|
№7
Приведите пример отраслевого рынка, функционирую¬щего в условиях совершенной конкуренции, и объясните свой выбор.
№8
Связаны ли между собой монопольная власть фирмы и количество на данном отраслевом рынке товаров, являющихся замени¬телями товара данной фирмы? И если связаны, то каким образом?
№9
Приведите пример существования монополии на отечественных или зарубежных рынках.
№10
Придумайте пример монополистической конкуренции на российских рынках. Объясните свой ответ.
№11
Зависимость общих затрат предприятия (ТС) от выпуска представлена в таблице:
Выпуск в единицу времени Q, шт. Общие затраты, ТС, р.
0 1000
1 1300
2 1800
3 2600
4 3600
5 4800
Заполните следующую таблицу:
Выпуск
в единицу
времени,
Q, шт. Затраты
общие,
ТС, р. Затраты
предельные,
МС,р. Затраты
переменные,
VC, р. Затраты
средние
переменные,
AVC, р. Затраты
постоянные,
FС, р. Затраты
средние,
АТС, р.
№12
Заполните таблицу по известным данным о затратах:
Q ТС АРС VC АС МС
1 150
2 60 26
3 78
4 216
№13
Заполните таблицу на основании следующих данных о зат¬ратах фирмы в краткосрочном периоде:
Q АРС VC АС МС ТС
О
1 8
2 4
3 2 15
4 11 №14
Данные о некоторых возможных затратах фирмы в краткос¬рочном периоде приведены в таблице. Дайте полную картину затрат:
Q АЕС AVC VC АС МС ТС
1 20
2 79
3 54
4 17
5 24 200
№15
Заполните таблицу краткосрочных затрат фирмы на осно¬вании следующих данных:
Q АЕС AVC VC АС МС ТС
О - 20
1 180
2 160
3 140
4 120
№16
Заполните таблицу на основании следующих данных о зат¬ратах фирмы в долгосрочном периоде:
Q VC АС МС ТС
О
1 50
2 45
3 30
4 140
5 150
№17
Можно ли восстановить таблицу по отдельным данным о затратах?
Q AVC VC АС МС ТС
1 25-
2 20
3 50
4 55
5 11
Вопросы для размышления
Тема «Как семьи получают и тратят деньги?»
№1
Как вы думаете, связаны ли друг с другом доход и богатство и если связаны, то как?
№2
Очень часто говорят: «Богатство - понятие относительное». Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?
№3
«Количество товаров и услуг, которое мы можем купить, определяется исключительно нашим доходом». Справедливо ли это утверждение? Объясните свой ответ.
№4
Подумайте, какой еще способ, помимо создания сбережений, может помочь потребителю со средним достатком покупать такие дорогостоящие товары, как автомобили, мебель и даже дома, т. е. товары, на которые не могут быть выделены деньги из текущего дохода.
№5
Выберите правильный ответ. Закон Энгеля гласит, что расходы на питание снижаются:
а) с ростом реальных доходов семьи;
б) в процентном отношении к общим расходам семьи независимо от изменения ее доходов;
в) в процентном отношении к общим расходам семьи при увеличе¬нии ее реальных доходов;
г) с увеличением благосостояния граждан страны;
д) в слаборазвитых странах;
е) с течением времени в высокоразвитых странах.
№6
Мы нередко слышим такой разговор: «Каждый год начальство дает прибавку к
№7
Противоположностью инфляции является дефляция - процесс снижения общего уровня цен в стране. Как вы полагаете, кто выигрывает при дефляции и почему? Тема «Как семьи получают и тратят деньги»
Экономический практикум
№1
В июне 1998 г. денежные доходы населения Российской Федерации составили 126 млрд. р., а денежные расходы населения в июне того же года равнялись 125,7 млрд. р.
а) На сколько доходы россиян в этот период превышали их расходы?
б) Эти данные показывают, что в 1998 г. среднестатистическая рос¬сийская семья расходовала меньше денежных средств, чем полу¬чала в виде доходов. Чем вы могли бы объяснить такую ситуацию?
№2
Структура расходов российских семей в 1991-1995 гг. (в месяц) была такой, как это показано в таблице.
Статьи расходов 1991 г., декабрь 1995 г., сентябрь 1995/1991 гг.
р. % р. %
Питание 451,5 56,4 788 340 59,9
Одежда, обувь 129,7 16,2 104 035 7,9
Предметы культбыта 49,3 6,2 95 800 7,3
Услуги 69,3 8,7 150 300 11,4
Налоги 67,6 8,4 119 600 9,1
Прочие расходы 32,6 4,1 57 900 4,4
ВСЕГО: 801,0 100 1 315975 100
а) Внимательно изучите предлагаемые вашему вниманию статисти¬ческие данные и подсчитайте, во сколько раз возросли расходы российских граждан по каждой отдельной статье и в целом в 1995 г. по сравнению с 1991 г. Заполните последнюю графу таблицы. С чем было связано увеличение расходов? Можно ли утверждать, что российские граждане стали больше потреблять товаров и услуг в 1995 г., чем они потребляли в 1991 г.?
б) Проанализируйте, как изменилась структура расходов российских семей в 1995 г. по сравнению с 1991 г. Какой вывод можно сделать из данного анализа? Можете ли вы однозначно утверждать, что в обществе произошел рост доходов населения?
№3
Планируем свой месячный бюджет
Вы знаете, что в течение каждого месяца вы осуществляете те или иные расходы, удовлетворяя свои потребности. В рамках всевоз¬можных расходов можно выделить две общие статьи: постоянные расхо¬ды и переменные расходы. К постоянным ежемесячным расходам мы можем отнести все те расходы, которые осуществляются всегда и кото¬рые вам трудно изменить. К ним, например, можно отнести плату за проезд в метро или на другом виде транспорта, которым вы пользуетесь, добираясь до школы, бассейна и т. п. К переменным расходам относятся те траты денег, которые вы осуществляете время от времени и не обяза-тельно каждый месяц, например покупка билетов в кино или подарков для родителей. Попытайтесь спланировать свои расходы на ближайший месяц и заполните соответствующие статьи бюджета, представленного в таблице. Источником для осуществления запланированных вами расходов служат те доходы, которые вы ожидаете получить в ближайшем месяце. Внесите источники ваших ожидаемых доходов в соответствующую ста¬тью бюджета. Обратите внимание на то, что если вы сделаете сбереже¬ния на будущее из запланированных доходов, то их следует включить планируемые расходы, так как бюджет должен балансироваться по оп¬ределению, т. е. расходы должны быть равны доходам. Расходы
Доходы Постоянные расходы_________________
Деньги от родителей________________ Переменные расходы_______________ Собственный заработок_____________ Всего расходов_______________________
Другие доходы (перечислите)_________ Планируемые сбережения _____________
Итого (расходы + сбережения)__________
____________________________________
Итого (доходы)______________________ 1) Проверьте, является ли составленный вами бюджет сбалансирован¬ным, т. е. равны ли планируемые расходы планируемым доходам?
2) Если у вас доходы превысили расходы и возник избыток денеж¬ных средств, то равен ли этот избыток величине планируемых сбережений.
3) Если планируемые доходы оказались меньше планируемых расхо¬дов, т. е. образовался дефицит бюджета, то подумайте, какие за¬траты можно исключить в будущем месяце, чтобы сбалансировать ваш личный бюджет?
№4
Какое влияние окажет непредвиденная инфляция (п = 20% за полгода) на следующих членов общества:
а) работника городской библиотеки;
б) студента вуза, получающего стипендию;
в) человека, имеющего много долгов;
г) шахтера, являющегося членом мощного профсоюза;
д) человека, который положил свои сбережения на полгода в банк при номинальной процентной ставке по депозитным вкладам, равной 10% за шесть месяцев?
№5
Приведите пример того, как кто-либо из вас, родителей или знакомых пострадал от инфляции. Тема «Как семьи получают и тратят деньги?»
Экономические задачи.
Уровень сложности I
№1
Четверо друзей выиграли в лотерею по 1 тыс. р. каждый. Ваня Иванов положил деньги в Сбербанк на текущий счет из расчета 10% годовых, Петя Петров положил свой выигрыш на срочный депозит из расчета 90% годовых. Маша Смирнова купила пылесос. А Света Тю¬телькина зашила свои денежки в подушку. Годовой темп инфляции со¬ставил 90%. При этом пылесосы подорожали за год в 2,5 раза. Удачно ли Ваня, Петя, Маша и Света распорядились своими деньгами? Объясните ваш ответ.
№2
При каком годовом уровне инфляции определенно не стоит вкладывать свои сбережения в банк, если известно, что вложив в банк 1000 р., через год можно получить 1080 р.?
№3
Предположим, что в течении 1999 года номинальный доход граждан страны Гваделупии вырос в среднем на 50%. За это же период уровень цен на потребительские товары и услуги повысился на 80%. Определите:
1. Темп инфляции за 1999 г.;
2. Изменение (в среднем) реального дохода граждан страны Гваделупии;
3. Сделайте вывод.
№4
Предположим, что в начале года вы поместили свои сбережения в банк под 8% годовых. В конце года вы снимаете свои сбережения вместе с начисленными 8% их прироста. Годовой темп инфляции составил 5%. Определите реальную процентную ставку, используя уравнение Фишера.
Тестовая работа по теме
«Что порождает неравенство в благосостоянии?».
Вариант 1
1. На каком из графиков кривая Лоренца отражает состояние обычной экономики? По вертикальной оси откладывают долю от общей суммы доходов (Д), а по горизонтальной оси - долю от общей численности населения (Н).
а) б) в) г)
2. С помощью завещания можно передать имущество:
а) Детям;
б) Родственникам;
в) Государству;
г) Все верно.
3. Кривой Лоренца в случае абсолютного неравенства будет линия:
а) ОА; б) ОВА; в) ОВ; г) ОСА
4. Распределение дохода, позволяющее достичь абсолютного равенства:
а) Снижает производительность труда;
б) Увеличивает заинтересованность работников в труде;
в) Является наиболее предпочтительным вариантом для страны;
г) Является наихудшим вариантом для страны.
5. Размер собственности:
а) Приводит к неравенству доходов;
б) Приводит к неравенству богатства;
в) Приводит как к неравенству доходов, так и к неравенству богатства;
г) Не влияет на неравенство в благосостоянии. Вопросы для размышления
Тема «Неравенство доходов и его последствия»
№1
В учебнике названы основные причины, порождающие неравенство в распределении доходов между гражданами. Перечислите их. Могли бы вы назвать еще и другие источники дифференциации доходов в обществе?
№2
Право наследования и тот факт, что «богатство порождает богатство», подчеркивают роль, которую играет неравенство владения собственностью в увеличении неравенства доходов. Как вы ду¬маете, не было бы в этой ситуации целесообразным введение закона, предусматривающего запрет на передачу по наследству имущества, сто¬имость которого превышает некую законодательно установленную для данной страны величину?
№3
Как вы думаете, если всех людей наделить одинаковыми доходами, вызовет ли это одинаковые, чувства радости и удовлетворения? Поясните свой ответ.
№4
Выберите правильный ответ.
1. Кривая Лоренца может быть использована для того, чтобы измерить:
а) изменение ставок налогов;
б) изменение уровня заработной платы;
¬в) изменение цен факторов производства;
г) ни один из вариантов (а), (б), (в) не подходит.
2. Если кривая Лоренца представляет собой луч с углом наклона 450, сравниваемые переменные в каждой точке кривой будут иметь:
а) одинаковые значения;
б) отрицательные значения;
в) положительное и отрицательное значения; г) неодинаковые значения;
д) противоположные значения.
3. Чем дальше расположена кривая Лоренца от линии абсолютного равенства, тем больше степень:
а) равенства доходов в обществе;
б) сходства между доходами семей;
в) сопоставимости доходов семей;
г) неравенства доходов в обществе.
№5
Можно ли считать прогрессивное налогообложение личных доходов абсолютно справедливым изобретением человечества? Попробуйте найти возражения против него.
№6
В 60-70-х п. в Швеции возникло довольно странное явле¬ние: наиболее квалифицированные работники различных про¬фессий, имея законодательно установленный четырехнедельный опла¬чиваемый отпуск, стали брать еще один месяц отпуска за свой счет. Другими словами, шведы вместо 11 трудовых месяцев в году стали работать только 10 месяцев, теряя при этом месячную заработную плату. Как вы думаете, с чем было связано это явление?
№7
Являются ли следующие утверждения верными? Ответьте «да» или «нет».
1. Денежные суммы, передаваемые государством беднейшим гражданам для повышения их уровня жизни, называются соци¬альными трансфертами.
2. В США масштаб социальных программ, направленных на под¬держку бедных семей, гораздо значительнее, чем в Швеции.
3. Если налоги взимаются по пропорциональной налоговой став¬ке, то кривая Лоренца не изменит своего положения.
4. Завещание - юридические оформленное дарение богатства, вступающее в силу после смерти его владельца.
5. По закону налоговую декларацию о доходах обязан ежегодно заполнять каждый работающий гражданин; Тема «Неравенство доходов и его последствия»
Экономический практикум
№1
Пеpeд вами таблица, демонстрирующая среднегодовые доходы лиц различных профессий в Швеции в 1986 г.
Таблица
Профессия Годовой доход (тыс. крон)
Врач 300
Инженер в промышленности 240
Профессор 200
Электрик квалифицированный 137
Конторщик 135,7
Учитель средней школы 135
Медсестра 116,8
Сварщик квалифицированный 110
Государственный клерк 100
Портной 94,8
Сравните доходы, получаемые людьми разных профессий в такой высокоразвитой стране, как Швеция. Какой вывод вы могли бы сделать? Можно ли сказать, что в России доход, получаемый работником, зави¬сит от уровня его образования?
№2
Перед вами таблица, показывающая в процентах распре¬деление общего объема денежных доходов населения России с 1991 по 1996 г. Изучите ее и выполните следующие задания.
1) Используя данные таблицы, ответьте на вопрос: какие тенденции в распределении доходов наблюдались в России за период с 1991 по 1996 г.? Увеличилась или осталась на неизменном уровне диф-ференциация доходов населения?
Таблица
Период 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
Денежные доходы (в совокупности) 100 100 100 100 100 100
В том числе по 20-процентным группам населения:
Первая группа
(с наименьшими доходами) 9,4 7,5 5,8 5,3 5,8 6,5
Вторая группа 14,0 12,6 11,1 10,2 10,4 10,9
Третья группа 17,9 17,4 16,7 15,2 15,2 15,5
Четвертая группа 22,8 23,0 24,8 23,0 22,2 22,4
Пятая группа
(с наивысшими доходами) 35,9 39,1 41,6 46,3 46,4 44,7 2) По данным, приведенным в таблице, постройте кривую Лоренца для России 1995 г. и 1991 г. Какой вывод вы можете сделать на основе сравнения этих двух диаграмм?
№3
Среднегодовой доход лиц различных профессий (тыс. крон) до и после вычета налогов в Швеции в 1986 г. показан в таблице.
Таблица
Профессия Валовой доход Чистый доход после вычета налогов
Врач 300 131,8
Инженер в промышленности 240 116,5
Профессор 200 105,8
Учитель средней школы 135 82,3
Медсестра 116,8 73,5
Портной 94,8 62,8
Определите, какой процент от своего валового дохода заплатили пред-ставители различных профессий государству в виде налогов. Какой вывод вы могли бы сделать, произведя расчеты? Помогла бы вам эта таблица объяснить феномен «шведской безработицы»?
№4
Сравните две шкалы налогообложения, применявшихся в России до недавнего времени. Одна из них (1994-1995 г.) содержится в учебнике (см. с. 243), другая (1996г.) приведена ниже (см. табл.).
Таблица
Совокупный гoдовой
доход человека Подоходный налог
До 12 млн. р. 12%
От 12 млн. р.
до 24 млн. р. 1440 тыс. р. (т. e.12% от 12 млн. р.) + 20%
от суммы, превышающей 12 млн. р.
От 24 млн. р.
до 36 млн. р. 3840 тыс. р. (т. е. 12% от 12 млн. р. + 20%
от следующих 12 млн. р.) + 25% от суммы,
превышающей 24 млн. р.
От 36 млн. р.
до 48 млн. р. 6840 тыс. р. (т. е.12% от 12 млн. р. + 20%
от следующих 12 млн. р. + 25% от следующих 12 млн. р.) + 30%
от суммы, превышающей 36 млн. р.
От 48 млн. р. и выше 10 440 тыс. р. (т. е.12% от 12 млн. р. + 20% ОТ 12 млн. р. + 25%
от 12 млн. р. + 30% от 12 млн. р.) + 35% от суммы,
превышающей 48 млн. р.
Какие слои населения выиграли, а какие проиграли после введения в 1996 г. такой схемы взимания подоходного налога?
Вопросы для размышления
Тема «Экономические задачи государства»
№1 Основываясь на знаниях, полученных в течение учебного года, сформулируйте, каковы же основные преимущества рыночной экономики в процессе распределения экономических ресурсов и благ.
№2
Несмотря на преимущества рыночной экономической системы, в развитых странах все больше возрастает роль государственных органов в регулировании экономики. Объясните, с чем это связано.
№3
Часто можно услышать, как говорят о том, что государство устанавливает законные правила игры. О каких правилах игры идет речь?
№4
Как вы думаете, в чем отличие арбитражных судов от обычных судебных органов?
№5
В 1890 г. в США был принят первый антимонопольный закон, который назывался актом Шермана. Как вы думаете, какую цель преследовал этот и другие последовавшие за ним антимо¬нопольные законы:
№6
Во всех странах есть специальные системы контроля за монополистической деятельностью, действует антимонопольное законодательство, созданы специальные государственные органы. В США это Федеральная торговая комиссия, в Германии - Федеральное управление по делам картелей, в Великобритании - Управление справедливой торговли, в Болгарии - Антимонопольная комиссия. В Рос¬сии создан Государственный комитет РФ по антимонопольной полити¬ке и поддержке новых экономических структур (или просто Антимо¬нопольный комитет Российской Федерации). Как вы думаете, каковы основные задачи и функции этого государственного органа?
№7
Всегда ли, когда чисто рыночные механизмы оказываются неэффективными, государственное вмешательство приводит к повышению эффективности?
№8
Предположим, что Институт экономических исследований рекомендует правительству страны ввести налог на единицу производства товаров и услуг. При этом промышленные и продо¬вольственные товары предлагается облагать налогом по ставке 7% от цены единицы продукции, тогда как парикмахерские и юридические услуги - 3% от цены услуги. Как вы думаете, почему Институт эко¬номических исследований рекомендует использовать различные налого¬вые ставки для этих отраслей экономики?
№9¬
Экономисты считают, что высшее образование создает по¬ложительные внешние эффекты. Согласны ли вы с экономиста¬ми? Если да, то, о каких положительных внешних эффектах идет речь? Если нет, объясните свою позицию.
№10
Правительство Франции придумало очень забавный способ борьбы с загрязнением рек предприятиями, стоящими на этих реках, пользующимися водой из этих рек и сбрасывающими в них отхо¬ды промышленного производства. Заметим, что это не платежи за выб¬росы и не установление стандартов на выбросы. Догадайтесь, каким образом французское правительство заставило данные предприятия со¬кратить сброс в реки вредных отходов производства.
№11
В современной экономике государство финансирует производство очень многих товаров и услуг общественного пользования. Это автодороги и городской транспорт (например, метро), зоологи¬ческие сады и национальные парки, школьное образование и здравоох¬ранение, национальная оборона и пожарная охрана, маяки и уличные фонари. Можно ли сказать, что все товары и услуги, производство кото¬рых обеспечивается государством, являются чистыми общественными благами?
№12
С какой необходимостью связано Государственное вмешательство в работу рыночного механизма?
№13
Что не относится к внешним эффектам строительства целлюлозно-бумажного комбината на берегу озера Байкал?
№14
К какому виду благ относятся сирены, установленные вокруг города для предупреждения о приближающемся торнадо? Тема «Экономические задачи государства»
Экономический практикум
№1
Приведите примеры отрицательных внешних эффектов.
№2
Приведите примеры положительных внешних эффектов
|
|
|