Главная страница

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья



Скачать 30.05 Kb.
НазваниеОсобенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Дата18.04.2016
Размер30.05 Kb.
ТипДокументы

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей, которые имеют отклонения в развитии и их нормально развивающихся сверстников в образовательном учреждении. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию.

Под социально-образовательной интеграцией предполагается такая организация совместного обучения, при которой происходит обеспечение условий, необходимых для того, чтобы учащимися был приобретен положительный опыт взаимодействия. Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, должно отличаться от того, которое они могли бы получить в специальных (коррекционных) классах. Такое обучение может быть эффективно лишь для детей, соответствующих или близких по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме и психологически готовых к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Эти дети (от 1 до 5 человек) включаются в обычные классы общеобразовательной школы по месту жительства.

В общеобразовательной школе увеличивается количество тех уроков, которые дети с особенностями в развитии могли бы посещать с обычными сверстниками. Но в то же время при обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Еще сложнее выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Они нуждаются в особых условиях обучения, социально - психологического сопровождения, воспитания и первоначальной профессиональной подготовки.

Как учесть все эти сложные моменты, возникающие при интеграции? Опыт экспериментальной работы показывает, что наиболее эффективно интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья при комбинированных вариантах. Выбор модели оказания коррекционно - педагогической поддержки учащимся с отклонениями в развитии должен осуществляться с учетом состава учащихся школы и желания педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в нее.

Процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу включает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесса:

1) обучение в общеобразовательном интегрированном классе осуществляется по программам для общеобразовательных и специальных образовательных учреждений;

2) обучение в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки по рекомендованным психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) специальным образовательным программам в соответствии с индивидуальными коррекционно-образовательными маршрутами, разработанными специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);

3) оказание специальной коррекционной помощи, направленной компенсацию имеющихся нарушений в развитии ребенка специалистами службы;

4) развитие и коррекция посредством системы дополнительного образования.

Комплектование классов интегрированного обучения осуществляется на основании решения городской или областной ПМПК при совпадении желания родителей и наличия в учреждении необходимых психолого-педагогических условий: служб сопровождения, учебно-методического и кадрового обеспечения, развитой материально-технической базы.

Интегрированное обучение основано на дидактических принципах специального и общего образования. Интегрированное обучение должно быть воспитывающим и развивающим, предполагать формирование нравственных представлений и понятий, воспитывать адекватные способы поведения, включать всех учащихся в процесс учебной деятельности, которая способствует развитию психических функций и самостоятельности детей.

В интегрированном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия школьников с различными умственными способностями. Учителю необходимо не только решать задачи, которые связаны с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимать меры, направленные на оптимизацию взаимоотношений в детском коллективе, коррекцию отклоняющегося поведения, развитие сильных сторон личности каждого ученика.