Главная страница


Обеспечение: Карточки со словами: слово, исток речи, смысл слова, мысль, значение, общение, дар, согласие в слове, старинные слова, современные слова.



Скачать 46.01 Kb.
НазваниеОбеспечение: Карточки со словами: слово, исток речи, смысл слова, мысль, значение, общение, дар, согласие в слове, старинные слова, современные слова.
Дата14.04.2016
Размер46.01 Kb.
ТипДокументы
Занятие «СЛОВО - ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР»

Обеспечение:

  • Карточки со словами: СЛОВО, ИСТОК РЕЧИ, СМЫСЛ СЛОВА, МЫСЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ОБЩЕНИЕ, ДАР, СОГЛАСИЕ В СЛОВЕ, СТАРИННЫЕ СЛОВА, СОВРЕМЕННЫЕ СЛОВА.

  • Карточки-задания

  • Комплект карточек со словами (по количеству учащихся).

  • Заготовка «Сад добрых слов»

  • Заготовка из цветной бумаги, ножницы, клеящий карандаш каждому учащемуся.

Ход занятия



1. Присоединение:

Учитель: Добрый день, ребята! Заканчивается третья четверть. Вы подросли, узнали много нового и на сегодняшнем занятии мы покажем, чему мы научились, как вы умеете видеть, слышать и понимать друг друга.

А тему нашего сегодняшнего урока вы мне подскажете сами.

Древняя пословица права:

Наш язык – бесценное богатство.

Нужно только записать слова

А не то они бесследно разлетятся.

? Как вы думаете, о чём будет сегодняшнее наше занятие? (О слове)

– Что вы знаете о словах? Для чего нужны слова?

Все слова русского языка составляют речь. Какая бывает речь? (Устная и письменная). Какая речь появилась раньше?

- Есть такая игра "Молчанка". Её участники договариваются молчать как можно дольше. Проигрывает тот, кто первый заговорит. Игра шутливая, но в ней большой смысл. Лишиться речи даже на самое короткое время оказывается очень трудно.

? Почему? (Ответы детей)

– Действительно, хочется поделиться своими впечатлениями, услышать мнение другого, спросить о чём-то важном, но по правилам этой игры нельзя. Все как воды в рот набрали и молчат.

    • С тех пор как на Земле живёт человек, звучит и слово. В Библии сказано, что Слово было, есть и будет всегда: «В начале было Слово, и Слово было у Бога...». И оно было даровано – подарено только человеку.

? Как вы думаете зачем? (чтобы общаться друг с другом).

    • Я согласна с вами. Слово – это исток, начало речи, с помощью которого мы общаемся в окружающем мире. Словом мы обозначаем всё то, что вокруг себя видим, слышим, и даже чувствуем – предметы, их свойства, действия. На уроках русского языка, чтения мы обо всём этом говорили или будем ещё говорить. Нам важно понять, какое значение имеет слово для человека, как оно влияет на его жизнь.

? Почему же в общении с другими людьми мы пользуемся словами? Что же самое главное в слове? (Передаём мысли и чувства. Главное в слове – смысл, значение)

Послушаёте стихотворение.

Прислала мне тётя печенья, конфет,

Варежки, шарф и горячий привет

Вот варежки, шарф и конфеты с печеньем

А где же привет? Я смотрю с нетерпеньем!

Наверное, мама привет этот прячет

Чтобы остыл, видно очень горячий.

Значение какого слова не знал мальчик?

? Какой смысл у слова "привет"? Что значит выражение «передать привет»? А вы передаёте привет своим близким?

    • Мы уже с вами знаем, что слово, которое мы произносим, состоит из звуков, а которое пишем - из букв.

    • Например, есть в алфавите такой отрезок букв ОПРСТ. Назовите правильно эти буквы. А если эти буквы поменять местами, получится много новых слов. Составьте и запишите их.

А нашим родителям мы дадим другое задание: Найти в алфавите вопросительное предложение, не меняя порядка букв. (Где ёж?)

    • Вспомните, как живут звуки и буквы в слове? (Дружно, в мире и согласии, в ладу друг с другом).

    • Согласна с вами, и, если мы вдруг путаем или пропускаем буквы и звуки в словах, то сразу же меняется и его смысл. Попробуйте, изменив один звук в слове, создать новое, совсем другое по смыслу, слово.

    • Образуйте новые слова, изменив только одну букву в слове

(дочка, кочка, почка, бочка, мочка)

    • Слово соединяет нас не только с теми, кто рядом с нами, слово может соединить и с теми, кто далеко от нас. Каким образом? (Через письмо, по телефону). Но самое удивительное то, что слово соединяет нас с далёким прошлым – через старинные народные сказки, пословицы, поговорки, песни; книги, которые были написаны в те далекие времена. Их слушали и понимали и в старые времена наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки, и в наше время нынешние бабушки и дедушки, ваши родители, мы с вами. Слушая сказки, читая книги, мы узнаём, как жили наши предки, что для них было важно в жизни, как они трудились, что они любили. Вот какой замечательный невидимый мост создаёт слово.

? Как вы считаете, а наши предки пользовались теми же словами, что и мы, или другими? ( Ответы детей).

Я предлагаю вам вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «У Лукоморья»

В этом стихотворении нам встретилось много непонятных слов. Почему? Это слова старинные, которые мы сейчас не употребляем в речи.

– Например, слово "врата" старинное или современное? [Учитель даёт пояснения, называет аналогичное слово в современном русском языке, приводит ещё несколько примеров, подготавливая детей к работе в активной форме].

Попробуйте порассуждать, какие слова говорились в старину, какие говорим и в наше в наше время. Подчеркните старинные слова.

Уста, ворота, брега, богатырь, песнь, очи, глаза, рот, витязь, солдат, воин, чредой, друг за другом, песня, берег, пленяет, побеждает.

Работа в паре:

Возьмите набор этих слов и разложите их в два столбика вместе с соседом по парте.

Расспросите своих родных о том, какие слова им нравятся старинные и современные.

– А как вы думаете, вежливые слова - это слова старинные или современные?

Здравствуйте!

– Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Коллективная творческая работа «Сад добрых слов». Какие слова вы хотели подарить своим близким? Вспомните их и напишите на наши весенние листочки. Листочки все вместе приклейте на наше зимнее дерево, сделайте его майским с нежной первой зеленью.

Пока в нашем саду нет плодов: милосердия, послушания, благодарности, щедрости, прощения… Они появятся не скоро – ведь и настоящий сад выращивается многие годы. Нам, как и хорошим садоводам, нужно приложить много трудов, терпения, усердия, желания вырастить в душе своей добродетель. И сегодня мы сделали первый шаг на этом пути – мы посадили саженцы с добрыми словами. Ведь Слово пробуждает сад добродетелей.

Рыхлая почва готова,

Сейте покуда весна:

Доброго дела и слова

Не пропадут семена.

Я благодарю вас за урок. А закончим мы игрой «Это здорово!». Вы придумываете фразу «Я сегодня на уроке научился..» А мы отвечаем «И это здорово!»