Главная страница

Образовательная среда массовой школы как пространство возможностей самореализации обучающегося



Скачать 92.09 Kb.
НазваниеОбразовательная среда массовой школы как пространство возможностей самореализации обучающегося
Дата18.04.2016
Размер92.09 Kb.
ТипДокументы


Образовательная среда массовой школы

как пространство возможностей самореализации обучающегося
Куришкина Л.А.

Смоленск

МБОУ СОШ №33
Усиление внимания к проблеме самореализации личности сопряжено с пониманием ее определяющей роли в ее развитии, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к самосовершенствованию. Стремительное развитие общества, совершенствование технологий, информационная загруженность вызывают мотивационное и действенно-практическое выражение себя.

Актуальность проблемы обозначена и в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, где сделан акцент на формирование общей культуры ученика, мировоззренческих, развивающих и воспитательных задачах общего образования, задачах социализации. Стандарт направлен на «формирование условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности».

Для реализации этих требований необходим пересмотр организации учебного процесса, чтобы учащийся мог не только самостоятельно добывать знания и уметь применять их в решении различных задач, но и выстраивать траекторию собственного обучения и развития, реализуя свои образовательные потребности и выражая себя в деятельности. Действительно, проходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой. Сегодня от человека требуется навык самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в повседневной жизни проблем в области коммуникации, профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и успешно применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать собственные действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Из сказанного следует, что в поле зрения педагогической мысли "обнаружилась внутренняя суть человека, его естественные потребности, социальные устремления, право быть самим собой — то, что обычно не входило в круг педагогических ценностей, развивалось стихийно" (Н.Б. Крылова). Личность ученика при этом рассматривается как субъект собственного развития, а не средство реализации школьных планов и программ.

Новизна обозначенного подхода подчеркивается тем, что долгое время в школе преобладала установка на унификацию, на единые стандарты, на подавляющий приоритет коллективного начала, что приводило к определенной нивелировке личности учащегося и недостаточному раскрытию ее самобытности, активности, инициативы, творческого начала.

В такой ситуации определяющей становится гуманистическая направленность, выражающаяся в процессах «самости». Относительно самореализации это особенно значимо, поскольку «человека можно заставить принудить выполнить ту или иную деятельность, но нельзя заставить его реализовать (выполнить) себя» (Л.Н. Коган).

Понимание самореализации получило многоаспектное рассмотрение в работах социально-философского содержания (Л.Г. Брылева, И.Ф. Ведин, Т.А. Ветошкина, А.А. Идинов, В.В. Зотов, Л.Н. Коган, В.И. Муляр, П.И. Третьяков, О.Ю. Рыбаков, Л.А. Цыренова, Г.К. Чернявская, Т.И. Шамова и др.).

Психологические аспекты проблемы обозначены в исследованиях: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, М.П. Гинзбурга, О.А. Конопкина, Л.А. Коростылевой, Л.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна и др.

Самореализация – это желание человека реализовать свои таланты и способности. В иерархии потребностей А. Маслоу самореализация относится к высшему уровню потребностей человека – идеальным потребностям. Важнейшая задача любого педагогического коллектива – создать условия для развития адаптивной образовательной среды, способствующей самореализации каждого школьника.

Необходимо отметить основные принципы, лежащие в основе создания развивающей адаптивной образовательной среды в школе.

  1. Демократизация (распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками образовательного процесса).

  2. Гуманизация (равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация образовательного процесса на личность ученика).

  3. Гуманитаризация образовательных программ (соотношение и сочетание учебных предметов и информации, применение таких технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей).

  4. Дифференциация, мобильность и развитие (обеспечение учащимся по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения: смена класса, выбор профиля, направленности образования).

  5. Открытость образования (предоставление возможности общего образования на любой ступени, любом уровне: базисном и дополнительном).

Все эти принципы становятся руководством к действию в школе, где одним из основных направлений является создание развивающей среды для учителя и ученика как пространства возможностей самореализации личности. При этом основная адаптивная функция современной школы, имеющая опережающий смысл и значение, – целенаправленная социализация школьника: введение в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Осуществление этой функции предполагает, с одной стороны, удовлетворение потребностей индивида, группы, общества, с другой – формирование общей культуры личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и успешно функционировать.

Модель адаптивной образовательной среды как пространства, для самореализации личности обучающегося, включает следующие компоненты.






Образовательные практики и пробы






Созданию в школе развивающей среды адаптивного характера способствуют самые различные условия и факторы. Приведем примеры некоторых из них.

  1. Концепция и программа развития школы, отражающие актуальное состояние субъектов образовательного процесса.

  2. Моделирование учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности.

  3. Проведение в школе инновационной исследовательской работы.

  4. Сплоченный общностью цели коллектив учителей и учащихся.

  5. Организация оптимальной системы управления и самоуправления.

  6. Система эффективной научно-методической деятельности педагогов.

  7. Учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей среды.

  8. Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.

  9. Арсенал педагогических технологий и техник, создающих условия для самореализации всех субъектов образовательного процесса.

Да, человек рождается, чтобы выполнить свою миссию, и задача учителя – помочь ему осознать, с какой миссией он пришел на Землю.

Деятельность учителя на учебном занятии должна проходить так, чтобы у ученика возникло желание самореализации. Прежде всего, для ребенка должны быть созданы психологически комфортные условия – снятие страха перед уроком, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Учитель моделирует такие ситуации на уроке, в которых учащиеся: не боятся высказать свою точку зрения, развивают умения анализировать свои поступки и происходящие события, осознают свое отношение к миру, испытывают чувство радости от совместного труда и творчества. Учебный материал может и должен стать базой для их самореализации на основе собственного выбора ученика, его самостоятельной деятельности, анализа достигнутого результата.

На среднем уровне образования в 8-9 классах учащимся предлагается предпрофильная подготовка в системе разнообразных проб интеллектуального, психологического, профессионального, предметного планов. Ее осуществление с использованием возможностей образовательных проб происходит в условиях вариативности, индивидуализации обучения, построения индивидуальных образовательных траекторий, преемственности программ общеобразовательной и высшей школы.

Выбор профиля дальнейшего обучения на старшей ступени – это важная личностная задача, т.к. она в дальнейшем определяет направление профессиональной деятельности, в которой человек нацелен получать определенные результаты, выстраивать собственную профессиональную карьеру, реализовывать себя в качестве работника или руководителя. Профильное обучение школьников обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создает условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствует установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширяет возможности социализации учащихся, обеспечивая при этом преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготавливает выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Конечно, важно, чтобы в школьной жизни обучающийся нашел себе дело по душе, получил возможность закрепить на практике свои отношения с миром, проявить себя, пережить радость успеха и общественного признания и почувствовать уверенность в себе. Этот подход к внеурочной деятельности и внеклассной воспитательной работе может быть реализован при использовании различных видов работы:

  • участие в проектных группах Научного общества школьников;

  • самостоятельный выбор темы исследования и выполнение индивидуального и группового проекта;

  • участие и представление своих образовательных достижений на Неделе науки, творчества и спорта;

  • участие и показательные выступления на Открытом фестивале творческих работ;

  • предметные олимпиады и конкурсы;

  • кружки и занятия по интересам и др.

Важным аспектом для самореализации обучающегося становится его участие в школьном самоуправлении, где создаются условия для совместной деятельности подростков, развития у них творческого потенциала, лидерских и организаторских способностей, взаимопонимания, активной гражданской позиции и общей культуры.

Представляя интересы всего ученического коллектива, школьники могут организовывать и проводить те дела, которые им интересны, при этом проявляя и развивая свои способности. Важным является не только результат совместной деятельности, но и сам процесс. Принадлежность к дружному коллективу учащихся — органу ученического самоуправления, объединённому общими целями, интересами и ценностями, играет важную роль для подростков, предоставляет им возможность общения, ведь именно оно является ведущим типом деятельности в этом возрасте. В процессе коллективного планирования деятельности, реализации своих планов, анализа проделанной работы у школьников вырабатывается «направленность на других людей», которую В.А.Сухомлинский определил, как умение чувствовать рядом с собой человека, видеть в его глазах сложный духовный мир.

Для того чтобы оценить, насколько успешно идет процесс по созданию развивающей адаптивной образовательной среды как пространства возможностей самореализации личности обучающегося, анализируются следующие показатели деятельности:

  1. Инновационная деятельность школы – обновление содержания образования (базисного и дополнительного компонентов, программ обучения и воспитания); обновление педагогических технологий, методов и форм работы (методики освоения программ, преобладание индивидуальных или групповых форм организации познавательной деятельности над общеклассными).

  2. Организация учебно-воспитательного процесса – самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности ученика и учителя как равноправных партнеров; разделение ответственности за результаты УВП между учеником и учителем; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная среда для всех участников педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися.

  3. Эффективность учебно-воспитательного процесса – сравнение соответствия конечных результатов запланированным (степень воспитанности и обученности учащихся, их начитанность и глубокое познание какой-либо области науки, отношение учебе, труду, природе, общественным нормам и законам, отношение к себе).

Доктор педагогических наук А.В. Хуторской считает “основной проблемой современной школы отчуждение ученика от внешне задаваемого для него образования. Преподнося детям “ничейные” расчеловеченные знания, заставляя усваивать их, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае незнайку-энциклопедиста, теряя при этом творца и деятеля”.

Итак, необходимо обратиться к закономерности, которая и актуализирует необходимость преобразований в школе: развивающая среда – развивает, адаптивная – адаптирует, разнообразная – обогащает, здоровьесберегающая – сохраняет здоровье, свободная … Русский философ И.А. Ильин глубоко раскрывает суть свободы. На самом же деле свобода есть сила и искусство человека «определять себя самого и свою жизнь к духовности согласно своему предстоянию, своему призванию и своей ответственности».