Главная страница


Степанова Марина Васильевна



НазваниеСтепанова Марина Васильевна
Дата18.04.2016
Размер37.8 Kb.
ТипДокументы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Буинска РТ»

Д О К Л А Д

«Воспитание лидерских качеств у старшеклассников»

Выступила на педагогическом совете

классный руководитель 10 кадетского класса:

Степанова Марина Васильевна,

учитель 1 квалификационной категории.

г.Буинск 2013-2014 уч.год

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, везде нужны лидеры. Лидерство- это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Можно прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, достигая тот уровень развития, который поставили перед собой другие, претворяя в жизнь чужие желания, потребности, мечты, при этом принося в жертву свои собственные, и «личная сила» и «лидерство» оказываются в руках окружающих людей и общества.

До сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Некоторые считают, что кто-то от рождения обладает «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, другие считают – что за счет определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта можно «создать» и сформировать лидера.

Лидер – это тот, кто в определенной ситуации берет большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.

В 10 кадетском классе можно выделить школьников, которым лучше других дается организация и проведение различных мероприятий. Например, если взять спортивную и военную направленности, можно однозначно отметить Галимову Лиузу, так как только она способна вести за собой команду, вселяя надежду на успех. В данном конкретном случае Луиза является лидером в классе. А если обратиться к интеллектуальным мероприятиям, то нет равных Идиатовой Эльвине, Поповой Татьяне, Маннаповой Лиле. Так как они часто выступают в роли лидеров и, по моим наблюдениям, класс чаще прислушивается к их мнениям. А если выбрать художественное творчество, тут нет равных Михайловой Ксении. Конечно, воспитание лидерских качеств берёт своё начало в младших классах. В данном случае я с 5 класса старалась воспитывать лидерские качества у учащихся ненавязчиво. В первую очередь, уделяла большое внимание формированию самоуправления в классе. Так как часто обращалась за помощью к активу класса, старалась воспитывать ответственность за возложенные на них обязательства.

Я думаю, что именно школа обладает оптимальными условиями для формирования лидерской позиции подростков. Дух лидерства свойственен природе каждого ребёнка. Поэтому классному руководителю необходимо владеть современными методами и формами взаимодействия с детьми, работы с коллективом, которые были бы направлены на поддержку и развитие, а не подавление лидерских качеств ребёнка. Очень часто подростки не имеют представления о наличии у себя лидерских способностей, так как в роли организатора никогда не выступали. В этом случае приходится корректно направлять ученика в правильное русло.

Невозможно ожидать, а тем более требовать от подростка серьезной организаторской работы без соответствующей методической и психологической подготовки, поэтому очень важно руководителю правильно организовать работу.

Сегодня, как  никогда уделяется внимание той среде, в которой  вращается индивид образовательного процесса. Внимание уделяется чёткой  гражданской позиции. И я, как классный руководитель, должна  грамотно выстроить свою работу  со своими воспитанниками.     Лидерство не может   быть  без окружающей его среды, а социальная среда определяет положение лидера.                                           

  Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, умение понять особенности психологии одноклассников, организаторские способности. Порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Лидер не только направляет, и ведёт своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.    

Имеются случаи, когда в классе появляется универсальный лидер (он и самый подходящий капитан баскетбольной команды, и самый лучший капитан команды КВН, только он может лучше других организовать проведение вечера или выпуск стенной газеты и т.д.). Однако, как правило, в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры. Как в нашем случае.

Руководить и управлять процессом развития лидерских качеств можно при создании педагогических условий, способствующих развитию качеств лидера. Для этого я создаю временное или постоянное поле для социального развития личности ребенка, выбираю наиболее целесообразные виды деятельности, способствующие проявлению и формированию лидерских качеств у детей. Используя эффективные педагогические технологии и современные диагностические методики выявляю детей с развитыми организаторскими способностями, обеспечиваю формирование и развитие лидерских качеств. В данном случае часто использую игровые моменты на классных часах, провожу психологические тесты.

Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи – не только облегчает подростку некоторое независимое существование от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. Объясняю ребятам, как лучше понять себя и задуматься о тех качествах личности, которые могут положительно сказаться на их положении в классе.