Главная страница

Конспект урока природоведения в 5 классе специальной коррекционной школы 8 вида. Тема урока: «Органы чувств». Цель: создать у учащихся представление о том, как люди воспринимают окружающий мир



Скачать 60.27 Kb.
НазваниеКонспект урока природоведения в 5 классе специальной коррекционной школы 8 вида. Тема урока: «Органы чувств». Цель: создать у учащихся представление о том, как люди воспринимают окружающий мир
Дата16.04.2016
Размер60.27 Kb.
ТипКонспект

Конспект урока природоведения в 5 классе специальной коррекционной школы 8 вида .

Тема урока: «Органы чувств».

Цель: создать у учащихся представление о том, как люди воспринимают окружающий мир.

Задачи:

Образовательная. Познакомить учащихся с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств.

Коррекционно-развивающая.Развивать устную речь, логическое мышление, память, внимание, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная. Прививать навыки соблюдения правил здоровьесбережения; умения работать в группе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: изображение корзины, схематическое изображение лица человека, изображение глаз, языка, носа, ушей; апельсин, рисунок, круг, квадрат, стаканы с кислой, сладкой и солёной водой, мешочек, рукавица, тесты «Органы чувств», памятки «Береги зрение», таблица «Дежурный словарь», таблица «Составь вопрос».

Ход урока.

I. 1. Организационный момент. Доброе утро! Я рада вас видеть! Проверьте, готовы ли вы к уроку. Наш урок пройдёт под девизом:

Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно для работы,

То и буду выполнять!

(повторить хором)

2.упражнение на коррекцию логического мышления.

Выберите слова, которые подходят для описания здорового человека: стройный, сутулый, сильный, крепкий, бледный, неуклюжий, ловкий, весёлый, толстый.

Свой ответ начни со слов: Для описания здорового человека подходят слова …….., ……….., …………..

II. Подготовка к усвоению новых знаний.

Расшифруйте надпись на доске?

«Познай


самого

себя».

Познавать себя – значит совершать маленькие открытия.

Представьте себе: наш кабинет – научная лаборатория, а мы с вами исследователи!

- А кто такие исследователи?

Свой ответ начни со слов: Исследователь – это человек, который открывает …….. ………. (новые знания)

III. Изучение нового материала.

Я хочу вас познакомить с одним странным человеком. У этого человека нет ушей, глаз,

носа, языка. Как называются эти части тела? (органы чувств)

Послушайте стихотворение:

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя.

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять.

А нос – чтоб запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

Уши, глаза, нос, язык, кожа – это органы чувств. Наш странный человек считает, что органы чувств ему не нужны. Вот ещё умывать их, протирать, беречь! Как вы думаете, он прав?

Итак, предметом нашего исследования будут органы чувств. Запомните, как пишется это трудное словосочетание ( «дежурный словарь» - табличка на доске). Нам надо доказать странному человеку, что без органов чувств нельзя воспринимать окружающий мир.

Тема урока: Как человек воспринимает окружающий мир.

Отгадайте загадку: Есть у каждого лица два оконца,

На ночь сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются. (глаза)

Проверим как работают наши глаза.

- Что я вам показываю? (рисунок)

- Значит глаза умеют ……… (видеть)

- Как называется эта фигура? (круг) А эта? (квадрат).

- Значит глаза умеют определять форму предмета.

- Какого цвета круг? Квадрат?

- Значит глаза умеют определять ………..(цвет).

- Какая фигура находится дальше от вас, а какая ближе? ( Свой ответ начни со слов: Дальше от нас находится ………, а ближе к нам находится ……….)

Подведём итог: что могут видеть глаза?(Отвечайте полным предложением)

Глаза могут видеть цвет, форму, размер, определять расстояние.

- Вернём глаза нашему человеку? ( к схеме человеческого лица прикрепляются глаза)

Запишите в тетради под цифрой 1. глаза – орган зрения.

Глаза очень нужны человеку.
Какой орган будем исследовать сейчас, узнаете, если отгадаете загадку:

У одной головы два братца по разные стороны сидят,

Ничего не видят и не говорят. (уши)

Ваша задача определить, что вы слышите( презентация «Лес и его звуки», слайд 2, голос кукушки). Какой орган помог вам услышать голос кукушки? Что умеют делать наши уши? (слышать звуки окружающего мира) Каким был бы мир без звуков? (скучным, неинтересным) Вернём нашему человеку уши? Помогите подобрать научное определение: Уши – это ….(орган слуха) Поставьте цифру 2 и запишите это в тетрадь.

Отгадайте загадку: Вот гора, а у горы две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит (нос)
Ученики закрывают глаза, чищу апельсин. Что почувствовали? Какой орган помог вам определить запах? Нос очень нужен человеку. Вернём нос нашему странному человеку? Способность чувствовать запахи называется обонянием( запомните это слово, табличка на доске). Подберите научное определение: 3. нос- это орган ……(обоняния). Запись в тетрадь.

Физминутка.

Отгадайте загадку: Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

На столе три прозрачных стакана с кислой, сладкой и пресной водой. Можем ли мы на глаз определить что находиться в стаканах?

Значит надо исследовать жидкость в стаканах на вкус. Какой вкус почувствовали?

Какой орган помог вам почувствовать вкус? Как язык смог почувствовать кислое, сладкое? Рассмотрите свой язык в зеркало. На нём много красных точек-бугорков. Для сладкого, кислого, солёного, горького. ….. свой бугорок.

Нужен нашему человеку язык? Язык очень нужен человеку.

Дайте научное определение этому органу. Запишите: 4. язык – орган вкуса.

О каком органе чувств эта загадка?

Зимой бывает вся в мурашках,

А летом загаром бронзовым покрыта. (кожа)

Определи предмет в мешочке надев рукавичку? Трудно? Сними рукавичку! Какой предмет: твёрдый? мягкий? какой формы? При помощи чего смог определить какой в мешочке предмет? (при помощи кожи; если отвечают, что при помощи рук, то попросить ущипнуть себя. При помощи чего почувствовали боль?)

Кожа очень важна для организма. На коже много чувствительных клеток, которые воспринимают тепло, холод, боль, форму и величину предметов. Кожа очень большой орган. Она покрывает всё наше тело. Запишите: 5. кожа – орган осязания. Посмотрите в словаре как пишется это трудное слово. Посмотрите в свой конспект! Сколько органов чувств у человека? Объедините свои записи фигурной скобкой справа и подпишите – органы чувств. Посмотрите, как пишется это словосочетание в словаре. Ответьте на вопрос: При помощи чего человек воспринимает окружающий мир? Ответьте полным предложением.

Что мы доказали нашему странному человечку? (Без органов чувств воспринимать ……. ……. нельзя.)

  1. 1.Проверка знаний. Тест «Органы чувств».

Выполняют: III и IV группа учащихся по В.В. Воронковой.

А) Соедини линиями:

Глаза орган осязания

Уши орган вкуса

Нос орган зрения

Кожа орган обоняния

Язык орган слуха
Тест « Органы чувств». Выполняют: I и II группа учащихся по В.В. Воронковой.

Б) Соедини линиями:

Орган зрения (……) различает и узнаёт предметы, их цвет, форму, величину
Орган слуха (……) определяет вкус
Орган вкуса (……) чувствует и различает запахи
Орган обоняния (…….) ощущает теплоту, холод, боль
Орган осязания (…..) слышит целый мир звуков
2. «Корзина вопросов» (на доске изображение корзины с прорезями для вопросов)

Составь вопрос об органах чувств? Запиши его на полоске бумаги и опусти в корзину. На следующем уроке зададим твой вопрос одноклассникам.

Для тех, кому трудно составить вопрос, подсказка на доске.

Какую роль в жизни человека играют …… ……?

Для чего человеку нужны …….?

Какой орган помогает ……….. запах цветов?

С помощью какого органа ты ……… книгу?

……………………………….. слышим целый мир звуков?

………………………………… определить вкус пищи?

Прочти, какой вопрос ты составил?


  1. Итог. Ответьте на вопрос: Как мы воспринимаем окружающий мир?

  2. Домашнее задание: 1. прочитать текст на стр. 171-175, ответить на вопросы

2. используя текст на стр. 172 составить памятку «Берегите зрение»

Памятка «Берегите зрение»

  1. Читай и пиши только при ______________ освещении.

  2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии ____ от глаз.

  3. Не читай ______________ и в ______________ транспорте.

  4. Вредно для глаз подолгу смотреть _____________, работать на ________.

  5. Нельзя тереть глаза ________________________.

Глаза нужно беречь! Помните, испорченное зрение трудно исправить.

IV. Оценки за урок.