|  | «Использование техники изонить в работе с детьми старшего дошкольного возраста с онр»| Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 комбинированного вида
 
 Петродворцового района Санкт-Петербурга
 
 статья «Использование техники изонить в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
 
 Автор: Сальникова Жанна Анатольевна
 
 воспитатель высшей квалификационной категории
 
 
 Петродворец
 
 2014
 
 «Жажда творчества может проявиться в любой сфере:
 
 будь то вышивка, приготовление изысканных блюд, живопись сочинение музыки или стремление писать рассказы или романы….»
 
 А.Кристи
 
 Изонить - изображение нитью – как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали способ переплетения нитей на вбитых в дощечки гвоздях. В результате получались ажурные кружевные изделия, которыми украшали жилища. В современной технике нити накладываются стежками на
 
 жесткую основу- толстую бумагу, картон или бархатную бумагу.
 В технике изонити можно делать закладки, обложки для книг, открытки, подарочные коробки, настенные панно, сувениры. По существу, это вышивание, которым совместно могут заниматься взрослые и дети. Отличие изонити от других видов вышивки в том, что с помощью нитей создаются графические произведения, отсюда и второе название техники- ниткография.
 
 
  Цели занятия изонитью. 
 
 
  
 Для работы понадобятся:
 
 - плотный картон или бархатная бумага;
 
 - ножницы;
 
 - игла;
 
 - нитки разных цветов;
 
 - линейка, циркуль, простой карандаш;
 
 - трафареты;
 
 - шило;
 
 - пластина пенопласта;
 
 - скотч.
 
 Методика проведения занятий достаточно традиционна. Детям предлагаются темы от простого к сложному.
 
 На первом занятии знакомим детей с правилами техники безопасности.
 
 
  
 Количество одновременно занимающихся детей 5-7 человек.
 
 Рекомендации к организации работы.
 
 - перед началом работы необходимо вымыть руки с мылом, чтобы не оставлять следов на картоне;
 
 - работа выполняется в одну нить, длина которой определяется классически: от запястья левой руки до правого плеча;
 
 - нити закрепляются на изнаночной стороне скотчем. Узелки не используются;
 
 - закреплять нитку следует на свободном от отверстий месте;
 
 - чтобы нитка не выскальзывала, иголку следует держать за ушко вместе с ниткой;
 
 - если нитка закончилась, необходимо закрепить ее скотчем, а новую вывести на лицевую сторону через соседнее отверстие, не меняя направление движения;
 
 - на первых работах можно на изнаночной стороне пометить 1-й и 2-й уколы иголки, стрелкой указать направление движения; написать длину стежка, например: 25 – это означает, что надо соединить 1-е и 25-е отверстия;
 
 - по окончании работы изнаночную сторону заклеить чистым листом бумаги или картона.
 
 Подготовка к работе изонитью.
 
 -с изнаночной стороны наносят рисунок (точками), используя трафареты;
 
 -по линиям с изнаночной стороны нанести разметку для дырочек (число дырочек по обеим сторонам угла одинаковое);
 
 -подложить пластину пенопласта и шилом проколоть дырочки.
 
 Заполнение углов.
 
 -чертится угол;
 
 - каждая сторона разбивается на равные отрезки. Количество отрезков на каждой из сторон угла должно быть одинаковым.
 
 -игла с ниткой вводится в точку 1 с изнаночной стороны и опускается в точку 11, находящуюся на другой стороне угла.
 
 -на лицевой стороне вводим иглу в точку 12;
 
 -из точки 12 в точку 2;
 
 -из точки 2 в точку 13 и так далее.
 
 
  
 Сначала учимся изображать один угол, затем композиции из двух или трех отдельных углов. На лицевой стороне в результате пересечения нитей получается подобие треугольника с одной вогнутой стороной, а с изнаночной- только стежки идущие по сторонам угла.
 
 Изображение окружности.
 
 -окружность делится на равные части (их должно быть четное количество);
 
 -выбирается любая хорда в окружности. Например, 1-12
 
 -иголка с ниткой вставляется в точку 1 с изнаночной стороны, опускается в точку 12, а затем из точки 12 в точку13;
 
 -из точки 13 в точку 24 и так далее по окружности. Эта хорда должна «совершить» целых два круга.
 
 
  
 Величина вышитого круга зависит от длины хорды- линии между двумя точками. Чем короче хорда, тем больше внутренний круг, тем уже каемка круга. Овалы, спирали, завитки и дуги прошиваются по тем же правилам, что и окружность.
 
 Освоив технику заполнения углов и окружности можно приступить к созданию сюжетов и композиций, используя разные по величине окружности и углы. Изонить хорошо совмещать с рисунком и аппликацией.
 
 Занятия способствуют развитию у детей:
 
 -мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
 
 -сенсорного восприятия;
 
 -глазомера;
 
 -логического мышления;
 
 -воображения.
 
 Хочется отметить, что в процессе работы у детей занимающихся техникой изонити сформировались такие качества, как: настойчивость, усидчивость, терпение, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, что имеет определенное значение при подготовке ребенка к школе.
 
 Литература
 
 1. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками, Ярославль, Академия развития, 1997 – 203с.
 
 2. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников, СПб, Детство-пресс, 2000 – 38с.
 | 
 |  |