|
«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии» «Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петьербург). Кто встал на путь Учительства не раз задавал себе вопрос: что делать, чтобы твой предмет стал и был интересен твоим ученикам всю жизнь, а не только школьные годы.
Конечно, задача глобальная, но решаемая. Ведь биология дает знания именно для жизни. А мне, имея университетское образование по специальности физиология человека и животных, особенно важно и интересно включать в свою деятельность больше практических занятий, которые помогают убеждаться в правильности получаемых знаний, приобретать необходимые технологии и методы, навыки и умения для самооценки и самопознания, познания окружающего мира в его целостности и гармонии.
Появилось столько возможностей, но никакой интернет и виртуальный мир не заменят радости и восхищения от сделанного своими руками! Еще и еще раз убеждаюсь в этом, наблюдая за своими учениками во время выполнения практических и лабораторных работ.
А теперь от лирики перейду к конкретике:
Цели деятельности учителя на уроке, которые я ставлю перед собой:
Заложить стойкий интерес у учащихся к изучаемому предмету,
Показать пути получения знаний,
Обозначить области практического применения полученных знаний.
Для реализации поставленных целей:
1) для учащихся 6-х – 11-х классов существует система лабораторных и практических работ.
6-е классы (1час в неделю):
Лабораторная работа № 1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним»
Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»
Лабораторная работа № 3 «Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов»
Лабораторная работа № 4 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом
Лабораторная работа № 5 «Изучение строения мха
Лабораторная работа № 6 «Изучение спороносящего папоротника (хвоща)»
Лабораторная работа № 7 «Изучение строения хвои и шишек хвойных»
Лабораторная работа № 8 «Строение семян однодольного и двудольного растения».
Лабораторная работа № 9 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы»
Лабораторная работа № 10 «Строение почек. Расположение почек на стебле».
Лабораторная работа № 11 «Простые и сложные листья»
Лабораторная работа № 12 «Изучение видоизмененных побегов»
Лабораторная работа № 13 «Изучение строения цветка»
Лабораторная работа № 14 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»
Лабораторная работа № 15 «Химический состав растений»
Лабораторная работа № 16 «Проращивание семян фасоли» 7-е классы (2 часа в неделю):
Лабораторная работа № 1 малярийный плазмодий под микроскопом.
Лабораторная работа № 2: инфузория-туфелька, вольвокс, эвглена зеленая под микроскопом.
Лабораторная работа № 3: Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Лабораторная работа № 4: Знакомство с разнообразием ракообразных
Лабораторная работа № 5: Изучение представителей отрядов насекомых.
Лабораторная работа № 6: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Лабораторная работа № 7: Изучение внешнего строения птиц.
Лабораторная работа № 8: Изучение особенностей различных покровов тела
Лабораторная работа № 9: Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
8-е классы (2 часа в неделю): (плюс к лабораторным работам добавлены практикумы по освоению медицинских и психологических методик определения состояния своего здоровья):
Лабораторная работа № 1: Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Лабораторная работа № 2: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Лабораторная работа № 3: Действие ферментов слюны на крахмал.
Практикум № 1: Оценка функционального состояния моего опорно-двигательного аппарата.
Практикум № 2: Оценка функционального состояния моей сердечнососудистой системы.
Практикум № 3: Оценка функционального состояния моей дыхательной системы.
Практикум № 4: Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Практикум № 5: Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Практикум № 6: Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Практикум № 7: Определение типа нервной системы, асимметрии головного мозга, вида суточной активности
9-е классы (2 часа в неделю):
Лабораторная работа № 1: Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторная работа № 2: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Лабораторная работа № 3: Выявление изменчивости организмов.
Лабораторная работа № 4: Изучение морфологического критерия вида.
Лабораторная работа № 5: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Лабораторная работа № 6: Строение растений в связи с условиями жизни.
Лабораторная работа № 7: Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).
10-е классы (1 час в неделю):
Лабораторная работа №1: «Строение животной, растительной, грибной клетки и бактерий под микроскопом»
Лабораторная работа №2: «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
Лабораторная работа №3: «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
Лабораторная работа № 4: «Митоз в клетках корешка лука»
Лабораторная работа № 5: «Строение половых клеток млекопитающих»
Лабораторная работа № 6: «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Практическая работа №1: «Решение генетических задач»
Лабораторная работа № 7: «Составление и анализ родословных»
Практическая работа №2: «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможностей последствия их влияния на организм» 11-е классы (1час в неделю):
Лабораторная работа № 1: «Описание особей вида по морфологическому критерию»
Лабораторная работа № 2: «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
Практическая работа № 1: «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»
Практическая работа № 2: «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
Практическая работа № 3: «Составление схем передачи веществ и энергии ( цепей питания)»
Практическая работа № 4: «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».
2) Проектная и исследовательская деятельность учащихся. В течение последних пяти лет в нашей гимназии сложилась прекрасная традиция – организована для учащихся Научно-практическая ученическая конференция «Павловские чтения». В ней может принять любой ученик, выполнивший работу под руководством выбранного самим учеником педагога т по теме, интересной ему. Полная демократия. Право учителя - предложить участие своим ученикам, оказывать им помощь, поддержку, корректуру работы. Даю ссылку на сайт нашей гимназии, где можно более подробно познакомиться с положением о Конференции. (https://gym209.spb.ru/index.php/uchenicheskaya-konferentsiya-pavlovskie-chteniya)
Очень радует, что по биологии выполняются интересные и важные по тематике работы, у некоторых это связано с выбором профессии и рода деятельности в будущем.
ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В 2010-2011 УЧЕБНОМ ГОДУ – 4 ЧЕЛОВЕКА:
1.
| Парусимова Варвара
| 7«б»
| Моллюски на банках белого моря
| 2
| Погосян Офелия
| 8«б»
| Голос: голосообразование, Виды голосов
| 3
| Ермолаева Евгения
| 7«б»
| Тигры – и все о них в легендах и жизни
| 4
| Раскина Серафима
| 7«б»
| Теория эволюции Ч.Дарвина. За и против.
|
- Биологическая секция Ученической конференции в 2011-2012 учебном году:
№п/п
| ФИ УЧАЩИХСЯ
| КЛАСС
| ТЕМА
| РЕЗУЛЬТАТ
| 1.
| Райзер Рори
| 6а
| Иммунитет и его роль в жизни человека
| I
| 2.
| Елизарова София
| 6а
| Химический состав растений и их роль в жизни человека
| СЕРТИФИКАТ
| 3.
| Кислякова Ирина
| 7а
| Дельфинотерапия
| II
| 4.
| Корнилова Антонина
| 7а
| Значение медуз в жизни человека
| II
| 5.
| Комарова Алевтина
| 9б
| Экология и генетические особенности клевера
| I
| 6.
| Погосян Офелия
| 9б
| Диапазон звуков, присущий музыкальному слуху
| II
| 7.
| Вакурова Анастасия
| 9б
| Феномен сна и сновидения
| II
| 8.
| Птуха Мария
| 9а
| Биологический механизм запахов
| I
| 9
| Розина Евгения
| 9а
| Дельфины – жизнь, биология, разнообразие
| СЕРТИФИКАТ
| 10
| Соколова Лейла
| 5б
| Здоровье зубов и правильный уход за полостью рта
| I
|
- Химико-биологическая секция Ученической конференции в 2012-2013 учебном году:
№
п/п
| ФИ учащихся
| Класс
| Тема работы
| Результат
| 1
| Соколова Лейла
| 6 Б
| Работоспособность человека
| Диплом II степени
| 2
| Пивоварова Валерия
| 6 Б
| Моё удивительное тело
| Диплом III степени
| 3
| Коваль Лидия
| 6 Б
| История открытия и изучения нити ДНК
| Диплом IIIстепени
| 4
| Бухмирова Полина
| 7 А
| Жизнь акул до рождения
| Диплом III степени
| 5
| Карклина Надежда
| 7А
| Анималотерапия: история, виды, значение в жизни человека
| Диплом II степени
| 6
| Нечаева Дарья
| 7 А
| Глаза у человека и животных
| Сертификат
| 7
| Флерова Анастасия
| 6 Б
| Опасные заболевания человека
| Диплом II cтепени
| 8
| Матяшова Антонина
| 6 Б
| 10 самых опасных и 10 самых полезных продуктов
| Диплом I степени
| 9
| Сидоркина Галина
| 9 А
| Яды растительные и животные, лекарства
| Сертификат
| 10
| Парусимова Варвара
| 9 Б
| Многолетняя динамика поселения Macoma Baltica, связанных с мидиевыми банками в вершине Кандалакшского залива Белого моря
| Диплом III степени
|
Учащиеся 9-х классов, получившие дипломы 1-й степени получали право на экзамене по биологии отвечать на два вопроса билета вместо 3-х. Секция: Химико-биологическая в 2013-14 учебном году.
№ п/п
| ФИ учащихся
| Класс
| Тема
| Результат
| Руководитель
| 1
| Арбатская Анжелика
| 6а
| Ядовитые и лекарственные растения Ленинградской области
| сертификат
| М.Н. Фурса
| 2
| Пивоварова Валерия
| 7б
| Роль живых организмов в обогащении почвы
| I
| М.Н. Фурса
| 3
| Харитоненко Елизавета
| 8а
| Использование природных материалов в быту и в одежде в разные эпохи
| III
| М.Н. Фурса
| 4
| Райзер Рори
| 8а
| Адаптация человеческого организма
| III
| М.Н. Фурса
| 5
| Соколова Ксения
| 8а
| Психотипы учащихся 8а класса
| I
| М.Н. Фурса
| 6
| Нечаева Дарья
| 8а
| Мышьяк
| II
| Л.С. Варламова
| 7
| Райхельгауз Иосиф
| 9а
| Почему углерод – основа жизни на земле
| III
| Л.С. Варламова
| 8
| Власенко Анастасия,
Иванова Анна
| 9б
| Определение нитратов и нитритов в продуктах питания
| сертификат
| Л.С. Варламова
| 9
| Масалимова Регина
| 10а
| Стекло
| I
| Л.С. Варламова
| 10
| Колосова Екатерина,
Семенцова Дарья
| 10а
| Заболевания головного мозга
| II
| М.Н. Фурса
| 11
| Протасова Екатерина
| 11б
| Кислотно-щелочной баланс и человек
| I
| Л.С. Варламова
| 12
| Вакурова Анастасия.
| 11б
| Нарушения сна
| II
| Л.С. Варламова
|
3) олимпиадное движение:
Прекрасно, что для наших учащихся есть неограниченные возможности проверить и оценить и свои знания и свои силы по различным предметам, в том числе и по биологии самого разного уровня. Ежегодно и учащиеся нашей гимназии принимают участие в олимпиадах – Всероссийской олимпиаде школьников, СПбГУ олимпиаде по биологии Федерального уровня, медико-биолого-экологичеких, которые проводят наши медицинские ВУЗы.
И результаты есть: призеры и победители районного, городского, регионального уровней. 4) Пришедшее на смену привычному и традиционному устному экзамену – ЕГЭ. К этому новому явлению можно по-разному относиться, но это уже данность, которая привела к сложным ситуациям в учебном процессе. Слова о «натаскивании на ЕГЭ», о коррупции в этой сфере, к сожалению, снизило мотивацию многих учащихся в получении знаний по предмету с помощью учителя и привело к замене преподавания знаний на отработку навыков выполнения заданий. Не спорю, знакомство с заданиями и правилами их решения и оценки необходимо. Но знания первостепенны! Именно они помогут выбрать правильный ответ, найти соответствие, составить схему, решить задачу, написать развернутый ответ на поставленный вопрос. Поэтому своим ученикам, которым для поступления в ВУЗ требуется сдача экзамена по биологии, покупать варианты заданий по ЕГЭ, самостоятельно по ним тренироваться, а на уроках мы со всеми осуществляем контроль уровня знаний по моим разработкам, которые вошли в Фонд оценочной деятельности ГБОУ гимназия № 209. Уже с 6-го класса учащиеся привыкают к разноуровневым и разнотипным заданиям на проверочных работах, что позволяет на протяжении ряда лет выработать у них навыки по их выполнению. Вырабатывают умения осмысливания информации, выделения главного, сравнения и вычленения сходств и различий, формулирования четкого представления и правильного ответа на поставленные вопросы – в результате создается система упорядоченных знаний и представлений, навыков и умений, компетенций и практической значимости приобретенных знаний по предмету.
За 14 лет работы в данном учебном заведении учащиеся, прошедшие подготовку у меня, как учителя биологии, показывали высокие результаты, как по устным экзаменам, так и теперь по ЕГЭ, значит, система работает. Ведь сам ЕГЭ – это этап контроля знаний, а потом продолжается процесс дальнейшего обучения, и без системы школьных знаний сделать его успешным практически невозможно.
Говоря о своих выпускниках, хочется искренне за них порадоваться, потому что поступают в медицинские вузы, на психологический и биолого-почвенный факультеты СПбГУ, показывают результаты выше среднего по городу Санкт-Петербургу, наши выпускники работают по выбранной специальности в больницах, стоматологических поликлиниках и психологических центрах города.
Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться - даст возможность самореализации, социального роста, самоутверждения как личности.
Всем желаю успехов! |
|
|