Использование развивающих игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста по умственному развитию.
«Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра - это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра - это искра,
зажигающая огонек пытливости и
любознательности»
В. А. Сухомлинский Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, с удовольствием играют в них.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Я считаю, среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальными являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста, а также предполагают гибкость и вариативность их применения.
Например, развивающие игры математического содержания:
- знакомят детей с геометрическими фигурами, формой, размером;
- развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;
- помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;
- развивают познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю;
- развивают творческие способности детей.
При использовании развивающих игр и упражнений в своей работе с детьми применяю наглядный раздаточный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой. Занимательной и доступной форме. Особый интерес вызывают задачки, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условие задачи, ребенок должен быть очень внимательным, что сообразить, что именно требуется сосчитать. Например:
Задача 1: У нас большая и дружная семья. Мама – врач, папа – инженер, старший брат – шофер, старшая сестра – учительница, бабушка – пенсионерка, а я хожу в детский сад.
Вопросы: Сколько человек в нашей семье?(6) Сколько профессий можно посчитать в нашей семье? (4)
Задача 2: Собрались звери на поляне, чтобы почтальона выбрать. Объявили соревнование кто прибежит первым к финишу, тот и будет почтальоном. Первым прибежал заяц. Второй была лиса. Третей прискакала белка. Четвертым домчался лось. Пятым добежал волк. Шестым прикатился ёж.
Седьмым приковылял медведь.
Вопросы: Кто будет в лесу почтальоном?(заяц) Какими по счету прибежали к финишу лиса, лось, ёж?(второй, четвертым, шестым).
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.
В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся.
Активно используя в своей работе элементы развивающего обучения, убедилась, что у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Развивающие игры помогают формировать диалектику логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить решение.
Например:
«Придумай сказку»
Воспитатель показывает детям картинки главных героев и дети придумывают сказку. Дети говорят по очереди, дополняя друг друга. Некоторые дети способны вложить в сказку идею, а не только придумывать события. Важно подхватить эту идею и обсудить её вместе с детьми. Необходимо также проявлять уважение к тому, что говорят дети.
«Совместный рисунок»
Дети делятся на 2 группы по 2-4 человека. На каждую группу один лист бумаги. Каждая группа сама решает, что ей рисовать. Воспитатель подсказывает детям, что вначале они должны договориться между собой, распределить кто на каком участке листа что будет рисовать. (Практика показывает, что дети возраста 5-6 лет сразу начинают рисовать. Им трудно понять, что не мешало бы договориться. Дети 7 лет легко договариваются друг с другом).
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, использование развивающих игр и упражнений в работе с детьми по умственному развитию прививает ребенку знания из области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять различные действия, разовьет память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. |