|
«Наше дерево Кленок»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "НАШЕ ДЕРЕВО - КЛЕНОК"
Исследовательская деятельность в природных условиях
Паспорт проекта
1. Тема: «Наше дерево - Кленок»
2. Тип проекта: проектно - исследовательский
3. Характер проекта: творческо - исследовательский
4. По характеру контактов: дети, педагоги, родители ДОУ
5. По количеству участников: групповой
6. По продолжительности: долгосрочный
7. Предмет исследования: дерево клён
Актуальность:
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей .
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.
Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Проблема:
1.Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных
2.Дерево - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.
3.Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.
4.Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.
Цели проекта:
-выяснить представления детей о деревьях;
-заинтересовать проблемой;
-провести наблюдение за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года;
-поддерживать естественный интерес ребенка к природе;
- сформировать исследовательские способности в процессе изучения;
- укрепить здоровье, расширить двигательный опыт ребенка.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей представление о деревьях;
- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
- развивать умственные операции сравнения и обобщения;
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
-развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Ожидаемые результаты:
-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
-формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.
План действий:
1.Постановка цели;
2.Поиск формы реализации проекта;
3.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5.Определение направлений поисковой практической деятельности;
6.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;
7.Работа над частями проекта, его коррекция;
8.Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
Цель: формирование экологической грамотности ребенка.
Задачи:
1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).
2) Охрана и укрепление здоровья детей.
3) Воспитание любви к родному краю.
Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование и лепка, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями.
Подготовительная работа с педагогами и дошкольниками:
Рекомендации педагогу:
1. Каждый ребенок участвует в ней с желанием.
2. Свобода выбора.
3. Относитесь к наблюдениям детей серьезно.
4. Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям.
5. Старайтесь избегать назидательности, лозунгов.
6. Поддерживайте естественный интерес ребенка к природе, его любознательность.
7. В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: зрение, обоняние, слух, осязание.
8. Помогайте ребенку видеть необыкновенное в повседневном.
9. Работу в рамках проекта надо вести регулярно.
10. Индивидуальный подход к дошкольнику.
11. Сотрудничество, сотворчество ребенка и педагога.
12. Никогда не делайте нравоучительных выводов.
13. Развивайте детскую фантазию.
14. Привлекайте к участию в проекте семью ребенка.
Задачи, стоящие перед педагогом и детьми.
1. Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.
2. Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и придумать подходящее для него имя.
3. Узнать, кто посадил дерево. Может быть, с ним связана какая-нибудь интересная история?
4. Выяснить, растут ли такие деревья в ваших лесах или это «пришелец» из других мест? Если да, то где его родина?
5. Задание детям: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, сказать свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно прошелестит в ответ.
6. Сделать кормушку и повесить на свое дерево. К нему будут прилетать птицы, чтобы спасать от нашествия гусениц.
7. Подготовить тетрадь (альбом), в которой будут отмечаться результаты
наблюдения за жизнью дерева. Нарисовать на ее обложке что-нибудь связанное
с жизнью растения, написать название «Наше дерево».
Оборудование и материалы:
Тетрадь-альбом, карандаши, фломастеры, мел, линейка, веревка, лупа, фотографии, репродукции картин, упаковочный материал, ловушки для почвенных животных, дождемер, лопатка, кормушки, скворечники, волшебный мешочек для игры «Угадай, что в мешочке?», коробка для коллекции, литература.
2. Исследовательский:
Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.
Вопросы:
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?
5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?
6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?
8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
3. Заключительный:
Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
1. Заполнить альбом - наблюдения «Наше дерево - Кленок».
2. Изобразить свое дерево.
3. Сочинить рассказ или сказку о дереве.
4. Досуг «Наше Дерево»
Системная «паутинка по проекту «Наше дерево – Кленок»
Коллекция листьев и плодов
Изучаем листья, почву, корни, кору, ствол
Внешний вид, сходство
Назначение, Исследовательская
Применение деятельность
Польза, вред
Польза, вред
ДЕРЕВО Деревья Исследовательская деятельность Циклические наблюдения в природе
Посезонное заполнение панно в течение года
Проведение экологических акций
Ведение дневника наблюдений
Тематическое планирование по проекту «Наше дерево Кленок»
Раздел программы
| Виды детской деятельности
| Игровая деятельность
| Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в лес»,
«Путешествие в лес в поисках интересных листочков, семян».
Игры – драматизации по программным произведениям:
С.Козлов «Такое дерево»,
Г.Ладонщиков «Что мы видели в лесу».
Настольно – печатные игры:
-«Как зовут тебя, деревце?»;
-«Что растет в лесу?»;
-«Четвертый лишний»;
-«Магазин семян»;
-«Листочки»;
-домино «С какого дерева листочки»;
-лото «Деревья»;
-«Что где растет»;
-«С какого дерева листочек?»
-лото «Листья и деревья»;
-«Волшебное дерево»
Дидактические игры:
-«Найди дерево по описанию»,
-«Что будет, если…»,
-«Дерево – это ..»; Дидактические игры по экологии
-«Дерево и дождевой червяк»
-«Если бы я был деревом…»
-«Дерево — это...»
-«Я – дерево-мама»
-"Обними дерево"
-«Что будет, если...»
-"Экологические письма"
-«Кто чем славится»
- «С чьей ветки детки?».
-«Что такое хорошо и что такое плохо»
-«Я видел на дереве…»
-«Как семечко выросло»
-«Наше дерево умеет»
-«Какое наше дерево»(подбираются прилагательные)
-«Беседа с деревьями»
-«Кто с кем дружит»
- «Напиши письмо дереву»
- «Из семени в дерево»
- «На какое дерево я похож»
- «Клёнушка», («Рябинушка», «Елочка», «Березка» и т.п.)
-«Что от чего»
-«Найди свое дерево»
-«К кустику беги!»
-«Кто чей родственник?»
-«Прятки с деревом»
-«Кто бы это мог быть?»
-«О чем думает дерево»
- «Найди свое дерево»
- «Портрет дерева».
-«Привал»
-«Угадай, что это?»
-«Что исчезло?»
-«Эксперимент»
-«Схемы. Карты»
-«Чур, у дерева!»
-«Что исчезло?»
- «Живые цепочки»
-«Деревья»
-“Наши деревья”
- «Обними дерево»
-«Если бы я был деревом…»
-«Дерево — это...»
-«Микротропа «Мир под ногами».
-«Звуковая карта леса»
- «Паутина».
-«Тропа индейцев»
- «Слепая тропа».
«Где что зреет?»
«Да – нет»
- «Чудесный мешочек»
- «Похожи – не похожи»
- «Выбери нужное»
- «Две корзины»
-«Береги природу»
-«Угадай растение»
- «Волшебные экранчики»
- «Четвёртый лишний»
Подвижные игры на площадке, в лесу, в парке:
-«Найди такой же лист»,
-«Кто быстрее найдет клен, ель, дуб, березу»,
-«Найди пару»;
-«К дереву беги..»
Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».
|
|
| Социальное развитие
| -Тематические занятия по теме «Дерево», «Лес».
-Рассматривание иллюстративного материала по теме.
-Составление альбома «Мое любимое дерево» со стихами, загадками, рисунками, фотографиями.
-Словотворчество. Совместное участие детей и родителей в литературный досугах по теме «Дерево».
-Составление описательных рассказов по теме «Мое дерево».
-Создание плакатов по охране деревьев.
-Участие в акции «Зеленая елочка – живая иголочка».
-Создание в группе макета «Дерево».
- Изготовление модели «Этажи леса».
-Общение с природой – «Зимний лес», «Осенний парк», «Что я могу сделать для всех деревьев».
| Здоровье и физическое развитие
| -Совместные туристические походы в лес, парк.
-Наблюдение за растительным и животным миром.
-Подвижные игры.
-Труд на участке и в природе.
| Труд
| -Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.
-Подкормка птиц.
-Заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, гербария.
-Помощь дворнику в уборке листьев на участке.
-Уборка прошлогодних листьев и травы на участке.
-Уборка сломанных веток на участке.
-Изготовление подарков для дерева.
-Изготовления дождемера - устройство для измерения количества осадков.
-Изготовление ловушек для почвенных животных
-Изготовление волшебного мешочка для игры «Угадай, что в мешочке», который используется во время исследований, экскурсий для определения предметов на ощупь (например, желудей, ягод рябины и т.п.).
-Изготовление ящика ощущений, который предназначен для тех же целей.
-Заготовление пеньков и спилов дерева (использовать только погибшие деревья)
-Укрывание дерева первым слоем “одеяла” (одеяло из опавших листьев)
-Укрывание дерева вторым слоем “одеяла” (снежное одеяло)
-Побелка ствола клена и других деревьев.
-Окапывание стволов деревьев и кустарников.
-Украшение елки цветными льдинками.
- Стряхивание снега с деревьев и кустарников.
-Окапывание деревьев снегом.
- Уход за посаженными деревьями.
-Помощь деревьям (подвязывание веток, очищение стволов от мха т.д.)
-Изготовление заготовок для бюллетеня “Береги Зелёного друга”
-Изготовление скворечников (совместно с плотником и родителями)
-Подбор художественной литературы о клене.
-Изготовление панно из кленовых листьев.
-Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет о клене.
-“Наш воскресный выходной. Мама, папа и я - дружная семья” (экскурсия в лес)
-Подбор загадок, пословиц, поговорок о клене.
-Сочинение сказок о дереве « Мой Кленок»
-Фотографирование любимого дерева.
-Работа с дневником наблюдения.
-Посадка семян различных деревьев.
| Познавательное развитие
| -Классификация «Лиственные, хвойные деревья».
-Географические представления. Составление плана – схемы «Деревья нашего детского сада».
-Экскурсия в парк, лес.
-Занятия:
-цикл занятий – наблюдений по проекту «Наше дерево - Кленок»,
-«В гости к деревьям»,
-«Деревья твоего двора»,
-«Кора дерева»,
-«Пень»,
-«Лесная сказка»,
-Что мы знаем о деревьях. В гости к тетушке Сове».
-«Что растет в лесу»,
-«Путешествие по зимнему лесу»,
-«Наша круглая планета»,
-«Дуб Мудрости»,
-«Размытое птсьмо»,
-«Рассматривание семян различных деревьев»,
-«Рассматривание земли»,
-«Знакомство с деревянными игрушками»,
-Беседы: «Что нужно нашему дереву?», «Для чего дереву нужны листья?», «Сравнение деревьев и кустарников».
-Ведение дневников наблюдений за посаженными деревьями.
-Рассказ воспитателя о своем любимом дереве.
-Наблюдения за сезонными изменениями в жизни дерева.
-Наблюдение за деревом в разную погоду.
-Определение «настроения» дерева, его желаний, чувств.
-Наблюдение «Жильцы, обитающие на дереве» (птицы, насекомые).
-Исследование различных частей дерева (листьев, кроны, коры и т.д.).
-Украшение уголка природы красивыми растениями, листьями.
-Изготовление книжки – самоделки «Ёлочка».
-Изготовление гербария (листьев деревьев детсада).
-Просмотр видеоматериалов из серии «Уроки тетушки Совы», «Природоведение для самых маленьких»
-Рассматривание картин из серии «Лес»: «Березовая роща», «Сосновый бор», «Ельник», «Дубовая роща»;
И.Грабарь «Осенний лес»,
И.Левитан «Осень», «Золотая осень»,
И.Шишкин «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща».
-Рассматривание энциклопедий,
-Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение» - « Белый город»
| Начало грамоты
| Составление описательных рассказов о дереве.
Придумывание детьми сказки «Если бы я был деревом…»
Дидактическая игра «Кто больше?», «Словесный сад».
Составление книжки – самоделки с загадками и рисунками «Деревья».
Составление рассказов о бережном отношении к деревьям.
Разгадывание кроссвордов, ребусов о деревьях.
Математика: сравнение деревьев по высоте, ширине.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Составление и решение задач на сложение и вычитание. Речевые логические задачи «Ситцевый лес», «Почему деревья белые?», «Что за дерево такое?».
| Художественная литература
| Пословицы и поговорки о деревьях.
Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе.
Песенка «Ой, в зеленом бору…»
И.Токмакова «Сосны», А.Прокофьев «Березка», Н.Некрасов «Зеленый шум», В.Зотов «Лиственница», М.Пришвин «Осинкам холодно», «Дуб», «Береза», А.Твардовский «Лес осенью», В.Бианки «Лес зимой», И. Соколов – Микитов «Листопадничек», М.Михайлов «Лесные хоромы», Ю.Дмитриев «Что такое лес?». Сказка «Ивовый росток» (японская).
А.Лопатина «Рассказы о деревьях и цветах»
-«Прогулки по лесу» - познавательные рассказы о природе,
-В.Кастрючин «Сказки лесной полянки».
Заучивание стихотворений о деревьях и лесе.
| Изобразительная деятельность
| Аппликация :
-«Дерево»
- «Украсим землю листочками»,
- «Осенний ковер»,
-«Зимнее дерево»
-«Город на деревьях».
-«Елка» (из природного материала).
-«Мое любимое дерево».
-Составление сюжетов по теме «Дерево» (мозаика).
Рисование:
- «Сказочный лес вокруг теремка».
- «Лес» (в разное время года).
- «Ели» (по стихотворению И.Токмаковой).
- «Наша елка».
-«Мое любимое дерево».
Лепка :
-«Листик».
-«Кто под деревом живет»
Рисование пластилином:
-«Любимое дерево»
-«Сказочный лес »
-Модель «Зеленый клен» (ручной труд)
-«Теплые лучи солнца»
-«Солнышко (ручной труд)
-«Клен и осень» (наблюдение и ручной труд)
-Игровая ситуация «Осеннее одеяло»
-«Холодное» солнышко» (ручной труд)
-«Снежная туча» (ручной труд)
-Игровая ситуация «Клен и птицы»
-«Прилетели птицы» (ручной труд)
-«Трава-мурава» (ручной труд)
-«Гнездо среди ветвей» (наблюдение на улице и труд)
-«Гнездышко» (ручной труд)
-«Дождик для клена» (ручной труд)
-Составление аранжировки из кленовых листьев
«Необычный букет»
| Исследовательская деятельность
| 1.Знакомимся с деревьями:
-для чего деревьям листья, корни, ствол, кора;
- какой высоты дерево;
-какова ширина дерева;
-есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые;
-есть ли у дерева семья;
-есть ли у дерева «детки»;
-растут ли такие деревья в городе ещё;
-составление плана участка, на котором растет клен.
2.Изучаем листья и крону:
-сколько на дереве листьев, какая крона;
-наблюдение за тенью дерева, ее движением;
-исследование листьев;
-исследование почек.
3.Изучаем кору и ствол:
-чем покрыт ствол;
-ширина, длина;
-что такое кора, для чего служит, какая она;
-чем пахнет в разное время года кора, ствол ( сухую погоду, после дождя..);
-есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи;
-есть ли на коре следы, оставленные человеком;
-наблюдения за кольцами дерева.
4.Изучаем цветки (соцветия):
-время появления первых цветков;
-как растут цветки на дереве, хорошо ли заметны на дереве;
-чем пахнет цветок, когда сильнее пахнет - утром или вечером, в дождливую погоду или в сухую.
5.Изучаем корни:
-что держит дерево в земле;
-какие корни по длине, выходят ли на поверхность, для чего они нужны.
6.Изучаем плоды и семена:
-какие они, кто их разносит;
-для чего они нужны.
7.Изучаем животных , связанных с деревом:
-какие животные посещают наше дерево (птицы, насекомые, пауки);
-хорошо ли они заметны на дереве;
-какие домашние животные прибегают е дереву.
8.Изучаем почву:
-куда опадают листья осенью, что с ними происходит весной;
-живет ли кто-нибудь в почве под деревом;
-из чего состоит почва под деревом;
-есть ли вода в почве под деревом;
-подкормить почву под деревом, для чего это необходимо.
9.Изучаем снег, иней, дождь:
-как снег помогает деревьям;
-где снег тает раньше – под деревьями или на открытом месте;
-какого цвета снег под деревом и на открытом месте;
-исследование цвета снега под деревом;
-исследование чистоты снега под деревом;
-хорошо ли дерево спасает человека от дождя;
-значение осадков для дерева;
-бывает ли на деревьях роса;
-дерево пьет воду, при этом часть ее испаряется с поверхности листьев;
-образуется ли в зимнее время на ветках иней;
-можно ли спрятаться под деревом от грозы.
| Экспериментальная деятельность
Экспериментальная деятельность
| 1. Солнце — источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находится особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые и делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Пусть дети подумают, любит ли их дерево свет, где оно растет (на открытом или затененном участке). Солнечные лучи играют еще одну важную роль в жизни растений. Когда осенью световой день становится короче, деревья получают сигнал: нужно готовиться к зиме (в этом случае в экологии свет называется сигнальным фактором). В то же время на открытом месте некоторые деревья могут и пострадать от солнечных лучей, получить своеобразный солнечный ожог.
2. Солнце — источник тепла. Разные деревья по-разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев.
3. Вода. Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Обязательно обратите внимание детей на этот факт, так как у многих ребят с раннего детства формируется уверенность в том, что чем больше поливать дерево, тем лучше. Этому заблуждению отчасти способствуют и многие рассказы, в которых повествуется о том, что люди (подразумевается, что они ведут себя правильно) сажают и постоянно поливают растения. Представления участников проекта о необходимости обильного полива всех растений отразились, например, в таких высказываниях: «Я буду часто-часто поливать свое дерево», «Я принесу ему много воды», «Я каждый день буду поливать наше дерево». Причем это касалось любого вида, даже тех, которые не переносят избытка влаги. С точки зрения экологии важно, чтобы дети понимали, что вода нужна растениям в разном количестве, что от чрезмерного полива и неграмотного ухода растения гибнут так же, как и от недостатка влаги. Для того чтобы делать добро, нужно не только любить природу, но и знать ее! Воду дерево получает с дождем, «пьет» ее из земли-почвы. Кроме дождей, бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Например, снег тоже можно нарисовать на второй странице, так как он укрывает корни, словно теплая шуба, спасает их от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.
4. Воздух. Деревья, как и люди, должны дышать. Этому служат маленькие отверстия на листьях, которые невозможно заметить невооруженным глазом. Растениям, как и нам, нужен чистый воздух. От грязного они погибают (например, если растут вблизи предприятий, автодорог). В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для дыхания человека и других живых существ.
5. Ветер переносит пыльцу ряда растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).
6. Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (Не называйте последних «вредными», в природе нет «полезных» или «вредных»: и жуки, и гусеницы — все они необходимы для поддержания экологического равновесия!)
7. Пчелы, шмели, бабочки и некоторые другие насекомые пьют сок-нектар из цветков и опыляют их (но не у всех растений!).
8. Дождевые черви участвуют в образовании почвы, пропуская через себя комочки земли, сухие листья. Они рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений. Чем больше листьев переработают дождевые черви, тем больше появится «пищи» для деревьев.
| Рефлексия деятельности.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- структурировать полученный в ходе исследования материал;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
Интересно было увидеть то, что сама формулировка проблемы у наших детей возникала лишь тогда, когда проблема была решена. Юные исследователи, начиная поиск, ясно не осознавали, зачем они это делают, и уж тем более не знали, что они найдут в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, мы, педагоги, проявляли гибкость, не требуя от него ясного осознания и формулирования проблемы. Нашу проблему дети выявляли путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети много двигались, решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.
На заключительном этапе дети вместе с воспитателями определили новую проблему: “Как привлечь птиц на территорию детского сада?”.
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие способности к прогнозированию будущих изменений; формирование навыков коммуникативного общения.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
В результате работы дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение; испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, проявляют доброту и чуткость. Бережное отношение ко всему окружающему; проявляют эстетические чувства - умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности; проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Список используемой литературы.
1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1933г.
2.Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.
3.Виноградова Н.Ф. « Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой». М., 1978г.
4.Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003г.
5. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004г.
6. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва «Творческий центр» - 2003г.
7.Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». Санкт-Петербург «Акцидент» - 2004г.
8.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2003г.
9.Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996г.
10.Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.
11.Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г.
12. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999 г.
13. Парамонова Л. Конструирование из природного материала // Дошкольное воспитание. 2005г. N 7.
14.Попова Т.И. «Мир вокруг нас». Москва «Линка – Пресс» - 2002г.
15.Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998г. N 7.
16. Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 1998г. N 7.
17.Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. 2002г. N 3.
18.Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки, праздники. М. Линка - Пресс, 2002г.
19. Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005г.
20.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993г.
21.Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Москва «Мозаика - Синтез" .
22.Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004г, N 7 .
Подборка конспектов занятий, сказок, игр осуществлялась на основе собственных разработок и с использованием Интернет-ресурсов сайтов образовательных порталов:
1. https://solnet.ee/about.html - «Солнышко»
2. www.moi-detsad.ru – «Всё для детского сада»
3. https://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
4.https://numi.ru/ - Методический центр
5.https://pedmir.ru/ - Педагогический мир |
|
|