Главная страница

Результативность использования информационных технологий в процессе обучения



Скачать 275.22 Kb.
НазваниеРезультативность использования информационных технологий в процессе обучения
Дата18.04.2016
Размер275.22 Kb.
ТипДокументы




ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации

работников образования»
Кафедра управления образованием

ТЕМА:
Результативность использования информационных технологий в процессе обучения

( выпускная квалификационная работа)

Выполнила слушатель КПК руководителей ОУ

первой квалификационной категории

Наянова М.А- директор МКОУ СОШ с.Бутурлинка

Использование информационных технологий в учебном процессе


В Федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 годы поставлена задача внедрения новых образовательных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей образования, в том числе с использованием ИКТ.

Внедрение ИКТ в практику работы образовательного учреждения открывает большие возможности для совершенствования образовательных педагогических методик, обмена опытом и творческого подхода к преподаванию. Основой для этого является накопление учебно-методических материалов во внутреннем информационном пространстве школы и использование Интернет-технологий как для оперативного, так и для отсроченного общения с коллегами и учениками: электронной почты, форумов, видеоконференций

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету.

Учащиеся сегодня неплохо владеют информационными технологиями, и использование на уроках компьютеров может оказывать положительное влияние на их успехи: улучшение оценок, участие в проектной деятельности, повышение мотивации к учебе, развитие навыков совместной работы, активизация деятельности, возможность проявления своих способностей.

Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать ее достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс.

Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы значительно повышает эффективность обучения, помогает создать атмосферу сотрудничества на уроке, заинтересовывает учеников в изучаемом материале. Владение и использование ИКТ дает возможность учителю не отстать от времени и от своих учеников.

Что же подразумевается под информационно-коммуникационными технологиями?

ИКТ – это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

ИКТ – это использование самого компьютера, самых разных его программ.

В современных условиях применение информационных технологий на уроках необходимо. Они повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность, развивают творческий потенциал обучающихся, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствуют совершенствованию практических умений и навыков обучающихся.

Новые информационные технологии в учебном процессе позволяют активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Компьютер может использоваться при введении нового материала; при обобщении изученного и повторении; при закреплении; контроле знаний, умений и навыков.

Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Общение с компьютером прививает интерес к русскому языку как к предмету изучения, применение ряда упражнений текстового характера в сочетании с современной методикой, даёт положительный результат. Это полезно и с психологической точки зрения: сам процесс соревнования для определённой возрастной группы – это путь к приобретению знаний

На уроках использую текстовый редактор Microsoft Word, в нём можно творить чудеса без какой-либо специальной программы.

Этот редактор позволяет писать, и ученик видит плоды своего труда сразу.

Компьютер подчеркивает орфографические, грамматические, речевые и пунктуационные ошибки. Это подталкивает ученика на их поиск и исправление, в результате, работая с предложением, учащийся видит и анализирует собственный труд.

Для закрепления, обобщения да и просто для проверки знаний использую учебные диски из серии «Семейный наставник». В классе компьютер имеется, за урок могут поработать несколько человек и получить объективную оценку.

В школу в последнее время поступают всевозможные таблицы, но качество их оставляет желать лучшего. Размер шрифта таков, что едва виден со второй парты. Приходится прибегать к компьютеру, чтобы продемонстрировать всевозможные таблицы и справочный материал.

Не обойтись без компьютера на уроках развития речи – здесь можно показать все: и ключевые понятия темы, и портрет художника, и репродукцию картины, гораздо лучшую, чем предлагает учебник.

Использование ИКТ дает возможность и посмотреть, и послушать в хорошем исполнении стихи, романсы, песни и фрагменты изучаемых по литературе произведений.

Не обойтись теперь уже без современных информационных технологий и на вводных уроках, когда начинаем изучать биографию писателя или поэта или знакомиться с произведением. Применение их делает урок эмоциональным и эффективным, пробуждает интерес к классической и современной литературе, а заинтересованному ученику легче подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку и литературе.

Совсем недавно появились электронные шаблоны для составления тестов по русскому языку и литературе. Их использование и применение предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить пробелы в знаниях обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Особое внимание уделяю электронным учебникам, которые используются на уроках русского языка и литературы. Такие уроки всегда вызывают интерес и предоставляют широкие возможности для расширения кругозора учащихся.

Таким образом, можно выделить основные направления использования компьютерных технологий на уроках:

- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);

- демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);

- тренажёр;

- контроль за умениями, навыками обучающихся;

- самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

Компьютер даёт возможность максимально индивидуализировать обучение, сделать процесс обучения творческим, исследовательским.

.   Применение ИТ может вестись в двух направлениях: как форма иллюстративно-наглядного метода и создание самостоятельного электронного продукта.

В первом случае учащиеся имеют возможность комментировать увиденное, делать замечания и вносить дополнения, а при самостоятельной подготовке презентаций развиваются и такие речеведческие умения, как понимание текста, выделение главного, планирование и т.д. Создание же самостоятельного продукта – работа более сложная, требующая и технических умений, и разнообразных коммуникативных умений для сбора материала, его систематизации и представления. Она проводится на основе проектно-исследовательского метода. И тут учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер: подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию.

Таким образом, использование информационных коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Компьютер на уроке – уже жизненно необходимое средство обучения.

Более 100 лет сельская малочисленная школа является самой

распространенной школой России. Сохранение такой школы, развитие ее,

повышение уровня ее конкурентоспособности во все времена было важной,

социально значимой задачей.

Эпоха нового тысячелетия - эпоха «информационная». Она ставит перед

школьным образованием важную проблему – подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием

современных информационных технологий обучения. Социальный запрос

направлен на бизнес ориентированное применение информационных

технологий, формирование пользовательских навыков работы на персональных компьютерах, умения ориентироваться в современном информационном потоке.

Сформировать информационную компетентность – это одно из основных

приоритетов в современном общем образовании, которое носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Отмеченные обстоятельства требуют перехода школы к новому уровню образования на основе информационных технологий, основательной подготовки в сфере современных информационных и коммуникационных технологий всего педагогического коллектива, формирования школьного информационного пространства. В педагогической практике накоплен опыт крупных школ, лицеев по решению данной проблемы, но своеобразие сельской малочисленной школы требует особого подхода. Опыт по становлению и развитию информатизации в школах нашего района берет свое начало с того момента, когда появились первые компьютеры в некоторых школах. Безусловно, ни о каком качественном становлении процесса информатизации еще не приходилось говорить. Но это стало отправной точкой по внедрению информационных и коммуникационных ресурсов в образовательный процесс в школах Екатериновского района.

В настоящее время в этой области наметились новые тенденции и

возможности:

более уверенно с повышением эффективности обучения

компьютеры применяются при освоении различных предметов

школьного учебного плана;

накоплен значительный опыт в части применения компьютеров при

выполнении лабораторных практикумов, моделировании процессов

по физике, химии, биологии, экологии, что в значительной степени

компенсирует слабость физической лабораторной базы большинства сельских школ;

в сельских школах используются электронные энциклопедии,

которые позволили наполнить новым содержанием

естественнонаучную, культурологическую, историческую и

географическую составляющие общего среднего образования;

в сельской местности создаются сети ресурсных и информационных

центров обработки информации для обслуживания ЕГЭ.

Информатизация сельской школы принимается во внимание при

определении масштабов и стратегии реструктуризации сети

общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.

Использование соответствующих электронных информационных ресурсов

нацелено на повышение качества профильного обучения в сельских средних

школах, развитие личностно-ориентированного и личностно-развивающего

обучения.

В связи с положительной динамикой процесса информатизации сельских

школ в среде сельских учителей доминируют чувства определенного

удовлетворения и осторожного оптимизма.

Вместе с тем, компьютеризацию сельских школ следует рассматривать

лишь как инициирующий начальный этап в сложном процессе их дальнейшей информатизации, на результативности которой сказываются следующие неблагоприятные факторы:

- явно недостаточный уровень оснащенности большинства сельских школ

компьютерной техникой, который обуславливает необходимость

дальнейших усилий и дополнительных финансовых ресурсов;

- информационное обслуживание сельских школ на основе средств

телекоммуникаций находится все еще на начальной стадии и развивается

медленно;

- школами компьютеры и учебные электронные издания

(комплекты CD-RОМ) во многих школах используются недостаточно

эффективно;

- недостаточное количество, а в некоторых случаях и отсутствие

квалифицированных педагогических кадров в области информатики.

Таким образом, информатизация сельской школы российской системы

образования является объективной необходимостью, связанной как с задачами повышения качества, доступности и эффективности образования в сельской местности и реструктуризацией сети ее образовательных учреждений, так и с информационным обеспечением сельской молодёжи, культурным развитием всего сельского социума, реформированием аграрного сектора экономики страны, формированием единого информационного пространства России, ее вхождением в европейское и мировое образовательное сообщество.

Наиболее актуальными научно-методическими проблемами процесса

информатизации сельской школы в настоящее время являются:

определение и исследование основных направлений

повышения эффективности процесса информатизации

сельской школы и его мониторинга;

развитие профильного, личностно-ориентированного и

личностно-развивающего обучения в сельской местности на

основе современных информационных и коммуникационных

технологий;

психолого-педагогическое обеспечение разработки новых

образовательных информационных ресурсов для сельских

школ и процесса ее «интернетизации» с учетом необходимого

противодействия возможным отрицательным последствиям

этого процесса;

подготовка и повышение квалификации учителей

общеобразовательных учреждений, расположенных в

сельской местности, оказания им методической помощи

посредством дистанционных образовательных технологий;

теоретические и экспериментальные исследования по

рациональному развитию процесса информатизации сельской

школы «от первого компьютера к школе XXI века».

Препятствием на пути применения современных технологий в

учебном процессе муниципального общеобразовательного учреждения-

средней общеобразовательной школы с.Бутурлинка Екатериновского района Саратовской области на первоначальном пути являлась низкая

компьютерная грамотность педагогов, практически не знакомых с

компьютерной техникой, слабая обеспеченность школы компьютерами и

необходимыми учебными мультимедийными пособиями. Главной проблемой оставалосьто,что в данный момент аббревиатура ИКТ педагогами рассматривалась как « Информационно- компьютерные технологии» ,хотя современная действительность уже подошла к качственно новому трактованию данного явления. Компьютер не только средство образования, информационные технологии должны рассматриваться в контексте взаимодействия непосредственных участников- педагогов и, главное детей.В 2005 году началось обучение педагогов по программе « Intel.Обучение для будущего». С помощью специалистов данного центра были подготовлены тьютеры для организации на местах курсов повышения квалификации по данной программе. От нашей школы обучение прошел учитель информатики Яшин Валерий Юрьевич. Несмотря на то что обучение было организованобез отрыва от дома,сопротивлениебыло достаточно сильным,а самое главное было необходимо преодолеть устоявшийся стереотип « Почему я должен этому учиться ,у меня и без ИКТ хорошие показатели по предмету».Причин сопротивления педагогов процессу информатизации их деятельности достаточно много. Это и устоявшаяся привычка работать по старому ,и зачастую невысокий уровень компьютерной грамотности, и трудности по повышению квалификации в вопросах компьютеризации, и невозможность иметь дома компьютер и множество других. В селе, в

отличие от города, нет возможности приобрести навыки работы с ПК вне

школы, получить доступ к информационным средствам сети Интернет. В условиях села школа зачастую становится не только центром образования для детей, но и центром информации, культуры для жителей . Закончив школу, выпускники не теряют связи с ней, а обучаясь в ВУЗах приходят получить консультации, найти необходимую информацию и т.д.

Поэтому в настоящее время проблема создание информационно-

образовательной среды школы весьма актуальна для педагогического

коллектива сельской школы, сельского микросоциума и учащихся.

Но жизнь не стоит на месте. Само требование к современной школе в виде федерального компонента государственного образовательного стандарта позволило направить вектор в сторону необходимости внедрения информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Сложившееся противоречие между осознанной социальной и личностной

потребностью участников образовательного процесса в применении

информационных технологий и недостаточной разработанностью в

педагогической теории и на практике управленческих механизмов за

процессом формирования информационно-образовательной среды сельской

малочисленной школы в целях повышения информационной компетентности

педагогов, учащихся и родителей определяет актуальность опыта.
Направления информатизации образовательного

учреждения МОУ- СОШ с. Бутурлинка включают:
1 Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в школе..

2 Интеграцию информационных технологий в преподавании предметов..

3 Информационное управление школой..

4 Информатизацию внеклассной работы..
Основной целью на данном этапе работы над программой информатизации системы образования в нашей школе было создание условий для становления духовно и интеллектуально развитой личности, ориентированной на творческую самореализацию в новых социально-экономических условиях. Для того чтобы сделать школу конкурентной на рынке образовательных услуг, школа должна производить продукт, нужный родителям учеников. Таким продуктом может стать информационная культура и компьютерная грамотность учащихся и учителей. В обществе существует большой спрос на грамотных специалистов, способных находить и обрабатывать информацию, решать различные задачи с использованием компьютера. Велась работа по решению следующих задач:

- подготовка выпускника школы к жизни в информационном обществе, то есть подготовка человека, желающего и умеющего использовать новые информационные технологии(компьютерные) в решении задач своей профессиональной или учебной деятельности;

- организация управления образованием на основе новых информационных технологий, позволяющих оперативно получать сведения об управляемом объкте (школе, классе, ученике) и на основе принимать управленческое решение. 

 Анализируя процесс информатизации в школе с 2003 года, можно сделать следующие выводы:

 В 2005 году было получено 2 новых ноутбука. Была создана локальная сеть в школе, подключен Интернет.

 В 2006-2007 учебном году локальная сеть состояла из 5 компьютеров. В нее вошли компьютерный класс, компьютер учителей , библиотекаря. Базы данных заполнялись на ноутбуке директора. Появилась возможность создания электронных портфолио учеников, учителей и баз данных. В 2008 году спонсор школы подарил еще 2 современных компьютера.

Приобретение ноутбуков позволило способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями. Стало возможным проведение уроков в любом из классов. В течении прошлого учебного года уроки с использованием ИКТ проходили в специальном оборудованном компьютером и проектором кабинете библиотеки, компьютерном классе.

На сегодняшний день в школе обучается 35 учеников. В школе имеется проектор с экраном, сканер, 3 принтера, ксерокс, цифровой фотоаппарат с видеосъёмкой.

Тридцать процентов учеников и три процента (из 15) педагогов имеют компьютеры

Школа работает в одну смену. В связи с информатизацией образовательного процесса в школе была создана школьная команда по информатизации в которую входят завуч, учитель информатики, библиотекарь; оформлен стенд по информатизации; составлен регламент работы в сети Интернет; регламент работы в компьютерном классе. Все возникающие вопросы обсуждаются на заседании школьной команды. Во второй половине дня компьютерный класс используется для самоподготовки детей и педагогов. Все активнее ведется работа в сети Интернет. Есть педагоги, которые регулярно используют Интернет для поиска информации при подготовке к урокам. Разработана программа информатизации образовательного учреждения. ( Приложение 1)

В 2008-2009учебном году на базе библиотеки начала создаваться медиотека. Все желающие, и ученики, и учителя, могут во время работы библиотеки использовать материалы для подготовки домашней работы, написания рефератов, подготовке к экзаменам (эл.репетитор)и др.

Создана электронная база  учебной литературы, начата работа по созданию электронной базы художественной литературы.

 В апреле 2008 года был создан школьный сайт(buturlinka.okis.ru), где размещены все нормативно-правовые документы и находится информация для учеников, учителей и родителей.

За этот год выросло количество педагогов, использующих ИКТ на уроках. В 2007-2008 уч. году 3 учителя проводили уроки (истории, природоведения, информатики, чтения, музыки, алгебры) с использованием ИКТ, а 2008-2009 учебному году уже 9 педагогов регулярно используют ИКТ в преподавании. Также новые информационные технологии активно внедряются в воспитательный процесс. Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применяются для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников.
     Внеучебная работа в школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, эта деятельность, состоит из трёх основных компонентов:

  • внеучебной деятельности школьников,

  • внеучебной работы учителей со школьниками,

  • системы управления внеучебной деятельностью.

Не следует забывать, что для образовательного учреждения внеучебная деятельность - неотъемлемая часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника.
     В школах существует специальный персонал, ответственный за внеучебную сферу деятельности, имеет место определенная структура института воспитания - заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители и т.п.
     Неслучайно особое внимание должно быть уделено информатизации деятельности школьников после уроков. Процесс информатизации включает в себя создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеурочной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих стандарта общего среднего образования.

В беседах с педагогами отмечается, что возможности компьютерных технологий позволяют их использовать на уроках разных типов – изучения нового материала, уроках систематизации и обобщения знаний и др.; с различными целями: с целью контроля знаний учащихся, для отработки учебного материала, как средство наглядности при изучении материала, при проведении демонсрации экспериментов, практических, лабораторных работ. Планом работы на 2008-2009 уч.г. предусмотрены следующие мероприятия:

- педагогический совет «Информационные технологии: место, роль в учебно-воспитательном процессе» (февраль); (отв. - зам. директора поУВР Хвалова М.В.).

- методическая неделя (апрель) «Совершенствование творческого потенциала, информационной компетентности участников образовательного процесса»); (отв. - председатель МО Яшина Е.А.).

- тематический контроль (ноябрь) «Состояние работы по использованию современных образовательных технологий на уроках и во внеклассной деятельности» (отв. - зам. директора по УВР Хвалова М.В.).

Приоритетными вопросами для школы являются вопросы компьютеризации системы управления и информатизации образовательного процесса. Часть из них уже решена, но очень многое в этой области еще предстоит сделать.

Услугами компьютерного класса могут воспользоваться все педагоги и учащиеся школы.

Для поддержки образовательного процесса школы получены и закуплены программно-методические средства по физике, истории(УМК), биологии, математике, геометрии, русскому языку, природоведению, чтению и др.

На средства спонсора приобретены электронные пособия « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» которые разработаны в соответствии с Государственным стандартом образования РФ и содержат:

1.Мультимедийные уроки по предмету

2. Медиаиллюстрации

3. Термины и понятия в справочнике.

4.Видеофрагменты и звуковые фрагменты.

5. Энциклопедические статьи.

6.Экзамен по курсу.

7.Тестирование по темам урока.

8.Дневник успеваемости.

Вместе с тем, как показывает практика, педагоги не очень активно используют компьютер на уроках, и это обусловлено целым рядом объективных причин, выявленных при проведении опроса педагогов:

    1. Низкая психологическая готовность учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

    2. Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.

    3. Отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.

    4. Низкая степень информированности учителей о состоянии современного рынка электронных ресурсов.

    5. Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров).

    6. Разрозненность и методическая малообоснованность электронных средств.

    7. Лимит времени для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.

В начале учебного года на заседаниях методических объединений школы мы предложили педагогам ответить на вопросы:

Вопросы звучали так:

1. Как вы думаете, может ли компьютер повлиять на образование и развитие детей?

2. Как вы относитесь к компьютеру?

3. В каких случаях приходите к его помощи?

4. Как можно образовываться с помощью компьютера?

5. Нужно ли приобщать к образованию с помощью компьютера учащихся с начальных классов, или достаточно эту работу начать со старших классов?

6. Кто должен быть, прежде всего, заинтересован в организации процесса использования компьютера в образовательных целях?

И вот они ответы:

Ответ учителя информатики Яшина Валерия Юрьевича : «Я считаю, что компьютер не только может, но и должен повлиять на развитие и образование ребенка. Вопрос в другом, как его направить на развитие ребенка? Если только использовать компьютер для игр, то, конечно же, развития не будет, только нарушится психика. Но и игра игре рознь. Есть игры развивающего характера, они, бесспорно, развивают ребенка. Но и, на мой взгляд, образовательные возможности компьютера безграничны. Главное – научить ребенка уметь обучаться при помощи его. Каждый ребенок, учащийся должен научиться видеть в компьютере помощника в своей ученической, а затем и профессиональной деятельности.

Образовываться с помощью компьютера наши учащиеся могут по следующим направлениям:


  • изучение дополнительного и программного материала по предметам при помощи интерактивных энциклопедий, электронных учебников;

  • познание окружающего мира при помощи различных компьютерных программ;

  • написание реферативных, творческих и других видов работ по предметам;

  • поиск дополнительной, развивающей информации к урокам в сети Интерне;

  • участие в дистанционных проектах и конкурсах;

  • обучение в дистанционных курсах;

  • изучение программ и другое.

К компьютеру я отношусь как к незаменимому помощнику в своей профессиональной деятельности. Учителю информатики нельзя обойтись без него. С помощью компьютера я готовлюсь к урокам, изучаю новые программы, чтобы моим ученикам было интересно на уроках и чтобы они как можно больше знали в информатике и информационных технологиях. Наконец, с помощью компьютера я общаюсь со своими друзьями, родственниками и выпускниками.

Нужно ли приобщать к образованию с помощью компьютера учащихся с начальных классов, или достаточно эту работу начать со старших классов? Этот вопрос вызывает много споров. На мой взгляд, в разумных количествах необходимо. Специфика обучения учащихся начальных классов подвластна специалистам, т.е. учителям и методистам начальной школы, поэтому браться за обсуждение этого вопроса, по меньшей мере, было бы просто не профессионально. Могу сказать только, что если ребенка младшего школьника возраста оставить наедине с компьютером, то есть не направлять его действия, не обучать работе за компьютером, то хорошего от этого будет мало. Ведь если мы его в школе не научим правильно общаться с компьютером, то дома он, как правило, останется наедине с «умной машиной» и общение его сведется только к игре. По моим наблюдениям, часто родители дошкольникам и младшим школьникам позволяют проводить за компьютером очень много времени, не соблюдая при этом никаких санитарно-гигиенических норм. Так лучше пусть школа возьмется за их обучение компьютеру и с компьютером.

На вопрос кто должен быть, прежде всего, заинтересован в организации процесса использования компьютера в образовательных целях, я отвечу так – педагогический коллектив, родители и сами учащиеся».

Ответ социального педагога Яшиной Ирины Геннадьевны : «К компьютеру отношусь очень хорошо; незаменимый помощник в работе, источник информации и т.д. Возможности использования ПК в образовательных целях очень большие, много интересных программ, уроков. Все больше преподавателей видят уже необходимость в использовании этих возможностей в своих целях. А дети, мне кажется, давно это используют у себя дома».

Ответ учителя биологии Хваловой Марины Владимировны: «К компьютеру отношусь как к лучшему другу и лучшему помощнику. Своего друга беру в помощь постоянно: готовлюсь к урокам, выполняю контрольные, курсовые и т.п. учусь. Я думаю, что урок проходил бы интересней (любой), если бы учащиеся дополнительный, познавательный или занимательный материал готовили самостоятельно. Здесь было бы легче тем ребятам, которые дома имеют компьютеры».

Ответ учителя немецкого языка Хваловой Галины Петровны «Отношусь к компьютеру положительно. Использую компьютер для подготовки к урокам: печатаю текста, упражнения, пишу методические документации . Имея большую нагрузку, находясь вдалеке от цивилизации (я имею в виду расположение кабинета), я мало что вижу. Возможности ПК в изучении иностранных языков большие, чтобы их использовать, нужно, по меньшей мере, иметь компьютер в кабинете. Многие программы хороши для индивидуальной работы, но компьютер, по моему мнению, не заменит учителя».

Те же вопросы были заданы ученикам 11 классов.

Мнение многих учеников совпали, на наш взгляд это связано с тем, что ученики старших классов более серьезно относятся к учебе и возможностям компьютера в целях образования.

Ученики считают, что образовательные возможности ПК нужно использовать в образовании, так как это облегчит освоение школьных программ и даст возможность изучить более подробно информационные технологии, что будет способствовать повышению уровня образования в целом.

Из проведенного анкетирования можно сделать вывод. Персональный компьютер – универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного и развивающего обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК способствует активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживает интерес, повышает мотивацию к учению, способствует пониманию и запоминанию учебного материала. Возможности применения ПК как средства учебной деятельности очень велики:

  • изучение дополнительного и программного материала по предметам при помощи интерактивных энциклопедий, электронных учебников;

  • познание окружающего мира при помощи различных компьютерных программ;

  • написание реферативных, творческих и других видов работ по предметам;

  • поиск дополнительной, развивающей информации к урокам в сети Интернет;

  • участие в дистанционных проектах и конкурсах;

  • обучение в дистанционных курсах и другое.

Заинтересованными в организации процесса использования компьютера в образовательных целях должны быть – педагогический коллектив, родители и сами учащиеся.

Обеспечивать открытость образовательного учреждения призван сайт школы, который также является составной частью информатизации всего образовательного пространства школы.

Описание сайта школы

Сайт регулярно обновляется 2 раза в месяц. Это осуществляется на общественных началах учителем информатики школы – автором сайта. В основном оперативное обновление информации происходит в разделе новостей школы.

Информативная глубина и полнота представленных материалов представлена на 7 страницах сайта. Наличие интересной и полезной информации для участников образовательного процесса, общественности и социальных партнеров обеспечивает большой интерес субъектов образования в школе. На сайте представлены нормативные документы, методические разработки учителей, использующих различные образовательные и воспитательные технологии.

Наличие методических и программных материалов учителей школы позволяет сделать вывод об инновационной насыщенности созданного в школе сайта.

Сайт интерактивен, используется для информирования общественности о направлениях деятельности школы, с 2008 публикуется открытый доклад директора школы Наяновой М.А общественности и социальным партнерам.
Результативность информатизации процесса обучения

Анализ работы школы по реализации программы информатизации, принятой в 2007 году показал, что программа выполняется успешно. Была обеспечена работа постоянно действующего семинара, что позволило всем учителям школы получить навыки работы на компьютере на уровне пользователя. Большинство учителей школы систематически используют информационные технологии в практической деятельности .

Но, цель программы – повышение качества образования через активное использование информационных технологий - требует дальнейшей работы.

Значительно улучшилась материальная база для осуществления программы информатизации:

  • В 2005 г. школа подключена к сети Интернет

В настоящее время школа обладает хорошим техническим потенциалом для успешного осуществления программы информатизации:

  • 1 компьютерный класс

  • Компьютеров -7

  • Принтеров – 3

  • Сканеров – 1

  • Мультимедиапроекторов – 1

  • Web-камера – 3

  • Цифровая видеокамера – 2

  • Медиа проектор

С целью повышения эффективности методической работы, полной реализации запросов педагогов в школе начата деятельность по созданию единого информационного пространства и четкого регулирования информационных потоков научно-методической документации.

Через Интернет учителя школы имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, материалами передового педагогического опыта по применению и использованию ИКТ-технологий в учебно-воспитательном пролцессе, условиями Всероссийских конкурсов и олимпиад и принять в них участие.

Созданы и непрерывно пополняются:

  • база данных по педагогическим кадрам

  • база данных по отслеживанию результатов обучения

  • база данных о выпускниках школы

  • мониторинг здоровья обучающихся

  • социальный паспорт школы

  • предметные презентации (математика, физика, информатика, биология, география, история и обществознание, литература и русский язык, иностранный язык)

  • электронные дидактические материалы по предметам

  • презентации воспитательных мероприятий.


Заместителем директора школы по УВР ведется отслеживание всех положений методической деятельности педагогического коллектива:

    • изучение нормативных документов управления образования , направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса ;

    • изучение результативности работы учителя;

    • изучение уровня обученности школьников;

    • изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания обучающихся;

    • изучение актуального педагогического опыта работы коллег в школе, районе, области и т.п.

    • Отслеживание результативности осуществляется через деятельность методических объединений, методического совета.

Учителя школы успешно овладели и используют в практике новую технологию проектной методики.

В организации предпрофильного обучения ИКТ-технологии позволяют осуществлять деятельностных подход к обучению.

Идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения .

В образовательном процессе активно используются материалы:

  • предметные информационные презентации ( алгебра, геометрия, физика, история, обществознание, биология, география, информатика, , русский язык, литература, иностранный язык);

  • обучающие программы и диски ;

  • презентации по административной работе;

    • Web –страницы сайта школы;

Учебные проекты

    • Праздник Рождества Христова

    • Моя родословная

    • Юбилей школы

    • История села Бутурлинка

    • Солдаты Великой Победы


Несмотря на значительные достижения, остаются ряд проблем:


    • совершенствование материально-технической базы

    • отсутствие осознания родителями необходимости приобщения каждого к информационному полю школы

    • трудности учащихся с использованием информационных ресурсов


Над этими проблемами администрация школы намерена работать на следующем этапе осуществления Программы информатизации МОУ СОШ с.Бутурлинка.
Вывод:

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Уверена, что информационные технологии - одна из наиболее перспективных, эффективных и интересных форм творческой деятельности педагога и учащихся. За такими уроками будущее.

                                     

Литература:

1. Селевко, Т.В. Современные образовательные технологии. – М.., Народное образование, 1998 год.

2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -

М., Просвещение, 1994.
3. Максимовская М.А. Информационное управление школой //

Информатика и образования – 2003. - №11
4. Машбис Е.И. Психолого–педагогические проблемы компьютеризации

обучения. – М., Просвещение, 1988.

5. Новикова Л. В., Новиков А.Г. Организация работы школьного Интернет –

клуба. // Информатика и образование – 2004. - №9
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В.. Петров А.Е. Новые

педагогические и информационные технологии в системе образования:

Учеб. пособие. – М., Академия, 2000