Главная страница

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида



Скачать 81.31 Kb.
НазваниеКонспект занятия по коррекции оптической дисграфии во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида
Дата16.04.2016
Размер81.31 Kb.
ТипКонспект


Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

ГОУ для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии

во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида.

учитель – логопед

высшей квалификационной категории

Адамова Юлия Петровна
2012 г.

Тема: Различение кинетически сходных букв Н – Ю изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Цель: Совершенствовать умение детей различать кинетически сходные буквы Ю – Н на письме.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить написание прописных букв Ю и Н, выявить сходства и отличия.

  2. Тренировать учащихся в различении букв Ю и Н в изолированном написании, в слогах, словах и предложениях.

  3. Совершенствовать навык чтения и письма.

  4. Совершенствовать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

  1. Активизировать внимание детей, настроить их на работу.

  2. Развивать слуховое внимание и восприятие детей.

  3. Развивать зрительное восприятие.

  4. Развивать умение координировать речь с движением.

  5. Расширять знания учащихся по темам «Животные севера», «Животные жарких стран».

Воспитательные:

  1. Воспитывать активность и инициативность при выполнении заданий.

  2. Формировать толерантное отношение к окружающим людям.


Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Логопед:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

Наш урок сейчас начнем.

Звучит звукозапись «Море».

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Закройте глаза, представьте, что мы с вами оказались на берегу моря. Слышите, как бьются о берег волны? Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

  1. Сообщение темы.

Логопед: Ребята, послушайте стихотворение и ответьте, о каком животном в нем говорится?

На носу у носорога

Два огромных острых рога.

Носорогу нужен рог,

Чтоб бодать своих врагов.

Учащиеся: В стихотворении говорится о носороге.

Логопед: С какого звука начинается слово носорог? (Со звука Н). Правильно. Какой это звук – гласный или согласный? (Согласный).

На письме мы обозначаем его буквой Н, н. (Вывешивается на доску картинка носорога с буквой Н).

- Откройте тетради, посмотрите, какой красивый носорог там наклеен. Обведите в стихотворении букву Н синим карандашом.

Логопед: А теперь посмотрите на следующую страничку. Что там изображено? (Юла). Прочитаем стихотворение и ответим на вопрос: какая буква встречается в нем чаще.

Юлька, Юленька, Юла,

Юлька юркая была.

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

Учащиеся: Чаще встречается буква Ю.

Логопед: Правильно. Обведите букву Ю красным карандашом.

Так какие же буквы мы будем сегодня различать? (Буквы Н – Ю).

Итак, тема нашего занятия: «Различаем буквы Ю – Н».

  1. Уточнение написания изолированных букв Ю – Н.

Логопед: Работать сегодня мы вами, ребята, будем при помощи вот таких альбомов (показывает альбом). Прочитайте название альбома: «Учимся различать буквы Ю и Н».

- Откройте первую страницу альбома, рассмотрите картинку и назовите по одному слову, которое начинается с буквы Ю. (Называют: юла, юбка, Юля, Юра).

- Хорошо, молодцы. А теперь откройте вторую страницу и назовите по одному слову, которое начинается со звука Н. (Называют: Незнайка, Нюша, неваляшка, ноутбук, ножницы, носорог, нарцисс).

Логопед: Ребята, буквы Н и Ю услышали, что мы называем слова с ними и пришли к нам в гости (Демонстрирует сшитые буквы Н и Ю).

Буква Н в носки «обулась»,

Повалилась на кровать,

Вверх ногами повернулась,

Надо снова надевать…

Логопед: Ребята, откройте третью страницу альбома. Букве Н очень понравилось, как вы называли слова с ней. На картинке вы видите, что буква Н предлагает вам назвать еще слова, которые с неё начинаются. (Называют: носорог, ножницы, нож, насос, носки).

Рассказала буква Ю

Нам историю свою:

«Если долго я стою,

очень сильно устаю».

Логопед: Откройте четвертую страницу. Чтобы букве Ю было не так тяжело стоять на одной ножке, назовем слова, которые она нам приготовила. (Называют: юла, юбка).

  1. Уточнение сходства и различия изолированных букв.

Логопед: Ребята, посмотрите на пятую страничку альбома. Чем же похожи буквы? (У обеих букв есть палочка с левой стороны).

- А чем отличаются? (У буквы Ю есть баранка, а у буквы Н – нннет).

Задания:

1) Развитие зрительного восприятия и внимания.

- Ребята, буквы Ю и Н предлагают нам поиграть в прятки. Перед вами «Буквоград». Найдите буквы Ю и Н, закрасьте их красным и синим карандашами.

  1. Совершенствование графомоторных навыков.

- Чтобы лучше запомнить написание букв Н и Ю нанесем штриховку так, как показано у вас на карточках.

- Прочитайте и обведите ручкой слова, написанные на карточках. Что обозначают эти слова? (Названия животных). Правильно ребята, животные – носорог и тюлень живут очень далеко друг от друга: носорог живет в жарких странах, а тюлень – на севере. Рядом друг с другом они могут жить только зоопарке.

3) Совершенствование навыков элементарного фонемного анализа. Откройте шестую страницу альбома.

Буквы Ю и Н предлагают вам определить, где их место. Поставьте карточки с буквами Н и Ю на нужные схемы.

  1. Физминутка.

Логопед: Ребята, буква Н предлагает вам немного поразмяться и выполнить вместе с ней физкультминутку. Повторяйте движения вместе с буквой. (Логопед буквой Н выполняет гимнастику).

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

А теперь движения будет показывать буква Ю.

Кружиться я люблю,

В красивой юбке яркой,

На то я буква Ю,

Запомните, ребятки!

  1. Различение букв Н – Ю в слогах.

Логопед: Ребята, откройте страничку семь. Буквы Н и Ю приготовили нам слоги. Давайте прочитаем их. (Дети поочередно читают слоги).

- А теперь, работа на карточках. (Предлагает цветные карточки, на которых изображены буквы Н и Ю и слоги с ними). Помогите буквам отыскать их слоги, соедините их с буквами.

  1. Различение букв Н – Ю в словах.

Логопед: Откройте восьмую страничку альбома, прочитайте слова, которые рассыпались. Запишите прочитанные слова в два столбика в тетрадь.

  1. Различение букв Н – Ю в предложениях.

Логопед: Ребята, откройте страничку девять, прочитайте предложения, вставив пропущенные буквы (Последняя страничка - перфокарта).

- Выделите буквы Н – Ю синим и красным карандашами.

- Составьте схему последнего предложения. Сколько слов в предложении? (Три). Как пишем первое слово в предложении? (С заглавной буквы). Что ставим в конце предложения? (Точку).

___________ __________ _________. (Соня любит конфеты).

  1. Совершенствование связной речи.



Чтение детьми стихов о буквах Н и Ю, выученных заранее.

  1. Рассказала буква Ю
    Нам историю свою:
    “Если долго я стою —
    Очень сильно устаю”.



  1. НадуваЮ шарик я,
    Так я веселЮсь, друзья!
    Крепко держит шарик «Ю»…
    Эту букву я лЮблЮ!!!



  1. Н – натянутая сетка,
    Сетку держат очень крепко.
    Приходите к нам во двор,
    Поиграем в волейбол.



  1. Две босые ножки 
    Ходят по дорожке,
    Бегают и прыгают,
    Да друг дружкой дрыгают.
    Попадут сапожкам в плен,
    Превратятся в букву Н.




  1. Подведение итогов.

- Какие буквы мы сегодня учились различать?

- Чем буквы похожи, чем отличаются?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

Литература:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.

3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.

4. Интернет - ресурсы.

Справка об авторе:

Адамова Юлия Петровна

Высшая квалификационная категория

ГОУ Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат

Учитель – логопед

Адрес: 674600 Забайкальский край, г. Борзя, пер. Цветочный, д. 7.

Телефон: 8 – 914 – 449 – 62 – 25

Дом. 8 – 30 – 233 – 3 – 32 - 12