Главная страница

И. Т. Дуланова, Э. Г. Злотников (ргпу им. А. И. Герцена, с-петербург)



Скачать 34.31 Kb.
НазваниеИ. Т. Дуланова, Э. Г. Злотников (ргпу им. А. И. Герцена, с-петербург)
Дата12.02.2016
Размер34.31 Kb.
ТипДокументы


И.Т. Дуланова, Э.Г. Злотников (РГПУ им. А.И.Герцена, С-Петербург)

e-mail: zlotnikovedik@yandex.ru
Подготовка бакалавров к организации и проведению химического эксперимента в школе
Введение новых образовательных стандартов связано с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе. При этом  "бакалавр" и "магистр" - это научные степени, а специалист - профессиональная квалификация. Учебные планы у специалиста и бакалавра начинают отличаться лишь на  третьем году обучения, первые два года - одинаковые: студенты изучают общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины. С третьего курса специалистов начинают готовить по конкретной специальности, узкому профилю, а бакалавров - по широкому профилю, с изучением специальных дисциплин и практики, которая имеет отношение к выбранной профессии. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что первого готовят, как правило, для практической работы в отрасли по выбранному направлению, а второго - в основном для научной работы.

Отметим лишь некоторые конкретные вопросы подготовки учителей химии. Очевидно, что учитель химии должен быть разносторонним специалистом: от него требуется высокий уровень теоретической подготовки, хорошая подготовка в области химического эксперимента и владение искусством его постановки (в том числе и с использованием компьютера), широта политехнического кругозора, а также подготовленность к профориентационной работе. Эти требования определяются квалификационными характеристиками. При изучении химии особое внимание уделяется эксперименту, поэтому он должен занимать соответствующее место в широком спектре умений и навыков учителя химии.

Известно, что химический эксперимент является неотъемлемой частью химии как науки, и является важнейшим средством и методом обучения. К сожалению, именно с химическим экспериментом во многих школах дело обстоит весьма печально. Мы все больше наблюдаем абитуриентов, которые отдельные опыты видели только с экрана телевизора или компьютера. Создается впечатление, что мы полностью переходим на виртуальный эксперимент. Отчасти это связано с тем, что в вузах при переходе на многоуровневую систему количество часов на методическую подготовку будущих учителей значительно сокращается. Поэтому нет реальной возможности в отработке умений у будущих учителей в организации и проведении школьного химического эксперимента. В этой связи требуется перестройка методической системы химико-экспериментальной подготовки студентов в педвузах. Надо создать в педагогических вузах систему непрерывной химико-экспериментальной подготовки методического характера будущих учителей химии, начиная с начальных курсов.

Мы считаем, что на первом этапе, который можно считать профессионально-пропедевтическим, необходимо ввести практикум «Введение в химико-экспериментальную деятельность». Цель изучения этого практикума - овладение студентами важнейшими химико-экспериментальными компетенциями в области лабораторной практики, необходимой для решения вопросов оснащения химического кабинета и организации работы лаборанта в нем в условиях современного образовательного учреждения общего полного среднего образования, а также в освоении умений проведения со школьниками практических занятий, предусмотренных программами по химии для средних общеобразовательных школ. Реализация содержания данного практикума даст возможность уже на начальных курсах обучения студентов осуществлять профессиональную направленность их на будущую педагогическую деятельность, прививая навыки школьного лабораторного химического эксперимента. Это позволит студентам на занятиях по методике обучения химии больше уделять внимание на формирование демонстрационной химико-экспериментальной компетентности в области химического эксперимента.

Подробное содержание данного практикума приведено в работе (1), где показано модульное построение такого практикума. Текущая диагностика эффективности усвоения содержания практикума осуществляется в виде проверки выполненных заданий для самостоятельной работы, текущих еженедельных заданий к лабораторным занятиям. По окончании практикума сдается зачет по результатам лабораторных занятий.

Таким образом, важным в современных условиях представляется рассмотрение вопроса о химико-экспериментальной подготовке будущего педагога, поскольку на первой ступени высшего образования – бакалавриате, ему необходимо овладеть базовыми знаниями в данной сфере (необходимыми для осуществления качественного процесса обучения в школе), а при обучении на следующей ступени – магистратуре, необходимо расширить и углубить уровень подготовки, поскольку «ориентация» идет на возможность осуществления педагогической деятельности и в вузе. Все это находит отражение в новом образовательном стандарте, и является одной из многих компетенций (а также подразумевается в ряде других компетенций), которыми должен овладеть будущий учитель.

Литература

1. Злотников Э.Г. Пропедевтическая подготовка будущего учителя химии к химико-экспериментальной деятельности. / Материалы конференции, В сб. «Gamtamokslinis ugdymas bendrojo lavinimo mokykioje-2008; XIV nacionalines moklines-praktines konferencijos straipsniurin kinys, Utena, 2008m. balandzio men. 25-26d, Leidykla Lucilijus, 2008, s. 192-195