|
«Как работать с неслышащими детьми над речью во внеурочное время» ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
I и II видов»
Консультация для воспитателей школы глухих на тему: «Как работать с неслышащими детьми над речью во внеурочное время»
учитель-дефектолог:
Соколова Л.Л. 2013 год
Мы знаем, что развитие детей с дефектом слухового анализатора протекает в условиях нарушенного общения, что ведет к своеобразию в развитии их речи, обусловливает отклонения в развитии их познавательной деятельности и отвлеченного мышления. Все это требует создания специальных учебно-коррекционных условий работы с детьми данной категории.
Корректирующее значение педагогического процесса проявляется в создании условий для максимального использования остаточного слуха, зрительного анализатора, в проведении занятий, направленных на формирование речи и организацию речевой практики.
Формирование речи у неслышащих учащихся, своеобразие в обучении языку обуславливается прежде всего особенностями речевого развития учащихся.
У учащихся искажен звуковой строй речи, который характеризуется неправильным произношением отдельных звуков в слове и нарушение фонетической структуры слова.
Основные отклонения от нормального развития речи касаются грамматического строя и словарного состава.
У наших детей обнаруживаются глубокие отклонения от нормальной речи.
Все перечисленные дефекты речи отражаются на высказываниях детей, делают их речь непонятной и недоступной для окружающих.
Из-за затруднений, которые испытывают наши дети при словесном оформлении своих мыслей, ограничены их возможности в речевом общении с окружающими. Затруднено также понимание обращенной к ним речи.
Для глухих и слабослышащих нужна специально организованная «максимальная» речевая практика. Она должна быть организованна на специальных уроках, во время кратких бесед учителей и воспитателей с учащимися. Но во всех случаях нужно использовать для развития и коррекции мышления возникающие естественные ситуации. Естественная ситуация может быть создана во время прогулок, экскурсий, проведения игр. Такие естественные ситуации должны быть «обыграны» воспитателем. Они необходимы для развития речи, коррекции грамматического строя, накопления словаря.
Накопление словаря — это и пополнение словаря новыми словами, выражениями и правильное, сознательное оперирование этими словами, их значениями. За этим должны следить и учителя и воспитатели.
Воспитатели должны планировать работу над лексикой. Это касается и отбора слов и установления характера работы с ними: выяснение значения, объяснение, уточнение значения, выделение слов для активного и пассивного словаря. Воспитателям необходимо продумывать способы последующего закрепления слов в речи, учитывая при этом и орфоэпические нормы произношения.
Отбор словаря воспитателями зависит от тех задач, которые они ставят перед собой. Существенным для воспитателей при отборе и организации лексики должен быть тематический принцип.
Реализация тематического подхода требует такой разработки тематики, которая связана с речевыми ситуациями, обеспечивает усвоение наиболее употребительной и необходимой по данной теме лексики и определенного ее грамматического оформления. Содержанием тем может быть жизнь учащихся в школе и в семье, сведения о себе и семье, события школьной жизни и т. д.
Тематический, «содержательный» подход к отбору лексики позволяет воспитателям параллельно реализовывать и другие важные принципы.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить учащихся словесному общению, а не только в помощи учащимся в овладении словарем и грамматическими средствами.
Необходимо пробуждать интерес к речи окружающих, развивать диалогическую речь.
В этом большую роль играют беседы. Беседы способствуют появлению у учащихся коммуникативно — мотивированных высказываний, развивают навыки и умения спонтанной речи. Это и есть коррекционная работа с детьми.
Ведущей деятельностью у младших школьников является игровая деятельность во внеурочное время. Глухого ребенка надо специально учить умению играть. Играми глухих детей надо руководить, чтобы в ходе этих игр дети усваивали правила общественного поведения, овладели нормами поведения в быту.
В ходе игры дети учатся действовать сообща, согласованно, считаться с интересами других, подчинять интересы общим, уступать, действовать во имя общей цели.
Во время игр у детей надо воспитывать дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить.
Все это должно оречевляться. Игры должны быть направлены на формирование и развитие речи детей. Надо учить общаться в ходе игры с помощью речи, учить использовать в игре словарь, усвоенный в обучении.
Детям надо помогать, подсказывать, что они должны делать и говорить по ходу игры.
Новые знания дети должны получать не только на занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, при просмотре диафильмов, рассматривании картин, чтении.
В условиях игры создаются наиболее благоприятные условия для усвоения нового материала и коррекции ранее пройденного. Многие знания, умения и навыки, получаемые детьми на занятиях, дети переносят на игру и используют во внеурочное время.
Экскурсии, диафильмы, рассматривание картин, чтение, разные виды деятельности — все это средства развития детей.
Все внеклассные занятия — это мощный фактор коррекции развития речевого мышления детей с недостатками слуха. Здесь условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе занятий корректируется не только внешняя, произносительная, но и смысловая сторона речи; происходит обогащение речи, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую лабильность. Это является необходимым условием не только речевого развития детей, но и развития их игровой деятельности — значительно повышается роль слова в регуляции игровых действий. Хотя ознакомление с окружающим миром имеет решающее значение для развития содержания игры, однако существенную роль в этом процессе играет развитие детской речи.
Воспитатель может и должен в ходе каждой игры содействовать усвоению детьми новых слов, повторению и закреплению слов. Речь детей во время игры и всех других воспитательских мероприятий должна быть в центре внимания воспитателя. Задача воспитателя заключается в том, чтобы используя потребность детей в общении, помогать им выражать свои мысли и желания с помощью слов, воспитывать у них навыки словесного общения.
Определяющим условием в формировании и развитии речи у глухих школьников является организация непосредственного, живого общения взрослых с детьми и детей между собой в процессе деятельности.
Воспитатель должен дать ребенку специальные слова и выражения, без которых не может ученик общаться в школе во внеурочное время.
Необходимо постоянно следить за речью детей. В процессе обучения детей во время той или иной деятельности, нужно помогать им вести диалог, беседовать, договариваться друг с другом, приходя им на помощь всякий раз, когда они затрудняются сами выразить просьбу, желание, мысль.
Развиваясь и активизируясь в игре, при чтении книг, во время экскурсии и т. д. речь оказывает влияние на развитие всех видов деятельности, обогащает их содержание, позволяет придать им более совершенную форму. |
|
|