|
Министерство образования науки и молодежной политики Забайкальского края государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Министерство образования науки и молодежной политики
Забайкальского края
государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище №1»
Утверждаю
Зам. директора по УПР
ГОУ НПО ПУ № 1
_________/С.А. Буракова/
Комплект
контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
ОП 01 Технические измерения
(ОПОП) профессии НПО
151902.04 «Токарь»
Г. Чита, 2012 год
Разработчики:
Организация-разработчик: государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №1»
Авторы:
Федорова Н.В., преподаватель специальных дисциплин ГОУ НПО «Профессиональное училище №1»
Общие положения
Результатом освоения учебной дисциплины является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности.
Подтверждением готовности к выполнению вида деятельности является сформированность всех профессиональных компетенций, входящих в состав учебной дисциплины.
Текущая аттестация качества знаний осуществляется в форме тестирования, обсуждения научной и учебной литературы, контроля практических и лабораторных работ, докладов и презентаций . Итоговая аттестация осуществляется в виде зачета, который предусматривает уровень усвоения теоретического материала .
1. Формы промежуточной аттестации по учебной дисциплине
Таблица 1
-
Элемент модуля
| Форма контроля и оценивания
| Промежуточная аттестация
| Текущий контроль
| ОП 01. Технические измерения
| Дифференцированный зачет
| Рейтинговая накопительная оценка
|
Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. Иметь практический опыт – уметь – знать
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 - анализировать техническую документацию;
У2 - определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической
документации;
У3 - выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров;
У4 - определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;
У5 - выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;
У6 - применять контрольно – измерительные приборы и инструменты; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1 - систему допусков и посадок;
З2 - квалитеты и параметры шероховатости;
З3 - основные принципы калибровки сложных профилей;
З4 - основы взаимозаменяемости;
З5 - методы определения погрешностей измерений;
З6 - основные сведения о сопряжениях в машиностроении
З7 - размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;
З8 - основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей;
З9 - стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;
З10 - наименование и свойства комплектуемых материалов;
З11- устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно – измерительных инструментов и приборов;
З12 - методы и средства контроля обработанных поверхностей. 3. Оценка освоения теоретического курса учебной дисциплины
3.1. Общие положения
Основной целью оценки теоретического курса учебной дисциплины является оценка умений и знаний.
Оценка теоретического курса учебной дисциплины осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля: опрос устный и письменный, тестирование, решение кейсов, контрольная работа, лабораторные и практические работы.
Оценка теоретического курса учебной дисциплины предусматривает использование накопительной системы и осуществляется по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений обучаемых.
3.2. Задания для оценки освоения ОП
3.2.1. Задания для оценки освоения ОП.01:
Задание № 1
Проверяемые результаты обучения:
З1 - система допусков и посадок;
Тест к заданию № 1
Текст задания
Материал для преподавателя содержит эталоны ответов, для учащихся текст задания выдается без эталонов.
1 – вариант
1. Какие элементы (вал, отверстие)обозначаются размерами:
а. 30Н8
б.40К6
в. 32Н6
г. 40n7
2. Определите поле допуска отверстия и вала в соединениях:
а. 16Н7/к6
б. 12F7/h8
в. 10Н7/ n6
г.15Е8/ h9
3. Определите характер соединения и отклонения размеров
Контрольные вопросы
| Исходные данные
|
| Размеры к чертежу соединения деталей
| 32Н7/h7
| 42Н8/е8
| 52Е9/ h9
| Система посадки
|
|
|
| Обозначение сопрягаемого размера на чертеже детали
| Отв.
| Вал
| Отв.
| Вал
| Отв.
| Вал
|
|
|
|
|
|
| Квалитет
|
|
|
|
|
|
| Условное обозначение поля допуска
|
|
|
|
|
|
| Верхнее предельное отклонение
|
|
|
|
|
|
| Нижнее предельное отклонение
|
|
|
|
|
|
| Тип соединения
|
|
|
|
|
|
| Графическое изображение посадки
|
|
|
|
|
|
| 2 – вариант
1.определите отклонения для отверстий и валов:
а. 30Н8
б.40К6
в. 32Н6
г. 40n7
2.По записи размера определите посадку в системе отверстия и системе вала :
а. 16Н7/к6
б. 12F7/h8
в. 10Н7/ n6
г.15Е8/ h9
3. Определите характер соединения и отклонения
Контрольные вопросы
| Исходные данные
| Размеры к чертежу соединения деталей
| 16Н7/r6
| 65Н9/d9
| 62F8/ h8
| Система посадки
|
|
|
| Обозначение сопрягаемого размера на чертеже детали
| Отв.
| Вал
| Отв.
| Вал
| Отв.
| Вал
|
|
|
|
|
|
| Квалитет
|
|
|
|
|
|
| Условное обозначение поля допуска
|
|
|
|
|
|
| Верхнее предельное отклонение? мм
|
|
|
|
|
|
| Нижнее предельное отклонение, мм
|
|
|
|
|
|
| Тип соединения
|
|
|
|
|
|
| Графическое изображение посадки
|
|
|
|
|
|
| Критерии оценки усвоения знаний:
Производится оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам теста.
Процент результативности (правильных ответов)
Балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Задание№ 2
Проверяемые результаты обучения:
З2 - квалитеты и параметры шероховатости
З7 - размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;
Тест к заданию № 2.
Материал для преподавателя содержит эталоны ответов, для учащихся текст задания выдается без эталонов.
1. Дать определение шероховатости поверхности.
2.Как производится контроль шероховатости поверхности?
3. Расшифруйте условное обозначение допуска формы поверхностей детали: определите вид отклонения и допуск, размеры нормируемого участка.
4. Расшифруйте условное обозначение допуска расположения и формы поверхностей детали: определите вид отклонения и допуск, размеры нормируемого участка. Определите базовый элемент.
Рис.1 Рис.2 Рис.3
5. В зависимости от способа обработки поверхности определите применение знаков шероховатости:
Знак шероховатости
| Виды обработки поверхности
|
|
|
|
|
|
| 6. Перечислите характеристики шероховатости поверхности.
7. Какое влияние оказывает шероховатость поверхности на соединение подвижных деталей?
8.Какие параметры являются основной для определения шероховатости?
9. Поясните условные обозначения:
10. Чем отличается шероховатость от волнистости. 11. Какой параметр шероховатости Ra или Rz точнее и почему.
12.Предложите варианты обработки отверстия диаметром 20Н7 мм.
13. Предложите варианты обработки наружной поверхности диаметром 40h7 мм.
14. Как обозначается шероховатость поверхности на чертежах?
15. Напишите параметры оценки шероховатости поверхности.
16. Прочтите чертёж, ответ оформите в виде таблицы
А.Какова шероховатость большей части поверхности детали?
Б. Какова шероховатость шеек вала?
В. Каким способом можно получить поверхность шпоночного паза? Критерии оценки усвоения знаний:
Производится оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам теста.
Процент результативности (правильных ответов)
Балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Задание № 3
Проверяемые результаты обучения:
З3 - основные принципы калибровки сложных профилей;
З8 - основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей;
Тест к заданию № 3.
Материал для преподавателя содержит эталоны ответов, для учащихся текст задания выдается без эталонов.
Контрольная работа
1. На какие типы делятся конусные калибры?
2. На какие две группы делятся инструментальные конусы?
3. Какие комплекты калибров применяют для контроля эвольвентных шлицевых валов и втулок?
4. При каких условиях производства для контроля шпоночных соединений применяются обычные средства измерения, при каких – комплексные калибры?
5. Что входит в комплект калибров для контроля гайки и винта?
6. Назовите условия годности резьбы при контроле калибром?
7. Перечислите параметры, которые контролируют калибры.
Критерии оценки усвоения знаний:
Критерии оценки усвоения знаний:
Производится оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам теста.
Процент результативности (правильных ответов)
Балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Задание № 4
Проверяемые результаты обучения:
З4 - основы взаимозаменяемости; Тест к заданию № 4.
Материал для преподавателя содержит эталоны ответов, для учащихся текст задания выдается без эталонов.
1. Перечислите основные виды стандартов.
2. Какие виды взаимозаменяемости вы знаете?
3. Чем отличается полная взаимозаменяемость от неполной?
4. Выберите из правой колонки определение, относящееся к термину в левой колонке.
Показатели качества
| Определение показателей качества
| Назначение
| Показатели, характеризующие затраты на изготовление продукции.
| Экологические
| Показатели, характеризующие основные функции продукции
| Экономические
| Показатели, характеризующие рациональность и совершенство формы изделия.
| Эстетические
| Показатели, характеризующие условия изготовления детали .
| Надежности
| Показатели, характеризующие при работе изделия сохранение окружающей среды.
| Технологичности
| Долговечность, надежность
| 5. Что такое стандарт?
6. Какие существуют категории стандартов
7. Какие примеры взаимозаменяемости вы знаете?
8. Что включает в себя понятие «качество продукции»?
9.Что такое взаимозаменяемость?
10. Какая бывает взаимозаменяемость?
Критерии оценки усвоения знаний:
Критерии оценки усвоения знаний:
Производится оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам теста.
Процент результативности (правильных ответов)
Балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Задание № 5:
Проверяемые результаты обучения:
З5 - методы определения погрешностей измерений;
Тест к заданию № 5.
Материал для преподавателя содержит эталоны ответов, для учащихся текст задания выдается без эталонов.
Для проверки результатов обучения проводится контрольная работа в форме теста.
1.Назвать и охарактеризовать виды погрешностей
2. Назвать основные метрологические характеристики средств измерений. Виды и методы измерений. Погрешности измерений.
3. Выберите из правой колонки определение, относящееся к термину в левой колонке
Термин
| Определение
| Метрология
| Значение величины, которое вывели измерением.
| Средство измерения
| Наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства.
| Результат измерения
| Средство, с помощью которого выполняют измерение.
| Шкала
| Это наибольшее и наименьшее значение диапазона измерений.
| Пределы измерений
| Ряд отметок (штрихов) и проставленных около них чисел, положение и значение которых соответствует ряду последовательных размеров.
| Цена деления шкалы
| Разность значений величины, соответствующих двум соседним отметкам шкалы.
| Измерение
| Значение измеряемой величины, определенное по отсчетному устройству.
| Показания средства измерений
| Нахождение значения физической величины опытным путем.
| Критерии оценки усвоения знаний:
Критерии оценки усвоения знаний:
Производится оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам теста.
Процент результативности (правильных ответов)
Балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Задание № 6:
Проверяемые результаты обучения:
З6 - основные сведения о сопряжениях в машиностроении Тест к заданию № 6.
Контрольная работа.
Материал для преподавателя содержит эталоны ответов, для учащихся текст задания выдается без эталонов.
Выберите правильный ответ:
1. Какой размер называется номинальным?
2.Какой размер называется действительным?
3.Как определяются отклонения на размер?
4.Дать определение допуска на размер. Определить допуск размера мм.
5.Дать определение поля допуска. Показать графически поле допуска соединения мм.
Сформулируйте определение посадки.
Объясните, какие существуют типы посадок.
Сформулируйте, что называется посадкой с зазором.
Сформулируйте, что называется посадкой с натягом.
Сформулируйте, что называется переходной посадкой.
11. Определить Smax для схемы полей допусков а) Smax = 0,04;
б) Smax = 0,12;
в) Smax = 0,13;
г) Smax =0,17. 11. Определить Nmin для схемы допусков
а) 0,06мм;
б) 0,05мм;
в) 0,25мм;
г) 0,19мм. 12. Определить вид и система посадки для схемы полей допусков
а) с натягом в системе вала;
б) с зазором в системе отверстия;
в) переходная в системе вала;
г) с натягом в системе отверстия 13. Разность между наибольшим предельным размером и наименьшим предельным размером dmax-dmin: - это
а) зазор S; в) натяг N;
б) номинальный размер D; г) допуск Td.
14. Разность между нижним предельным отклонением отверстия и верхним отклонением вала: Ei – es: - это а) допуск TD; в) номинальный зазор;
б) номинальный размер; г) наименьший зазор. 15. Что такое посадка – это вид соединения деталей
а) определяемый величиной получающихся в ней зазоров;
б) определяемый величиной получающихся в нем зазоров и натягов;
в) определяемый величиной получающихся в нем натягов;
г) разных деталей. 16. При графическом изображении посадки с натягом поле допуска отверстия
а) расположено выше, чем поле допуска вала;
б) отверстия расположено ниже поле допуска вала;
в) отверстия и поле допуска вала перекрывается частично;
г) отверстия и поле допуска вала перекрываются полностью. 17. Определите тип посадки, изображенной на схеме
Отв.
+
0
- Вал
а) с натягом; б) переходная; в) свободная; г) с зазором.
Задание №7
Проверяемые умения:
У2- определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации;
У3 – выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров;
У4 – определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;
У5 -выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам
Текст задания № 7:
Практическая работа раздела 1 по теме 1.3. «Основные сведения о размерах и сопряжениях в машиностроении» и теме 1.4 «Система допусков и посадок»
Выполнить работу в соответствии с порядковым номером в журнале теоретического обучения.
Уровень сформированности умений оценивается по пятибалльной системе в процессе выполнения работы (наблюдения за деятельностью обучаемых) и проверке представляемых отчетов.
1. Рассчитайте предельные размеры, допуск и постройте поле допуска.
-
№
п/п
| Задание № 1
| Задание №2
| Задание №3
| Задание №4
| 1.
| Ø44
| Ø136
| Ø12
| Ø44
| 2.
| Ø35
| Ø22
| Ø111
| Ø35
| 3.
| Ø67
| Ø67
| Ø48
| Ø400,022
| 4.
| Ø36
| Ø36
| Ø110,011
| Ø136
| 5.
| Ø80
| Ø55
| Ø66
| Ø80
| 6.
| Ø57
| Ø60
| Ø14
| Ø57
| 7.
| Ø33
| Ø59
| Ø87
| Ø33
| 8.
| Ø45
| Ø12
| Ø450,033
| Ø65
| 9.
| Ø54
| Ø13
| Ø8
| Ø13
| 10.
| Ø76
| Ø46
| Ø76
| Ø80
| 11.
| Ø12
| Ø24
| Ø36
| Ø12
| 12.
| Ø2
| Ø8
| Ø2
| Ø18
| 13.
| Ø32
| Ø1210,013
| Ø32
| Ø96
| 14.
| Ø34
| Ø14
| Ø34
| Ø76
| 15.
| Ø400,30
| Ø44
| Ø44
| Ø9
| 16.
| Ø55
| Ø55
| Ø87
| Ø90
| 17.
| Ø46
| Ø8
| Ø11
| Ø46
| 18.
| Ø78
| Ø440,55
| Ø78
| Ø6
| 19.
| Ø77
| Ø77
| Ø110
| Ø76
| 20.
| Ø66
| Ø32
| Ø430,25
| Ø66
| 21.
| Ø166
| Ø12
| Ø45
| Ø166
| 22.
| Ø114
| Ø53
| Ø114
| Ø88
| 23.
| Ø356
| Ø15
| Ø356
| Ø780,22
| 24.
| Ø65
| Ø5
| Ø65
| Ø98
| 25.
| Ø37
| Ø37
| Ø360
| Ø69
| 26.
| Ø890,040
| Ø89
| Ø35
| Ø166
| 27.
| Ø98
| Ø49
| Ø55
| Ø98
| 28.
| Ø53
| Ø16
| Ø220,35
| Ø53
| 29.
| Ø58
| Ø58
| Ø54
| Ø66
| 30.
| Ø88
| Ø88
| Ø14
| Ø960,55
| 2. Определите годность действительного размера детали:
-
№
п/п
| Задание №1
ВАЛ
| Задание №2
ОТВЕРСТИЕ
|
| d мм
| da мм
| D мм
| Da мм
| 1.
| Ø44
| da = 44,035
| Ø50
| Da = 50,0
| 2.
| Ø35
| da = 35,012
| Ø12
| Da = 11,98
| 3.
| Ø67
| da = 67,002
| Ø400,022
| Da = 40,02
| 4.
| Ø36
| da = 36,009
| Ø136
| Da = 136,020
| 5.
| Ø80
| da = 80,001
| Ø77
| Da = 77,050
| 6.
| Ø57
| da = 57,044
| Ø97
| Da = 96,970
| 7.
| Ø33
| da = 33,0
| Ø100
| Da = 100,012
| 8.
| Ø45
| da = 45,008
| Ø65
| Da = 64,910
| 9.
| Ø54
| da = 54,0
| Ø27
| Da = 27,0
| 10.
| Ø76
| da = 75,966
| Ø80
| Da = 80,0
| 11.
| Ø12
| da = 12,0
| Ø48
| Da = 47,977
| 12.
| Ø2
| da = 2,04
| Ø18
| Da = 17,989
| 13.
| Ø32
| da = 31,988
| Ø96
| Da = 96,0
| 14.
| Ø34
| da = 33,035
| Ø76
| Da = 76,030
| 15.
| Ø400,30
| da = 40,30
| Ø9
| Da = 9,070
| 16.
| Ø55
| da = 54,938
| Ø90
| Da = 89,985
| 17.
| Ø46
| da = 46,012
| Ø100
| Da = 99,988
| 18.
| Ø78
| da = 78,044
| Ø6
| Da = 5,988
| 19.
| Ø77
| da = 77,0
| Ø76
| Da = 76,030
| 20.
| Ø66
| da = 66,030
| Ø5
| Da = 5,033
| 21.
| Ø79
| da = 79,0
| Ø166
| Da = 165,975
| 22.
| Ø114
| da = 113,981
| Ø88
| Da = 88,030
| 23.
| Ø356
| da = 355,977
| Ø780,22
| Da = 78,020
| 24.
| Ø65
| da = 64,05
| Ø98
| Da = 98,002
| 25.
| Ø37
| da = 37,005
| Ø69
| Da = 69,050
| 26.
| Ø890,40
| da = 88,96
| Ø166
| Da = 166,0
| 27.
| Ø98
| da = 98,05
| Ø49
| Da = 48,980
| 28.
| Ø53
| da = 53,012
| Ø159
| Da = 158,975
| 29.
| Ø58
| da = 58,021
| Ø66
| Da = 65,095
| 30
| Ø88
| da = 87,978
| Ø960,55
| Da = 95,945
| Критерии оценки усвоения знаний:
Критерии оценки усвоения знаний:
Производится оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам теста.
Процент результативности (правильных ответов)
Балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Задание 8
Проверяемые результаты обучения:
З9 - стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;
З10 - наименование и свойства комплектуемых материалов;
Текст к заданию № 8.
Материал для преподавателя содержит эталоны ответов, для учащихся текст задания выдается без эталонов.
Контрольная работа
1 вариант
1. Назвать по каким посадкам производится установка подшипников качения.
2. Назвать назначение и виды шпоночных и шлицевых соединений, их нормируемые параметры.
3.Назвать допуски и посадки шпонок в канавках втулки и вала. Группы посадок.
4.Как производится обозначение шпоночных соединений на чертежах?
5.Назвать методы центрирования шлицевых соединений.
6.Показать посадки и схемы расположения полей допусков основных элементов шлицевых соединений при различных методах центрирования.
7.Как производится обозначение допусков и посадок шлицевых соединений на чертежах?
8. Дать общее понятие о нормальных углах и конусности.
9.Каковы единицы измерения углов и допуски на угловые размеры в машиностроении. Степени точности угловых размеров.
10. Каковы основные элементы гладких конических соединений? Допуски и посадки конических соединений.
2 - вариант
1.Как производится обозначение конусности на чертежах?
2.Какими средствами измерения производится контроль углов и конусов?
3.Назвать общую классификацию резьбы.
4.Каковы основные элементы метрической резьбы?
5.Назвать допуски и посадки метрической резьбы. Степени точности резьбы. Как производится обозначение на чертежах полей допусков и степени точности резьбы?
6. Какими методами и средствами производится контроль метрической резьбы?
7. Назвать основные элементы зубчатого колеса и передачи. Как производится классификация зубчатых передач?
8.Назвать степени точности зубчатых колес. Что такое боковой зазор в зубчатой передаче, нормы гарантированного бокового зазора, нормы точности зубчатых колес?
9.Назвать методы и средства контроля и измерения параметров зубчатых колес и передач.
10.Каковы особенности стандартизации норм точности конических и червячных передач?
3 – вариант 1. Как производится обозначение точности зубчатых колес и передач на чертежах.
2.Шпоночные соединения. Виды шпоночных соединений. Предельные отклонения шпонок.
3.Шлицевые соединения. Классификация шлицевых соединений по профилю зуба. Способы центрирования шлицевых соединений.
4.Дать определение, что называется подшипником качения. Классификация подшипников качения.
5.Что определяют классы точности подшипников. Какие и сколько классов точности имеет подшипник качения.
6.Назвать особенности полей допусков подшипников качения.
7.Допуски угловых размеров. Способы выражения и обозначение углов.
8. Назвать основные параметры резьб. Расшифровать обозначение резьбы:
9. Основные термины зубчатых колес. Степени и нормы точности зубчатых колес. Методы выбора степеней точности зубчатых колес.
10. Какими методами и средствами производится контроль метрической резьбы?
Критерии оценки усвоения знаний:
Критерии оценки усвоения знаний:
Производится оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам теста.
Процент результативности (правильных ответов)
Балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Задание 9
Проверяемые результаты обучения:
З11 - устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно – измерительных инструментов и приборов;
З12 - методы и средства контроля обработанных поверхностей.
Тест к заданию № 9.
Материал для преподавателя содержит эталоны ответов, для учащихся текст задания выдается без эталонов.
Выберите правильный ответ, укажите букву.
1. Нониус микрометрического нутромера расположен:
а. на стебле
б. на барабане
в. на удлинителе
2. Основная шкала стебля микрометрического нутромера расположена:
а. на барабане
б. под продольной риской стебля
в. над продольной риской стебля
3. Величина измерения микрометрическим нутромером определяется:
а. показаниями основной, вспомогательной шкал стебля и нониуса
б. сложением номинального размера головки нутромера, длины удлинителей, показаний шкал стебля и нониуса
в.длиной удлинителей
4. Точность измерения стальной линейкой составляет:
а. 0,25 – 0,5мм
б. 0,5 – 1,0 мм
в. 0,1 – 0,25
5. Кронциркули и нутромеры предназначены для измерения:
а. шага резьбы
б. глубины отверстия
в. наружных и внутренних размеров
6. штангенциркуль шц2 предназначен:
а. для измерения наружных и внутренних поверхностей, а также для измерения глубин
б. для измерения наружных и внутренних поверхностей
в. для измерения наружных поверхностей
7. В зависимости от исполнения точность измерения штангенрейсмусса может быть:
а. 0,05мм
б. 0,1мм
в. 0,05мм или 0,1
8. Основное назначение штангенрейсмасса:
а. измерение глубины
б. измерение толщины
в. разметка деталей и измерение высоты
9. Основная шкала стебля микрометра расположена:
а. на барабане
б. под продольной риской стебля
в. над продольной риской стебля
10. Необходимое усилие зажима, измеряемой детали, при измерении микрометром достигается:
а. вращением трещотки против часовой стрелки
б. вращением трещотки по часовой стрелки до появления характерного треска
в. вращением барабана по часовой стрелке до упора
11. Стопор микрометра служит для:
а. фиксации измеряемой детали
б. фиксации микрометрического винта
в. фиксации трещотки
12. Штативы для измерений с помощью индикаторов часового типа могут устанавливаться на станке и удерживаться в заданном положении
а. с помощью прихватов
б. с помощью специальных магнитов
в. под действием собственного веса
13. В качестве эталона настройки индикатора для измерения размера с помощью индикатора часового типа следует применять:
а. набор концевых мер длины
б. штангенциркуль
в. измеренную ранее штангенциркулем деталь.
14. При измерении биения цилиндрической поверхности следует:
а. установить индикатор на цилиндрической поверхности параллельно оси вращения детали
б. установить индикатор на «0», не обращая внимания на положение оси индикатора
в. установить индикатор на торцевую поверхность детали
15. Штангенглубиномеры предназначены для измерения:
а. ширины паза
б. радиусов отверстий
в. глубины выемок, отверстий, пазов ,высоты уступов.
16. Какими средствами измерения производится контроль углов и конусов?
17. Какими методами и средствами производится контроль метрической резьбы?
18.Назвать методы и средства контроля и измерения параметров зубчатых колес и передач.
19. Какие величины поддаются измерениям?
20. Что такое условные эталоны?
21. Прочитайте показание по шкале штанги и нониуса:
22.
Прочитайте показание по шкале стебля и барабана:
23. Прочитайте показание по шкале стебля и барабана:
24. Прочитайте показание по шкале стебля и барабана:
25. Прочитайте показание по шкале штанги и нониуса:
Критерии оценки усвоения знаний:
Критерии оценки усвоения знаний:
Производится оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам теста.
Процент результативности (правильных ответов)
Балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Задание №10:
Проверяемые умения:
У6 - правила применения, проверки на точность универсальных и специальных приспособлений;
У5 -выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам
Текст задания № 10:
Практическая работа раздела 1 по теме 2.5. « Устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно – измерительных инструментов и приборов» и теме 2.4. «Методы и средства контроля обработанных поверхностей»
Уровень сформированности умений оценивается по пятибалльной системе в процессе выполнения работы (наблюдения за деятельностью обучаемых) и проверке представляемых отчетов.
Практическое занятие №1
Измерение линейных размеров штангенциркулем. Статистическая обработка данных.
Порядок выполнения работы
Изучить конструкцию и принцип работы штангенциркуля.
Выполнить эскиз (чертеж) измеряемой детали.
Произвести серию n измерений одной и той же детали штангенциркулем и записать результаты измерений в таблицу 1.
Определить величину X по формуле (2).
Вычислить значения Xi - X и записать их в таблицу 1.
Вычислить значения (Xi-X) и записать в таблицу 1.
Определить значения S2 и S по формулам (3) и (4).
Оценить точность и надежность параметра X путем определения доверительного интервала при доверительной вероятности 0,9, применяя формулы (5) и (6).
Составить отчет о работе.
Таблица 1
Практическое занятие №2
Измерение линейных размеров микрометром. Статистическая обработка данных.
Порядок выполнения работы
1.Изучить конструкцию и принцип работы микрометра.
2.Выполнить эскиз (чертеж) измеряемой детали.
3.Произвести проверку и установку микрометра на нуль. Произвести серию 2n измерений одной и той же детали микрометром и записать результаты измерений в таблицу 1.
4.Определить величину X по формуле (2).
5.Вычислить значения Xi - X и записать их в таблицу 1.
6.Вычислить значения (Xi-X) и записать в таблицу 1.
7.Определить значения S2 и S по формулам (3) и (4).
8.Оценить точность и надежность параметра X путем определения доверительного интервала при доверительной вероятности 0,9, применяя формулы (5) и (6).
9. Произвести сравнение результатов измерений полученные штангенциркулем и микрометром.
10.Составить отчет о работе.
Практическое занятие №3
Расчет отклонений цилиндрических и плоских поверхностей.
Порядок выполнения работы:
В зависимости от определения отклонения цилиндрической поверхностей или плоской, закрепляем деталь, как показано на рисунке 3 или 4.
Рис.3. Установка для поверки отклонения цилиндрических поверхностей.
Рис. 4. Установка для поверки отклонений плоских поверхностей
Получаем замеры 8 точек поверхности на равноудаленных расстояниях. Полученные результаты заносим в таблицу 3.
Таблица 3
Проверяемые точки
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| Показания индикатора
| 0
| +3
| -4
| +6
| -5
| +5
| -3
| -3
| Строим в масштабе график в виде ломаной линии, в котором по оси ординат откладываем показания индикатора, а по оси абсцисс - расстояние между проверяемыми точками. Через начальную и конечную точки графика проводим прямую ОА (рис.5). Величиной отклонения от прямолинейности будет длина перпендикуляра (в масштабе), опущенного на прямую АО из наиболее удаленной точки графика.
Рис. 5. Отклонение от прямолинейности - длина отрезка L в масштабе -составляет 7,4 мкм.
Критерии оценки усвоения знаний:
Критерии оценки усвоения знаний:
Производится оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам теста.
Процент результативности (правильных ответов)
Балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Федеральный государственный стандарт начального
профессионального образования по профессии 151902.04 Токарь –
универсал
Берков В.И. Технические измерения (альбом). – М.: Высшая школа, 2003
Берков В.И. Применение действующих макетов для чтения показаний на средствах измерений. Методические рекомендации. – М.: Высшая школа, 2003
Ганевский Г.М. Лабораторно-практические работы по предмету «Допуски и технические измерения». – М.: Высшая школа, 2003
Гольдин И.И. Задания по допускам и техническим измерениям (разработка и применение). – М.: Высшая школа, 2000
Зенкин А.С., Петко И.В. Допуски и посадки в машиностроении: Справочник. – Киев; Техника, 2007
Зинин Б.С., Ройтенберг Б.Н. Сборник задач по допускам и техническим измерениям. – М.: Высшая школа, 2007
Журавлев А.Н. Допуски и технические измерения. – М.: Высшая школа, 2007
Иванов А.Г. Измерительные приборы в машиностроении. – М.: Издательство стандартов,2003
Марков Н.И. Погрешности и выбор средств при линейных измерениях. – М.: Машиностроение, 2004
Мягков и др. Допуски и посадки: Справочник. – Л.: Машиностроение, 2003
Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. – М: Машиностроение, 2003
Дополнительные источники:
Дополнительные источники:
1. Справочник по производственному контролю в машиностроении\ Под ред. А.К. Кутая. – М.,2007.
2 . Шишкин И.Ф., Станякин В.М. Квалиметрия и управление качеством: Учеб. для вузов. – М.,2009. Интернет-ресурсы:
1. https://turner.narod.ru/dir2/posadki.htm
2. https://2x2business.ru/dopsot20.htm |
|
|