|
Памятка по защите от электромагнитного излучения Заключение
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Г. Бийска, Алтайского края
Исследовательская работа Электромагнитный смог и его влияние на здоровье человека
Автор:
Ученик 10 «Б» класса
Чуликов Владимир Руководитель:
Учитель физики
Богомолова
Наталья
Вениаминовна
2011 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………….2 1.Электромагнитное поле, его виды, характеристики… … … … … ….. …4
2. Практическая часть ………………………………………………………10
2.1 Практическая работа..…………………………………………………...10
2.2 Опрос школьников………………………………………………………12
2.3 Беседа с начальником управления здравоохранения г. Бийска……..13
3. Памятка по защите от электромагнитного излучения………………….16
Заключение …………………………………………………………….........17 Список использованной литературы………………………………….........19
Приложения………………………………………………………………….20
Введение
Современные достижения науки доказывают, что мир, в котором мы живём, не является слепым сцеплением атомов, молекул, сил энергии и т.д. Он - единое образование, в котором все части связаны между собой так, что каждая является причиной следующей и следствием предыдущей. В этом едином образовании сам человек, как биологический организм, представляет собой сложный органический объект, целиком и полностью зависящий от условий окружающей его среды.
Эта тема меня заинтересовала потому, что технический прогресс, которого так добивается Человечество для облегчения своей жизни, ее же сокращает и губит. За последние тридцать лет три четверти населения Земли собралось в городах, и нет семьи, которое не использует электричество во все возрастающих масштабах.
Цель исследования: изучение проблемы влияния электромагнитного излучения на организм человека.
Задачи исследования:
Изучить литературу о влиянии электромагнитного поля бытовых
приборов и сотовых телефонов на организм человека.
Выявить какие виды электромагнитного излучения испускает
монитор компьютера и телевизора.
Изучить влияние этих излучений на организм.
Провести социологический опрос среди учащихся школы.
Вывести и сформулировать советы для учителей, родителей и детей
при работе с этими приборами
Методы исследования:
Исследование влияние электромагнитных приборов на живые организмы;
социологический опрос учащихся МОУ СОШ №3 города Бийска;
изучение отчета по углубленному осмотру учащихся общеобразовательных учреждений за 2005-2009г.г. по г. Бийску;
беседа с начальником управления здравоохранения г. Бийска Чуликовой Екатериной Анатольевной и главным врачом МУЗ «Бийский центр медицинской профилактики» Медведевой Надеждой Михайловной;
изучение медицинских карт учащихся 9 классов МОУ СОШ № 3
анализ полученных данных.
Объект исследования: излучения, создаваемыми мониторами
компьютера, телевизионного экрана и сотового телефона
Предмет исследования: влияние излучения на организм человека.
Электромагнитное поле, его виды, характеристики.
Электромагнитное поле – это особая форма материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между электрически заряженными частицами.
Электрическое поле – создается электрическими зарядами и заряженными частицами в пространстве.
Магнитное поле – создается при движении электрических зарядов по проводнику. [ 5 ]
Физической причиной существования электромагнитного поля является то, что изменяющееся во времени электрическое поле возбуждает магнитное поле, а изменяющееся магнитное поле – вихревое электрическое поле. Непрерывно изменяясь, обе компоненты поддерживают существование электромагнитного поля. Для характеристики величины электрического поля используется понятие напряженность электрического поля, обозначение Е, единица измерения В/м (Вольт-на-метр). Величина магнитного поля характеризуется напряженностью магнитного поля Н, единица А/м (Ампер-на-метр). При измерении сверхнизких и крайне низких частот часто также используется понятие магнитная индукция В, единица Тл (Тесла), одна миллионная часть Тл соответствует 1,25 А/м.
По определению, электромагнитное поле - это особая форма материи, посредством которой осуществляется воздействие между электрическими заряженными частицами. Физические причины существования электромагнитного поля связаны с тем, что изменяющееся во времени электрическое поле Е порождает магнитное поле Н, а изменяющееся Н - вихревое электрическое поле: обе компоненты Е и Н, непрерывно изменяясь, возбуждают друг друга. ЭМП неподвижных или равномерно движущихся заряженных частиц неразрывно связано с этими частицами. При ускоренном движении заряженных частиц, ЭМП "отрывается" от них и существует независимо в форме электромагнитных волн, не исчезая с устранением источника (например, радиоволны не исчезают и при отсутствии тока в излучившей их антенне). [ 1 ]
Открытие электромагнетизма
Открытие этого вида материи казалось прекрасным примером взаимодействия материи и вещества, казалось бы, разной природы они могут взаимодействовать. Это смог доказать в 1819 году датский физик Г.Х. Эрстед, он обнаружил, что проводник, по которому шел ток, вызывает отклонение стрелки магнитного компаса, это и стало доказательством, того, что электрические и магнитные поля взаимосвязаны.
А впервые дал математическое описание этому явлению французский физик А.Ампер в 1824 году. Дж. Максвелл математически доказал, что скорость распространения электромагнитных волн равна скорости света в вакууме. Впервые электромагнитные волны получил Г. Герц. Основываясь на опытах Герца, А. С. Попов изобрел радио. [ 1 ]
Влияние электромагнитного поля на здоровье человека
Открытие электромагнетизма сильно повлияло не только на судьбу человечества, но и всей планеты. Появилось множество приборов, использующих этот тип материи, в пример можно привести радио, телевидение, сотовую связь, провода линии электропередач, бытовые приборы, персональные компьютеры, микроволновые печи.
Население Земли используют эти приборы в своей повседневной жизни, даже не задумываясь, какую угрозу они представляют для здоровья человека. Влияния электромагнитных полей вызывают многие заболевания, к каким относят заболевания сердечнососудистой системы, нервной системы, в последнее время уже зафиксировано множество случаев онкологических (т.е. раковых) заболеваний. Привести к этому может частое нахождение человека рядом с приборами с сильным электромагнитным полем.
Почему же это происходит? В природе существуют источники электромагнитных полей, совершенно не связанные с бытовыми приборами – это природные источники ЭМП. К ним можно отнести нашу планету, Курскую Магнитную аномалию и множество других. Но причем, же здесь человек? Оказывается, человек тоже обладает ЭМП, но оно значительно слабее, чем окружающие его поля, поэтому оно постоянно находится под влиянием других полей. Каждый орган в нашем организме имеет свою частоту, и своё, пусть не очень сильное ЭМП, но из небольших – слабых полей состоит человек, и, следовательно, изменение даже в какой- то его части организма может повлечь за собой тяжелые последствия. Магнитные поля бытовых приборов постоянно контактируют с ЭМП человека и вызывают отклонения. Так появляются заболевания, вызванные ЭМП.
Основные источники ЭМП
Среди основных источников ЭМИ можно перечислить:
Электротранспорт (трамваи, троллейбусы, поезда)
Линии электропередач (городского освещения, высоковольтные)
Электропроводка (внутри зданий, телекоммуникации)
Бытовые электроприборы
Теле- и радиостанции (транслирующие антенны)
Спутниковая и сотовая связь (транслирующие антенны)
Радары
Персональные компьютеры
Что такое электромагнитный смог?
Любое электрическое техническое устройство рассеивает часть поступающей к нему энергии в виде электромагнитных полей. Человек со дня рождения вынужден жить внутри постоянно нарастающего электромагнитного поля, появился даже термин электромагнитный смог. Электромагнитный смог взаимодействует с собственным электрическим полем организма (в виде ауры) и частично подавляет ее. В результате от этого взаимодействия собственное поле организма искажается, что приводит к искажениям информационного и клеточного обмена внутри организма, уменьшению иммунитета и заболеваниям наиболее ослабленных его звеньев. Ничто на Земле не проходит бесследно и за прогресс приходиться платить собственным здоровьем.
Таким образом, электромагнитный смог, в отличие от таких уже привычных для нас явлений, как загрязнение промышленными отходами воздуха, почвы и воды, невидим, но это отнюдь не значит, что он не влияет на человеческий организм. Задумайтесь: сегодняшний уровень электромагнитного фона Земли превышает прежний, естественный уровень фона в городах в сотни тысяч раз. В результате действия суммы неблагоприятных факторов в городах, даже при всех достижениях комфорта, продолжительность жизни человека сокращается во всем мире.
Живые организмы на Земле еще не приспособлены к колебаниям и повышениям уровня внешних электромагнитных полей, как и в случаях с ядерной радиацией. Известно, что при повышении радиоактивного фона даже на несколько десятков процентов, организм человека практически беззащитен. Аналогия с электромагнитным воздействием напрашивается сама. Это, безусловно связано с тем, что ядерное радиационное воздействие и электромагнитный смог имеют общую природу, но разную глубину проникновения в организм из-за разных величин кинетики своих энергий.
2. Практическая часть
Для определение видов излучения, испускаемого экраном телевизора и монитором компьютера воспользуемся методом наблюдения, сравнения и идентификации полученных данных по методике В.Ф.Шилова. [ 6 ] 2.1. Практическая работа Цель: определить виды излучения экрана телевизора, сравнить интенсивность излучения двух телевизоров: с электронно-лучевой трубкой и жидкокристаллического.
Приборы и материалы: флуоресцирующий экран, стеклянная пластинка толщиной 2,5 мм, лист белой бумаги толщиной 0,08мм, лист черной бумаги, счетчик ионизирующих частиц, алюминиевая пластинка толщиной 2мм, секундомер, экран телевизора марки SAMSUNG .и телевизор марки «Филипс» (Приложение. Фото №1,2,3)
Ход работы:
Поместим флуоресцирующий экран напротив экрана телевизора на расстоянии 10 см. В течение 1 мин держим его перед телевизором. Затем, в полной темноте наблюдаем в течение 3 мин яркое зеленоватое свечение флуоресцирующего экрана. (Приложение 6. Фото № 2)
Поместим между флуоресцирующим экраном и экраном телевизора стеклянную пластинку, так, чтобы закрыть половину флуоресцирующего экрана. (Приложение 6)
После 1 мин освещения телевизор отключаем и наблюдаем слабую границу в яркости свечения между прикрытой стеклом и неприкрытой части флуоресцирующего экрана.
Вывод 1. Так как стекло задерживает часть ультрафиолетового излучения, то опыт показал, что этот вид излучения присутствует в излучении экрана телевизора.
3. Поставим между экраном телевизора и флуоресцирующим экраном ладонь с раскрытыми пальцами и после 1 минутной экспозиции наблюдаем в темноте на флуоресцирующем экране тень пальцев руки. (Приложение 8. Фото №3)Тень размыта в суставах пальцев.
Вывод 2. Опыты доказывают, что светящийся экран телевизора дает рентгеновское излучение .
4. Включим в сеть переменного тока лабораторный счетчик ионизирующих частиц. До поднесения к экрану телевизора счетчик регистрирует 15 импульсов в минуту. Это фоновое излучение. (Приложение.)
5. Поместим счетчик ионизирующих частиц около светящегося экрана телевизора. За 1 минуту 32 импульса. (Приложение 5)
Вывод 3. Счетчик ионизирующих частиц не регистрирует альфа – частицы, следовательно, светящийся экран дает бетта-излучения.
6. Подносим люминесцентный экран к обычному телевизору на расстояние 12 см, включаем телевизор, ждем 10 минут. По окончанию времени выключаем телевизор, переносим экран в темную комнату. Экран в темноте не был виден, но теперь он светится. Свечение продолжается на протяжении 11 минут.
7. Теперь возьмем тот же экран, после того как тот перестал светиться, и повторяем те же самые действия, что и в первый раз, т.е. держим у телевизора с жидкокристаллическим экраном 10 минут. По прошествии времени забираем экран и несем его в темную комнату, там экран продолжает светиться на протяжении 3 минут.
Вывод 4. Излучение от жидкокристаллического экрана меньше, чем от экрана с электронно-лучевой трубкой. 2.2 Опрос школьников
Был проведен опрос учеников 9 классов МОУ СОШ №3 города Бийска 15-16 летнего возраста. Был опрошен 71 школьник.
63% от опрошенных (45 человек) 15-летнего возраста и 37% (26 человек) 16 летнего возраста. Учащиеся должны были ответить на вопросы:
1. Имеется ли в семье персональный компьютер?
2. Сколько времени проводят школьники у компьютера?
3. Какова продолжительность разговора по сотовому телефону?
4. Сколько времени проводят школьники у телевизора?
97% от числа опрошенных считают себя здоровыми, но в реальности, они даже не подозревают, какую угрозу для них представляют приборы, излучающие электромагнитные поля. (Приложения 1 – 4)
2.3 Беседа с начальником управления здравоохранения г. Бийска
Начальник управления здравоохранения г. Бийска Чуликова Екатерина Анатольевна и главный врач МУЗ «Бийский центр медицинской профилактики» Медведева Надежда Михайловна рассказали, что статистические данные по углубленному осмотру учащихся общеобразовательных учреждений за 2005– 2009 год по г. Бийску показали, что здоровье школьников резко снизилось по многим показателям. (См. приложение 9)
Проанализировав литературу и интернет-сайты по данной теме, я пришел к выводу, что исследования российских ученых демонстрируют, что электромагнитные поля действуют на уровне нервной клетки, а существенные отклонения возникают даже при действии ЭМП малой интенсивности.
К заболеваниям, вызываемым мощными электромагнитными полями, относятся и заболевания глаз, а именно заболевания хрусталика. Весь организм при долгом нахождении в электромагнитном поле любых приборов нагревается, ввиду этого, ускоряется ток крови (что значительно уменьшает нагрев), но в отличие от всего организма, хрусталик не омывается кровью и, следовательно, при нагреве начинает разрушаться и мутнеть. При долгом нахождении в ЭМП могут возникнуть заболевания глаз. По данным профилактического осмотра школьников 2005-2009 годов, было выяснено, что за 4 года (2005-2006г.г.) возросла патология зрения на 10%.
Электрические и магнитные поля являются сильными факторами, оказывающими влияние на биологические объекты, происходит это из-за того, что нарушается те естественные факторы, вследствие которых сформировалась экосистема. В районе действия электрического поля у насекомых и животных меняется характер поведения: у пчел наблюдается повышенная агрессивность, беспокойство, некоторые животные испытывают шок, другие возбуждение, а голуби, по исследованиям ученых, наоборот стремятся поближе к ЭМП слабой мощности.
Сейчас всё чаще стали входить в обиход человека вещи, вызывающие огромные ЭМ возмущения. Чтобы предотвратить их пагубное влияние человек не должен ждать каких-то новых изобретений, а должен сам стараться обезопасить себя от излучения приборов с сильным ЭМП. [ 4 ]
Памятка по защите от электромагнитного излучения
Мною были написаны несколько правил, которые помогли бы частично защитить вас от вредного ЭМ влияния:
Правила пользования ПК:
С точки зрения электромагнитного излучения компьютер лучше ставить у стены, либо в любом другом месте, находящимся по периметру комнаты. Ни в коем случае не ставить 2 компьютера напротив друг друга, это очень опасно, с точки зрения положения ЭМП. При использовании компьютера нужно рассчитывать время работы на компьютере, по нормам СанПиНа (при непрерывной работе): 1-4 класс 15 минут, 5-7 класс 20 минут, 7-9 класс 25 минут, 10-11 класс 30 минут.
Б) Правила пользования мобильным телефоном:
Разговор по телефону нужно сделать коротким не из соображения тарифного плана, а для своего же здоровья.
Лучше покупать телефоны с внешними антеннами, чем со встроенными.
Покупайте аппараты с хорошей чувствительностью.
Не портите антенну телефона, изменение её геометрических размеров может привести к ухудшению приема сигнала (при плохом сигнале телефон будет пытаться искать связь, при этом процессе достигает пик активности у телефона).
В) Правила просмотра телевизора:
При просмотре телевизора нужно находится на безопасном расстояние, как минимум 3 метра, из-за сильного ЭМП излучения. Желательно почаще проветривать комнату, потому что ЭМ излучение заряжает воздух.
Заключение.
В связи со стремительным ростом числа технологий и приборов избежать влияния ЭМП в современном мире практически невозможно. Защита от электромагнитных полей и излучений в нашей стране регламентируется Законом РФ об охране окружающей природной среды, а также радом нормативных документов. Различные организации как государственные, так и международные разработали множество стандартов и требований для предотвращения, какого бы то не было влияния электромагнитного поля на человека. Действующие сегодня санитарные нормы и правила, которые ограничивают уровни ЭМИ, не соответствуют знаниям об опасности высокочастотных электромагнитных волн, которые были получены учеными всего мира в последнее время. Сегодня, по мнению специалистов, всю Россию можно назвать зоной экологического бедствия. Химическое и физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. Тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов и автомобилей, никто не согласится отказаться от завоеваний цивилизации, даже если речь идет о собственном здоровье. Так что задача состоит в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью в воздухе, воде, почве, жилище, т.к. для современных людей характерно снижение инстинкта самосохранения и сохранение рода. Но в наших интересах — знать и соблюдать некоторые элементарные правила «сожительства» с домашней электротехникой.
Литература:
Ландсберг Г. С. Элементарный учебник физики, т.3. – М.: Наука, С.133
Научно-технический прогресс и охрана природы. // Физика в школе.
1993 г. - №3. – С. 15
Поворознюк В. Н. Экологическое воспитание, Курган., 1997 г.
Рыженков А. П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.:
Просвещение, 2000 г.
Фещенко Т. Физический справочник школьника. – М.: Дрофа, 1996 г.
6. Шилов В.Ф. Лабораторные работы в школе и дома: квантовая физика-
М.: Просвещение, 2006г.
Интернет – источники:
https://comp-doctor.ru/
https://spinet.ru/kendh/index.php
https://abc-people.com/typework/physics/doc-1.htm
https://medicineforyou.org.ru/category/medicine/izlucheniya/
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Проборы, с помощью которых проводилось исследование
|
| Люминесцентный экран
| Стеклянная пластинка
|
|
| Секундомер
| Индикатор ионизирующих излучений
|
Приложение 6
ФОТО № 1
Приложение 7
ФОТО № 2
Приложение 8
ФОТО № 3
Приложение 9
Статистические данные по углубленному осмотру учащихся общеобразовательных учреждений за 2005 – 2009 год по г. Бийску
Приложение 10
Класс
| Количество детей в классе
| Количество детей с нарушением зрения (в %)
| Количество детей с нарушением осанки (в%)
| Количество детей, Занимающихся в подготовительной группе (в %)
| 9 а
| 25
| 28%
| 16%
| 13%
| 9 б
| 26
| 23%
| 19%
| 15%
| 9 в
| 23
| 9%
| 8,6%
| 7%
| 9 г
| 20
| 20%
| 11%
| 20%
| 9 д
| 26
| 19%
| 19%
| 18%
| 9 е
| 25
| 16%
| 8%
| 16%
| 9 а- е
| 145
| 19,1 %
| 13,6 %
| 14,8 %
|
Данные из отчета школьного врача Ануфриевой Н. А.
|
|
|