|
Контрольная работа по русскому языку по теме «Лексика» Контрольная работа по русскому языку по теме «Лексика». 10 класс. 1 вариант. 1. Что такое омофоны? Приведите пример.
2. Какие слова называются паронимами? Приведите пример.
3. Распределите слова в 2 столбика: однозначные и многозначные
Диктор, изюм, обет, кличка, иммунитет.
4. Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении:
А) седой
Б) высокий
5. Подберите синонимы к выделенным словам:
А) Через несколько минут в комнату вбежал мальчик лет шести.
Б) Нет ни в чём удачи.
6. Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.
А) Стрельба из лука - ……….
Б) Лошадь идёт рысью - ………
7. Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом.
А) Наша машина неслась на сильной скорости.
Б) Дети делали всю тяжёлую работу.
8. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
А) Мне нужно успеть купить абонемент в бассейн.
Б) Это был умный, красивый, горделивый человек.
В) Почва в этом районе тяжёлая, глиняная.
9. Замените заимствованные слова русскими синонимами:
Банкротство - …….., имитация - …….., финал - ……., шеф - ………, антракт - ………
10. Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:
А) Ланиты.
Б) Десница.
В) Чело.
11. Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову сухой.
12. Объясните значение фразеологизмов:
Дамоклов меч - ……, первая скрипка - ….., спустя рукава - …., плясать под чужую дудку - ….
13. Объясните разницу в значениях слов: болотный – болотистый
14. В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним старославянизмы.
А) За золото они готовы забрать всё.
Б) Некоторые офицеры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.
Контрольная работа по русскому языку по теме «Лексика». 10 класс. 2 вариант. 1. Что такое омоформы? Приведите пример.
2. Какие слова называются паронимами? Приведите пример.
3. Распределите слова в 2 столбика: однозначные и многозначные
Конец, гибрид, розетка, река, зоосад.
4. Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении:
А) прямой
Б) бархатный
5. Подберите синонимы к выделенным словам:
А) Думать надо было раньше!
Б) Девочка ещё слишком мала, чтобы идти в школу.
6. Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.
А) Цементный завод -………..
Б) Целебный ключ - ………..
7. Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом.
А) Передовые люди понимали, что нужно устранить крепостное право.
Б) На лице Веры Павловны появилась унылая улыбка.
8. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
А) На небе хорошо просматривались плотные дождливые облака.
Б) Ты совершил проступок и должен ответить за это.
В) Здесь ведётся строительство высокого дома.
9 Замените заимствованные слова русскими синонимами:
Банкротство - …….., имитация - …….., финал - ……., шеф - ………, антракт - ………
10. Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:
А) Ратник
Б) Чело.
В) Ланиты.
11. Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову глубокий.
12. Объясните значение фразеологизмов:
Гомерический смех - …., рыдать навзрыд - ….., бить баклуши - ……,набрать в рот воды - …..
13. Объясните разницу в значениях слов: абонент – абонемент
14. В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним старославянизмы.
А) Река Нарова медленно катила холодные воды к морю.
Б) Некоторые офицеры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному. |
|
|