один» (без голоса). Мы уверены, что работа с песнями активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает их интерес к культуре страны изучаемого языка, формирует вкус, расширяет кругозор, углубляет знания языка, обогащает словарный запас. Учащиеся с удовольствием заучивают тексты песен, можно услышать, как они напевают их во время перемены. Часто дети непроизвольно употребляют фразы из песен в монологической или диалогической речи. А для тех же учащихся, которые испытывают трудности в изучении английского языка, песни предоставляют возможность воспринимать и перерабатывать информацию (лексический и грамматический материал) в доступной и увлекательной форме.
Для достижения поставленной цели, а именно развитие и совершенствование коммуникативных навыков обучающихся, на уроках необходимо применять игровой прием. Как известно, игра - особо организованное занятие, которая требует напряжения как эмоциональных, так и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность.
Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. Игры формируют у учащихся навыки говорения, аудирования. Одной из задач игр является обучение учащихся речевой реакции в процессе коммуникации [7, с 78].
В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.
В данной статье хотим представить рад игр, направленных на тренировку и закрепление грамматического материала по теме «Past Simple».
«Измени рассказ» (Change the story).
Опираясь на рассказ, написанный в настоящем времени, необходимо изменить глаголы и наречия, чтобы получился новый – в прошедшем времени. Например, вместо in the morning – last morning; today – yesterday, go -went и т.д. Дети работают в командах по 3-4 человека.
«Напиши рассказ» (Write a story).
Раздаются карточки с глаголами в настоящем времени. Необходимо составить с ними рассказ в прошедшем времени. Элемент соревнования: выигрывает тот, у кого получится самый интересный или самый длинный рассказ. Дети работают в командах.
«Цепочка» (Chain).
Дети задают друг другу общие вопросы по цепочке в прошедшем времени и кратко отвечают на них. Например: Did you swim? – Yes, I did. – Did you go to school? – No, I didn’t. Между ответами и вопросами не должно быть пауз. Если пауза длится более трех секунд, говорящий выбывает. Вопросы не должны повторяться. Трое оставшихся учеников объявляются победителями.
«Учитель» (Work as a teacher).
Ученикам выдаются карточки, на которых написаны предложения с ошибками. Нужно найти данные ошибки, исправить их и поставить оценку.
«Игра в карты» (Cards).
Дети играют в парах – друг против друга. Раздаются карты, делятся пополам и кладутся картинками вниз. Первый играющий достает карту и описывает изображенное на ней действие. Если ответ правильный – карта откладывается в сторону, если нет – обратно в стопку карт. Второй учащийся контролирует правильность ответов. Выигрывает тот, у кого карты закончатся быстрей.
Find the words (Найди слова).
В таблице среди большого количества букв спрятаны неправильные глаголы. Нужно найти все слова. По окончанию игры, можно предложить детям оценить свою работу. Так за 8-7 найденных слов – оценка «5», за 6-5 – оценка «4», и т.д.
Мы представили всего лишь несколько вариантов игр. Порой идея новой игры возникает прямо по ходу урока, их можно придумывать и вместе с детьми.
Таким образом, использование элементов игры и музыки в учебном процессе обладают большими возможностями для последующего формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.
Список литературы.
Азарова С.Н. Примерная программа по иностранным языкам.// ИЯШ. - 2005. - №6. - с.18
Баженов И.Н. Педагогический поиск. М.: Педагогика 1988.
Быкова Н.И., Поспелова М.Д. Рабочие программы. Английский язык. М.: Просвещение, 2011.
Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. - М.: Педагогика 1988.
Зайцева М.В.Мотивация и некоторые пути её повышения// Первое сентября, Английский язык.- 2003. -№5 - с. 23
Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону. Феникс 1998. – с.257
Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Методическое пособие - М.: ООО Издательство АСТ, 2005. - с.78
Семёнова Н.В. Раннее обучение иностранным языкам в школе// Первое сентября, Английский язык. - 2004.-№ 32 - с.43
www.festival.1september.ru
www. standart.edu.ru
www. edu-lider.ru
|
|
|