Главная страница

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии»



Скачать 156.6 Kb.
Название«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии»
Дата27.02.2016
Размер156.6 Kb.
ТипЛабораторная работа

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии».
Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петьербург).
Кто встал на путь Учительства не раз задавал себе вопрос: что делать, чтобы твой предмет стал и был интересен твоим ученикам всю жизнь, а не только школьные годы.

Конечно, задача глобальная, но решаемая. Ведь биология дает знания именно для жизни. А мне, имея университетское образование по специальности физиология человека и животных, особенно важно и интересно включать в свою деятельность больше практических занятий, которые помогают убеждаться в правильности получаемых знаний, приобретать необходимые технологии и методы, навыки и умения для самооценки и самопознания, познания окружающего мира в его целостности и гармонии.

Появилось столько возможностей, но никакой интернет и виртуальный мир не заменят радости и восхищения от сделанного своими руками! Еще и еще раз убеждаюсь в этом, наблюдая за своими учениками во время выполнения практических и лабораторных работ.

А теперь от лирики перейду к конкретике:

  1. Цели деятельности учителя на уроке, которые я ставлю перед собой:

  1. Заложить стойкий интерес у учащихся к изучаемому предмету,

  1. Показать пути получения знаний,

  1. Обозначить области практического применения полученных знаний.



  1. Для реализации поставленных целей:

1) для учащихся 6-х – 11-х классов существует система лабораторных и практических работ.

6-е классы (1час в неделю):

Лабораторная работа № 1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним»

Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

Лабораторная работа № 3 «Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов»

Лабораторная работа № 4 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом

Лабораторная работа № 5 «Изучение строения мха

Лабораторная работа № 6 «Изучение спороносящего папоротника (хвоща)»

Лабораторная работа № 7 «Изучение строения хвои и шишек хвойных»

Лабораторная работа № 8 «Строение семян однодольного и двудольного растения».

Лабораторная работа № 9 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы»

Лабораторная работа № 10 «Строение почек. Расположение почек на стебле».

Лабораторная работа № 11 «Простые и сложные листья»

Лабораторная работа № 12 «Изучение видоизмененных побегов»

Лабораторная работа № 13 «Изучение строения цветка»

Лабораторная работа № 14 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

Лабораторная работа № 15 «Химический состав растений»

Лабораторная работа № 16 «Проращивание семян фасоли»
7-е классы (2 часа в неделю):

Лабораторная работа № 1 малярийный плазмодий под микроскопом.

Лабораторная работа № 2: инфузория-туфелька, вольвокс, эвглена зеленая под микроскопом.

Лабораторная работа № 3: Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Лабораторная работа № 4: Знакомство с разнообразием ракообразных

Лабораторная работа № 5: Изучение представителей отрядов насекомых.

Лабораторная работа № 6: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Лабораторная работа № 7: Изучение внешнего строения птиц.

Лабораторная работа № 8: Изучение особенностей различных покровов тела

Лабораторная работа № 9: Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

8-е классы (2 часа в неделю): (плюс к лабораторным работам добавлены практикумы по освоению медицинских и психологических методик определения состояния своего здоровья):

Лабораторная работа № 1: Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Лабораторная работа № 2: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Лабораторная работа № 3: Действие ферментов слюны на крахмал.

Практикум № 1: Оценка функционального состояния моего опорно-двигательного аппарата.

Практикум № 2: Оценка функционального состояния моей сердечнососудистой системы.

Практикум № 3: Оценка функционального состояния моей дыхательной системы.

Практикум № 4: Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Практикум № 5: Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Практикум № 6: Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Практикум № 7: Определение типа нервной системы, асимметрии головного мозга, вида суточной активности

9-е классы (2 часа в неделю):

Лабораторная работа № 1: Расщепление пероксида водорода с помощью фер­ментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторная работа № 2: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Лабораторная работа № 3: Выявление изменчивости организмов.

Лабораторная работа № 4: Изучение морфологического критерия вида.

Лабораторная работа № 5: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Лабораторная работа № 6: Строение растений в связи с условиями жизни.

Лабораторная работа № 7: Выделение пищевых цепей в искусственной экосис­теме (на примере аквариума).

10-е классы (1 час в неделю):

Лабораторная работа №1: «Строение животной, растительной, грибной клетки и бактерий под микроскопом»

Лабораторная работа №2: «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

Лабораторная работа №3: «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

Лабораторная работа № 4: «Митоз в клетках корешка лука»

Лабораторная работа № 5: «Строение половых клеток млекопитающих»

Лабораторная работа № 6: «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Практическая работа №1: «Решение генетических задач»

Лабораторная работа № 7: «Составление и анализ родословных»

Практическая работа №2: «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможностей последствия их влияния на организм»
11-е классы (1час в неделю):

Лабораторная работа № 1: «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Лабораторная работа № 2: «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Практическая работа № 1: «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

Практическая работа № 2: «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Практическая работа № 3: «Составление схем передачи веществ и энергии ( цепей питания)»

Практическая работа № 4: «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».




2) Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
В течение последних пяти лет в нашей гимназии сложилась прекрасная традиция – организована для учащихся Научно-практическая ученическая конференция «Павловские чтения». В ней может принять любой ученик, выполнивший работу под руководством выбранного самим учеником педагога т по теме, интересной ему. Полная демократия. Право учителя - предложить участие своим ученикам, оказывать им помощь, поддержку, корректуру работы. Даю ссылку на сайт нашей гимназии, где можно более подробно познакомиться с положением о Конференции. (https://gym209.spb.ru/index.php/uchenicheskaya-konferentsiya-pavlovskie-chteniya)

Очень радует, что по биологии выполняются интересные и важные по тематике работы, у некоторых это связано с выбором профессии и рода деятельности в будущем.



ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В 2010-2011 УЧЕБНОМ ГОДУ – 4 ЧЕЛОВЕКА:

 1.

Парусимова Варвара

 7«б»

Моллюски на банках белого моря

2

Погосян Офелия

 8«б»

Голос: голосообразование, Виды голосов

 3

Ермолаева Евгения

 7«б»

Тигры – и все о них в легендах и жизни

 4

Раскина Серафима

 7«б»

Теория эволюции Ч.Дарвина. За и против.



- Биологическая секция Ученической конференции в 2011-2012 учебном году:

№п/п

ФИ УЧАЩИХСЯ

КЛАСС

ТЕМА

РЕЗУЛЬТАТ

1.

Райзер Рори



Иммунитет и его роль в жизни человека

I

2.

Елизарова София



Химический состав растений и их роль в жизни человека

СЕРТИФИКАТ

3.

Кислякова Ирина



Дельфинотерапия

II

4.

Корнилова Антонина



Значение медуз в жизни человека

II

5.

Комарова Алевтина



Экология и генетические особенности клевера

I

6.

Погосян Офелия



Диапазон звуков, присущий музыкальному слуху

II

7.

Вакурова Анастасия



Феномен сна и сновидения

II

8.

Птуха Мария



Биологический механизм запахов

I

9

Розина Евгения



 Дельфины – жизнь, биология, разнообразие

СЕРТИФИКАТ

10

Соколова Лейла



Здоровье зубов и правильный уход за полостью рта

I


- Химико-биологическая секция Ученической конференции в 2012-2013 учебном году:




п/п

ФИ учащихся

Класс

Тема работы

Результат

1

Соколова Лейла

6 Б

Работоспособность человека

Диплом II степени

2

Пивоварова Валерия

6 Б

Моё удивительное тело

Диплом III степени

3

Коваль Лидия

6 Б

История открытия и изучения нити ДНК

Диплом IIIстепени

4

Бухмирова Полина

7 А

Жизнь акул до рождения

Диплом III степени

5

Карклина Надежда



Анималотерапия: история, виды, значение в жизни человека

Диплом II степени

6

Нечаева Дарья

7 А

Глаза у человека и животных

Сертификат

7

Флерова Анастасия

6 Б

Опасные заболевания человека

Диплом II cтепени

8

Матяшова Антонина

6 Б

10 самых опасных и 10 самых полезных продуктов

Диплом I степени

9

Сидоркина Галина

9 А

Яды растительные и животные, лекарства

Сертификат

10

Парусимова Варвара

9 Б

Многолетняя динамика поселения Macoma Baltica, связанных с мидиевыми банками в вершине Кандалакшского залива Белого моря

Диплом III степени


Учащиеся 9-х классов, получившие дипломы 1-й степени получали право на экзамене по биологии отвечать на два вопроса билета вместо 3-х.
Секция: Химико-биологическая в 2013-14 учебном году.

№ п/п

ФИ учащихся

Класс

Тема

Результат

Руководитель

1

Арбатская Анжелика



Ядовитые и лекарственные растения Ленинградской области

сертификат

М.Н. Фурса

2

Пивоварова Валерия



Роль живых организмов в обогащении почвы

I

М.Н. Фурса

3

Харитоненко Елизавета



Использование природных материалов в быту и в одежде в разные эпохи

III

М.Н. Фурса

4

Райзер Рори



Адаптация человеческого организма

III

М.Н. Фурса

5

Соколова Ксения



Психотипы учащихся 8а класса

I

М.Н. Фурса

6

Нечаева Дарья



Мышьяк

II

Л.С. Варламова

7

Райхельгауз Иосиф



Почему углерод – основа жизни на земле

III

Л.С. Варламова

8

Власенко Анастасия,

Иванова Анна



Определение нитратов и нитритов в продуктах питания

сертификат

Л.С. Варламова

9

Масалимова Регина

10а

Стекло

I

Л.С. Варламова

10

Колосова Екатерина,

Семенцова Дарья

10а

Заболевания головного мозга

II

М.Н. Фурса

11

Протасова Екатерина

11б

Кислотно-щелочной баланс и человек

I

Л.С. Варламова

12

Вакурова Анастасия.

11б

Нарушения сна

II

Л.С. Варламова



3) олимпиадное движение:

Прекрасно, что для наших учащихся есть неограниченные возможности проверить и оценить и свои знания и свои силы по различным предметам, в том числе и по биологии самого разного уровня. Ежегодно и учащиеся нашей гимназии принимают участие в олимпиадах – Всероссийской олимпиаде школьников, СПбГУ олимпиаде по биологии Федерального уровня, медико-биолого-экологичеких, которые проводят наши медицинские ВУЗы.

И результаты есть: призеры и победители районного, городского, регионального уровней.
4) Пришедшее на смену привычному и традиционному устному экзамену – ЕГЭ. К этому новому явлению можно по-разному относиться, но это уже данность, которая привела к сложным ситуациям в учебном процессе. Слова о «натаскивании на ЕГЭ», о коррупции в этой сфере, к сожалению, снизило мотивацию многих учащихся в получении знаний по предмету с помощью учителя и привело к замене преподавания знаний на отработку навыков выполнения заданий. Не спорю, знакомство с заданиями и правилами их решения и оценки необходимо. Но знания первостепенны! Именно они помогут выбрать правильный ответ, найти соответствие, составить схему, решить задачу, написать развернутый ответ на поставленный вопрос. Поэтому своим ученикам, которым для поступления в ВУЗ требуется сдача экзамена по биологии, покупать варианты заданий по ЕГЭ, самостоятельно по ним тренироваться, а на уроках мы со всеми осуществляем контроль уровня знаний по моим разработкам, которые вошли в Фонд оценочной деятельности ГБОУ гимназия № 209. Уже с 6-го класса учащиеся привыкают к разноуровневым и разнотипным заданиям на проверочных работах, что позволяет на протяжении ряда лет выработать у них навыки по их выполнению. Вырабатывают умения осмысливания информации, выделения главного, сравнения и вычленения сходств и различий, формулирования четкого представления и правильного ответа на поставленные вопросы – в результате создается система упорядоченных знаний и представлений, навыков и умений, компетенций и практической значимости приобретенных знаний по предмету.

За 14 лет работы в данном учебном заведении учащиеся, прошедшие подготовку у меня, как учителя биологии, показывали высокие результаты, как по устным экзаменам, так и теперь по ЕГЭ, значит, система работает. Ведь сам ЕГЭ – это этап контроля знаний, а потом продолжается процесс дальнейшего обучения, и без системы школьных знаний сделать его успешным практически невозможно.

Говоря о своих выпускниках, хочется искренне за них порадоваться, потому что поступают в медицинские вузы, на психологический и биолого-почвенный факультеты СПбГУ, показывают результаты выше среднего по городу Санкт-Петербургу, наши выпускники работают по выбранной специальности в больницах, стоматологических поликлиниках и психологических центрах города.

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться - даст возможность самореализации, социального роста, самоутверждения как личности.

Всем желаю успехов!