Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
ГОУ для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии
во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида.
учитель – логопед
высшей квалификационной категории
Адамова Юлия Петровна 2012 г.
Тема: Различение кинетически сходных букв Н – Ю изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Цель: Совершенствовать умение детей различать кинетически сходные буквы Ю – Н на письме.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить написание прописных букв Ю и Н, выявить сходства и отличия.
Тренировать учащихся в различении букв Ю и Н в изолированном написании, в слогах, словах и предложениях.
Совершенствовать навык чтения и письма.
Совершенствовать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
Активизировать внимание детей, настроить их на работу.
Развивать слуховое внимание и восприятие детей.
Развивать зрительное восприятие.
Развивать умение координировать речь с движением.
Расширять знания учащихся по темам «Животные севера», «Животные жарких стран».
Воспитательные:
Воспитывать активность и инициативность при выполнении заданий.
Формировать толерантное отношение к окружающим людям.
Ход занятия.
Оргмомент.
Логопед:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Наш урок сейчас начнем.
Звучит звукозапись «Море».
Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Закройте глаза, представьте, что мы с вами оказались на берегу моря. Слышите, как бьются о берег волны? Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
Сообщение темы.
Логопед: Ребята, послушайте стихотворение и ответьте, о каком животном в нем говорится?
На носу у носорога
Два огромных острых рога.
Носорогу нужен рог,
Чтоб бодать своих врагов.
Учащиеся: В стихотворении говорится о носороге.
Логопед: С какого звука начинается слово носорог? (Со звука Н). Правильно. Какой это звук – гласный или согласный? (Согласный).
На письме мы обозначаем его буквой Н, н. (Вывешивается на доску картинка носорога с буквой Н).
- Откройте тетради, посмотрите, какой красивый носорог там наклеен. Обведите в стихотворении букву Н синим карандашом.
Логопед: А теперь посмотрите на следующую страничку. Что там изображено? (Юла). Прочитаем стихотворение и ответим на вопрос: какая буква встречается в нем чаще.
Юлька, Юленька, Юла,
Юлька юркая была.
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Учащиеся: Чаще встречается буква Ю.
Логопед: Правильно. Обведите букву Ю красным карандашом.
Так какие же буквы мы будем сегодня различать? (Буквы Н – Ю).
Итак, тема нашего занятия: «Различаем буквы Ю – Н».
Уточнение написания изолированных букв Ю – Н.
Логопед: Работать сегодня мы вами, ребята, будем при помощи вот таких альбомов (показывает альбом). Прочитайте название альбома: «Учимся различать буквы Ю и Н».
- Откройте первую страницу альбома, рассмотрите картинку и назовите по одному слову, которое начинается с буквы Ю. (Называют: юла, юбка, Юля, Юра).
- Хорошо, молодцы. А теперь откройте вторую страницу и назовите по одному слову, которое начинается со звука Н. (Называют: Незнайка, Нюша, неваляшка, ноутбук, ножницы, носорог, нарцисс).
Логопед: Ребята, буквы Н и Ю услышали, что мы называем слова с ними и пришли к нам в гости (Демонстрирует сшитые буквы Н и Ю).
Буква Н в носки «обулась»,
Повалилась на кровать,
Вверх ногами повернулась,
Надо снова надевать…
Логопед: Ребята, откройте третью страницу альбома. Букве Н очень понравилось, как вы называли слова с ней. На картинке вы видите, что буква Н предлагает вам назвать еще слова, которые с неё начинаются. (Называют: носорог, ножницы, нож, насос, носки).
Рассказала буква Ю
Нам историю свою:
«Если долго я стою,
очень сильно устаю».
Логопед: Откройте четвертую страницу. Чтобы букве Ю было не так тяжело стоять на одной ножке, назовем слова, которые она нам приготовила. (Называют: юла, юбка).
Уточнение сходства и различия изолированных букв.
Логопед: Ребята, посмотрите на пятую страничку альбома. Чем же похожи буквы? (У обеих букв есть палочка с левой стороны).
- А чем отличаются? (У буквы Ю есть баранка, а у буквы Н – нннет).
Задания:
1) Развитие зрительного восприятия и внимания.
- Ребята, буквы Ю и Н предлагают нам поиграть в прятки. Перед вами «Буквоград». Найдите буквы Ю и Н, закрасьте их красным и синим карандашами.
Совершенствование графомоторных навыков.
- Чтобы лучше запомнить написание букв Н и Ю нанесем штриховку так, как показано у вас на карточках.
- Прочитайте и обведите ручкой слова, написанные на карточках. Что обозначают эти слова? (Названия животных). Правильно ребята, животные – носорог и тюлень живут очень далеко друг от друга: носорог живет в жарких странах, а тюлень – на севере. Рядом друг с другом они могут жить только зоопарке.
3) Совершенствование навыков элементарного фонемного анализа. Откройте шестую страницу альбома.
Буквы Ю и Н предлагают вам определить, где их место. Поставьте карточки с буквами Н и Ю на нужные схемы.
Физминутка.
Логопед: Ребята, буква Н предлагает вам немного поразмяться и выполнить вместе с ней физкультминутку. Повторяйте движения вместе с буквой. (Логопед буквой Н выполняет гимнастику).
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
А теперь движения будет показывать буква Ю.
Кружиться я люблю,
В красивой юбке яркой,
На то я буква Ю,
Запомните, ребятки!
Различение букв Н – Ю в слогах.
Логопед: Ребята, откройте страничку семь. Буквы Н и Ю приготовили нам слоги. Давайте прочитаем их. (Дети поочередно читают слоги).
- А теперь, работа на карточках. (Предлагает цветные карточки, на которых изображены буквы Н и Ю и слоги с ними). Помогите буквам отыскать их слоги, соедините их с буквами.
Различение букв Н – Ю в словах.
Логопед: Откройте восьмую страничку альбома, прочитайте слова, которые рассыпались. Запишите прочитанные слова в два столбика в тетрадь.
Различение букв Н – Ю в предложениях.
Логопед: Ребята, откройте страничку девять, прочитайте предложения, вставив пропущенные буквы (Последняя страничка - перфокарта).
- Выделите буквы Н – Ю синим и красным карандашами.
- Составьте схему последнего предложения. Сколько слов в предложении? (Три). Как пишем первое слово в предложении? (С заглавной буквы). Что ставим в конце предложения? (Точку).
___________ __________ _________. (Соня любит конфеты).
Совершенствование связной речи.
Чтение детьми стихов о буквах Н и Ю, выученных заранее.
Рассказала буква Ю Нам историю свою: “Если долго я стою — Очень сильно устаю”.
НадуваЮ шарик я, Так я веселЮсь, друзья! Крепко держит шарик «Ю»… Эту букву я лЮблЮ!!!
Н – натянутая сетка, Сетку держат очень крепко. Приходите к нам во двор, Поиграем в волейбол.
Две босые ножки Ходят по дорожке, Бегают и прыгают, Да друг дружкой дрыгают. Попадут сапожкам в плен, Превратятся в букву Н.
Подведение итогов.
- Какие буквы мы сегодня учились различать?
- Чем буквы похожи, чем отличаются?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
Литература:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.
3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.
4. Интернет - ресурсы.
Справка об авторе:
Адамова Юлия Петровна
Высшая квалификационная категория
ГОУ Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат
Учитель – логопед
Адрес: 674600 Забайкальский край, г. Борзя, пер. Цветочный, д. 7.
Телефон: 8 – 914 – 449 – 62 – 25
Дом. 8 – 30 – 233 – 3 – 32 - 12 |