|
Использование на уроке технологии развития критического мышления Использование на уроке технологии развития критического мышления
Автор: Горшкова Светлана Владимировна,
учитель МХК и истории и культуры С-Петербурга,
ГБОУ СОШ 309 Центрального района В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить,
чем сообщить ему те или иные знания.
Л.С. Выготский
Перед учителями современной школы ставятся непростые задачи.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» мы можем прочесть: «Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Для эффективного решения педагогических задач я использую различные технологии, остановлюсь на педагогической технологии развития критического мышления . С этой технологией я познакомилась недавно, она показалась мне интересной своей актуальностью, так как критическое мышление – мышление самостоятельное, носит индивидуальный характер.
Конструктивную основу технологии составляет базовая модель трех стадий "Вызов - осмысление - рефлексия", которая позволяет помочь школьникам самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.
На этапе вызова из памяти учащихся «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом. Через эту первичную деятельность обучаемый определяет уровень собственных знаний, к которому может быть добавлена новая информация (понимание новой информации сознательно, основательно и осуществляется через критическое оценивание). Определяются цели рассмотрения той или иной темы. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, роль учащихся в образовательном процессе активизируется, формируется личный интерес, создаются условия для совершенствования навыков общения.
На стадии осмысления школьник вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения, интегрирования старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Новое понимание может проявиться в собственной интерпретации изученного, в возможности прогнозирования, в решении задач и учебных проблем. При этом инициируется сравнительный, критический анализ и синтез осваиваемой информации, то есть формируется собственное отношение к тексту. С помощью ряда приемов учитель помогает учащимся самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
Этап рефлексии характеризуется тем, что учащиеся (в ходе дискуссий, разбора конфликтных ситуаций и парадоксов науки и т.д.) закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного отношения к изучаемому. Сущность данного этапа определяет анализ собственных мыслительных операций. Ознакомление с разнообразными способами интегрирования информации, осуществляющееся в ходе живого обмена мнениями, делает мышление более гибким и конструктивным. Важность данного этапа заключается в том, что ученик сам определяет направления для дальнейшего изучения темы. Приемы ТРКМ: мозговая атака, синквейн, перепутанные логические цепочки, ЗХУ, ключевые термины, концептуальная таблица, тонкие и толстые вопросы, кластер, инсёрт, предвосхищение при чтении, зигзаг, fishbone и т.д. Приведу несколько примеров с использованием приемов ТРКМ.
Работа с таблицей «Верные – неверные утверждения».
Учебник: Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. М.: Дрофа, 2011, раздаточный материал.
Каждая группа получает таблицу с одним из указанных ниже утверждений.
Учащиеся в группах устанавливают верно ли данное утверждение. Если ученики в группе согласны с предложенным утверждением, то ставят в графе «До чтения текста» знак «+», если не согласны – «- ».
Утверждения
| До
| После
| чтения текста
| 1. «Не сотвори, а найди и открой» - таков девиз японских художников.
|
|
| 2. Сложность, максимум предметов и деталей, симметричность композиции являются важнейшими принципами художественного творчества.
|
|
| 3 .Сохранение первозданной красоты самого предмета.
|
|
| 4. Завершенность формы становится важнейшим критерием художественности.
|
|
| 5. Японское искусство сформировалось без участия китайской и корейской культур.
|
|
| 6. Великое мастерство японских мастеров – извлекать радость из обыкновенных вещей.
|
|
| Во время работы с текстом возможно тематическое музыкальное сопровождение.
После самостоятельного знакомства с текстом учащиеся возвращаются к данному утверждению. Учащиеся оценивают его достоверность, используя полученную из текста информацию, и заполняют графу таблицы «После чтения текста», затем дополняют список утверждений, которые могли бы стать основой таблицы.
Обсуждение выполненной работы.
Представитель каждой группы озвучивает результат работы, учащиеся других групп записывают особенности культуры средневековой Японии себе в тетради. После обсуждения в тетрадях каждого учащегося записано пять(по количеству групп) особенностей культуры средневековой Японии.
Использование приема «синквейн».
Учитель. Культура страны восходящего солнца в конце 20 в. в начале 21в. сохраняет свое самобытное значение, дарит миру ощущение тонкости, гармонии, красоты, чуткого восприятия прекрасного.
Задание. Попробуйте определить свое восприятие культуры этой страны, составив «портрет Японии».
Для выполнения этого задания используется прием «синквейн» наоборот:
Портрет средневековой Японии
Самобытная, уникальная
Формировалась, сохранила, представляет
«…цветок говорит со мной, и я знаю его тайны…»
Загадка
Стратегия ЗХУ ( «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали») на примере разбора вопроса: «Что изменилось на карте города в конце 18 века?»
Учебник: Л. К. Ермолаева. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1. СПб, СМИО Пресс.
Задачи:
1.самостоятельно структурировать материал во время подготовки к работе;
2. выделять основные блоки в представляемой информации;
3. излагать сущность проблемы и делать выводы в письменной форме;
4. сотрудничать в паре и использовать различные источники информации;
5. фиксировать фрагменты информационного сообщения в оптимальной форме.
1. Сегодня мы поговорим о том, какие изменения произошли на карте города в конце 18 века, по сравнению с предыдущими периодами. Запись темы урока.
Работать будем следующим образом. Сейчас я вас попрошу индивидуально, используя статьи учебника, записи прошлых уроков, составить список «Территория города в середине 18 века».
Преподаватель может раздать дополнительный материал по вопросу.
2. Учащиеся просматривают материал и составляют список в тетрадь. Затем учитель просит их обменяться результатами своей работы с соседом и составить на основе двух списков один общий. На всю эту работу отводится примерно 5-10 минут. Некоторые пары делятся результатами своей работы со всем классом.
3. Учащиеся рисуют в своих конспектах таблицу ЗХУ, и учитель предлагает им записать ключевыми словами события, включенными ими в список, в графу «Знаем». Если кто-то из учащихся не уверен, правильно ли он вспомнил какой-то факт, то учитель , тем не менее, все равно просит его записать этот факт – впоследствии можно будет его проверить. Инструкция так и звучит: «Запишите то, что знаете или считаете, что знаете».
«З» Знаем
| «Х» Хотим узнать
| «У» Узнали
| 1.
2.
3.
4.
| 1.
2.
3.
4.
| 1.
2.
3.
4.
(Осталось узнать)
1.
2.
3.
| Категории информации
| Источники информации
| А.
Б.
В.
Г.
| 1.
2.
3.
| 4. Затем учитель просит заполнить учеников графу «Хотим узнать». «Что вы хотите узнать о изменении на карте города в конце 18 века?». Сначала индивидуального, а затем в парах слушатели составляют и обобщают список. Если запросов слишком много, учитель предлагает сосредоточиться на основных (5-6).
5. Далее работаем с нижней левой частью таблицы. «Какие категории, понятия будут являться основными в теме сегодняшнего урока? Именно в этих понятиях и будем описывать результаты нашего исследования». Учащиеся предлагают свои варианты, обсуждают их и записывают.
6. Теперь настало время удовлетворить некоторые вопросы. Слушая учителя (презентация) или читая текст учебника пр. 20 (часть 1), сосредоточьтесь на том, что вы хотели узнать по теме. Речь идет о списке, расположенном в графе «Х».
7. Учащиеся слушают учителя или читают текст и делают пометки в своих записях, ориентируясь на содержание графы «Х». «Приобретения» учащиеся записывают ключевыми словами в графу «У» («Узнали»). Если данные , содержащиеся в графе «З», требуют уточнения, коррекции, ученики осуществляют правку самостоятельно.
8. «Давайте подведем некоторые итоги. Что из того, что мы хотели узнать , мы узнали, а что нет». Ученики работают сначала в парах, а затем те пары, которые еще не участвовали в обсуждении, имеют возможность рассказать о результатах своей работы. Учитель акцентирует внимание на тех результатах, которые были описаны в понятиях, зафиксированных в нижней левой графе. Если же для описания приобретенного знания нужны другие понятия, это оговаривается и ученики дополняют изначальный список.
9. Учащиеся, каждый индивидуально, записывают основные выводы на основании результатов проделанной работы.
10. Ученики зачитывают свои выводы, после чего учитель спрашивает: «Что же нам осталось узнать?» и предлагает составить список того, что не было отражено на уроке, но, тем не менее, связано с его темой.
11. На некоторые вопросы учитель, если это необходимо, может ответить сам, а на некоторые он предлагает ответить самостоятельно, используя различные источники.
12. Заполняется нижняя правая часть таблицы. «Какими источниками мы можем пользоваться, чтобы больше узнать об этой теме?» Составляется перечень источников, который нужно сформулировать максимально конкретно (например, благодаря художникам: Бенджамену Патерсену и Федору Алексееву, мы можем представить облик Петербурга в конце 18 века).
Формирование рефлексивных умений в процессе изучения предмета.
Одной из наиболее актуальных проблем является проблема отслеживания и оценивания достижений учащихся. Для успешного обучения школьнику важно правильно оценить собственные познавательные возможности. В основу самоанализа познавательных возможностей положено четыре блока умений учащихся:
1. Умения использовать разные виды источников информации;
2. Умения организовать свою деятельность;
3. Умения, связанные с представлением результатов своей деятельности;
4. Умения использовать достижения культуры для своих нужд. Приведу возможную таблицу для самоанализа:
Показатели для самооценки
| Могу самостоятельно
| Могу с помощью
| Пока не могу
| Суждение учителя
| 1. Умения школьников использовать разные виды источников: «Я могу…»
| 1.1. «считывать» информацию с памятников культурного наследия: архитектурных и скульптурных объектов, произведений живописи и т.п.
|
|
|
|
| 1.2. пользоваться учебником (не только текстом)
|
|
|
|
| 1.3. находить и использовать дополнительную литературу по теме
|
|
|
|
| 1.4.находить и использовать в учебе CD –диски
|
|
|
|
| 1.5. пользоваться Internet
|
|
|
|
| 1.6. использовать сразу несколько противоречивых источников информации для своей работы
|
|
|
|
| Итого по балу
|
|
|
|
| 2. Умения школьника организовать свою деятельность: «Я могу…»
| 2.1. четко сформулировать интересующую проблему
|
|
|
|
| 2.2 поставить себе цель
|
|
|
|
| 2.3. спланировать порядок действий по решению проблемы
|
|
|
|
| 2.4.анализировать информацию, полученную из различных источников
|
|
|
|
| 2.5. описывать произведения искусства
|
|
|
|
| 2.6. сравнивать различные памятники культурного наследия
|
|
|
|
| 2.7. обратиться за помощью к кому-либо, к учителю, родителям, однокласснику
|
|
|
|
| Итого по блоку
|
|
|
|
| 3. Умение школьника, связанные с представлением результатов своей деятельности : «Я могу…»
| 3.1. представлять информацию в виде связанного интересного текста
|
|
|
|
| 3.2. писать доклад
|
|
|
|
| 3.3. делать сообщение
|
|
|
|
| 3.4. высказывать и обосновывать свое мнение
|
|
|
|
| 3.5. корректировать свое мнение на основании анализа чужих мнений
|
|
|
|
| 3.6. передавать свое мнение в рисунке, театральной постановке
|
|
|
|
| Итого по блоку
|
|
|
|
| 4. Умения использовать для своих нужд достижения культуры : «Я могу…"
| 4.1. составить маршрут по городу
|
|
|
|
| 4.2. составить для себя и своих друзей программу посещения музея
|
|
|
|
| Итого по блоку
|
|
|
|
| Итого по анкете
|
|
|
|
| Как известно, концепция стандартов второго поколения, принятая в 2008 г., пополняет известную терминологию «знания», «умения», «навыки», «компетенции». Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей): способность к саморазвитию и сомосовершенствованию. Технология развития критического мышления – один из путей, способствующих достижению необходимого результата.
Используемая литература.
1.Загашев И.О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс» «Дельта»
2.Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке ив системе подготовки учителя: Учеб.-метод. Пособие. – СПб.: КАРО
3. Заир-Бек С.И. «Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы» «Директор школы», 2005, № 4, стр.66.
4.Гузеев В.В. «О скрытом контексте в технологии развития критического мышления» - «Педагогические технологии», 2006, № 2, стр.16.
5. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие: Л.А. Турик , Н.А. Осипова.- Ростов н\Д: Феникс,2009.-281.
6. Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. СПб.: СМИО Пресс.
7.Бустром.Р. Размышления о размышлении: материалы семинара «Развитие критического мышления через чтение и письмо»\Р. Бустром.-2000.
8.Викентьева И. Ода синквейну \\ Перемена.-2002.-№3.
9.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии \В.В. Гузеев\\ Директор школы.-1998.-Вып.5. |
|
|