|
Пояснительная записка Содержание программы направление Учение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №31
г. Чебоксары
Срок реализации
программы 5 лет
Возраст детей 11-15лет.
Составитель: классный руководитель Такмакова
Людмила Геннадьевна
г. Чебоксары
Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский
Т Е М А
«ГУМАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ АКТИВНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ»
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………4-6
Содержание программы……………………………………..7
1 направление Учение……………………………………….7
2 направление Духовно – нравственное……………………8
3 направление « Гражданско-патриотическое»……………9
4 направление « Здоровый образ жизни»……………….....10
5 направление «Экологическое и трудовое» ……………...11
6 направление «Ученическое самоуправление»……….12-13
7 направление «Работа с родителями»………………….14-15
Профилактическая деятельность……………………………15
Ожидаемый результат……………………………………….16
Пояснительная записка
Воспитание – это помощь человеку в становлении самого себя, когда это не происходит само собой. Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении».
Воспитание может быть успешным, если цели педагогического воздействия определены следующим содержанием:
Воспитание должно быть ориентировано на развитие ребёнка, оно не должно быть формальным.
В воспитании не должно быть мелочей.
Воспитание должно быть ориентировано в равной степени, как на человеческие, так и на национальные ценности.
Воспитание должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика, класса.
Воспитание должно строиться не на порицании, а на поддержке.
Воспитание должно способствовать актуализации принадлежности ребёнка к определённой культуре и приобретению культурных ценностей и черт.
Воспитание должно способствовать социализации ребёнка, развитию его социального интеллекта.
Воспитание должно способствовать овладению общечеловеческими нормами нравственности, формированию внутренней системы нравственных регуляторов поведения.
Основные цели воспитательной деятельности.
Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.
Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности.
Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных народами России.
Актуальность
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе. Цель программы:
создание условий для саморазвития обучающегося как субъекта деятельности, как личности, создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению. Задачи программы:
создание условий для самовыражения обучающихся,
формирование «образа успешного человека» как элемента школьной культуры,
интеграция учебной деятельности и воспитательной работы,
содействие мотивации у учащихся к участию в делах школы,
содействие развитию инициативы и творческой активности школьников,
развитие ключевых компетенций личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап – 2012-2013 уч. год.
2 этап – 2007-2008 уч. год.
3 этап – 2013-2014 уч. год.
4 этап – 2014-2015 уч. год.
5 этап – 2015-2016уч. год.
Формы реализации задач:
изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);
систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
дискуссии, диспуты, викторины, КВН, интеллектуальные марафоны;
ролевые, деловые, образовательные игры, «круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги;
экскурсии, походы;
соревнования;
викторины, КВН, интеллектуальные марафоны;
Методы:
Метод беседы. Данный метод можно применять в воспитании детей разного возраста и с любым характером. В процессе беседы учитель объясняет и аргументирует то, как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения малыша.
Метод Убеждения. Представляет собой активное воздействие на сознание человека с целью оказания ему помощи в осмыслении сути предъявляемых ему идей или требований, а также выработки внутреннего согласия с ними. При этом реализуются два пути - убеждение словом и (или) убеждение делом. Но это не только слово или поступки взрослого, но и суждения и действия других участников педагогического процесса.
Коллективное мнение. Этот метод воспитания представляет собой выражение группового требования к деятельности или поведению человека. Средствами его реализации являются коллективное обсуждение и высказывание мнения коллектива отдельными людьми.
Упражнение. Представляет собой многократное повторение способов действий с целью формирования привычки правильного поведения, оптимального алгоритма деятельности в конкретной ситуации. К числу средств метода упражнения относится соблюдение установленного порядка в семье, школе и т.д., правильно организованная учебная деятельность, целенаправленные общественные поручения.
Воспитывающие ситуации. Это обстоятельства затруднения формирующие навыки правильного поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Они могут быть специально организованы педагогом.
Содержание программы представлено в семи направлениях, по которым работает классный коллектив
1 направление Учение
« Отличником быть хочу» Цель:
Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей.
Развивать внимание, творческие способности, прививать интерес к учёбе.
Задачи:
способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;
содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;
развивать у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.
Формы работы:
интеллектуальные игры,
устные журналы,
конкурсы чтецов,
предметные недели,
викторины, турниры,
предметные олимпиады и др.
2 направление Духовно – нравственное
«Я - Человек»
« Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное».
В. Г. Белинским
Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.
Задачи:
формирование и развитие морально-политического сознания учащихся;
воспитывать нравственные навыки и привычек;
формирование у учащихся единства слова и поведения;
вовлечение каждого в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность;
подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
Формы работы:
концерты;
конкурс;
классные часы;
встречи с интересными людьми;
работа с библиотеками.
3 направление « Гражданско-патриотическое»
«Я – Россиянин»
Направление соответствует патриотическому, гражданскому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.
В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Чтобы выявить суть направлений процесса гражданско – патриотического воспитания, необходимо определить на чем оно базируется. Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско–патриотического воспитания.
Цель:
Создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся.
Формирование чувства гордости за свою Родину, свой край, свой поселок, свою школу.
Задачи:
помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;
углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;
воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;
способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
Формы внеклассной работы:
уроки мужества,
организация встреч с ветеранами,
торжественные линейки памяти,
Дни воинской славы,
тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»,
сбор материала по истории школы и др.
4 направление « Здоровый образ жизни»
«Здоровье не купишь - его разум дарит»
Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся.Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.
Цель: Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
Задачи:
содействовать укреплению здоровья и здорового образа жизни через различные спортивно-оздоровительные мероприятия и уроки физкультуры.
развивать умение пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу «В здоровом теле - здоровый дух»
воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;
формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.
Формы работы:
праздники здоровья и спорта,
Дни здоровья,
спортивные соревнования,
ведение книги спортивных рекордов,
спортивные викторины,
Беседы медицинского работника,
5 направление «Экологическое и трудовое»
«Живое рядом»
Не тот хорош, кто лицом пригож,
а тот хорош, кто на дело гож
Направление соответствует экологическому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экологического просвещение подростков. Трудовая деятельность человека всегда была и остаётся основным условием существования общества, источником его материальных и духовных богатств. В процессе труда развиваются умственные способности, познаётся радость творчества. Только в труде на общую пользу ученик формируется как личность, как гражданин. Цель:
Сформировать соответствующее отношение к труду. Вооружить детей необходимыми знаниями, умениями, навыками, развивать способности. Задачи:
формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;
формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;
обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций.
формирование навыков труда,
Формы внеклассной работы: экологические игры, акции,
посещение музеев,
трудовые десанты,
предметные недели,
6 направление «Ученическое самоуправление»
Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы в целом.
Самоуправление класса, как любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между определёнными учащимися, выборы ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся. Цель:
Формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности. Задачи:
создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах;
создание условий для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;
воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах не только своей личности, но и общества (класса, школы);
создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
формировать толерантность.
Структура самоуправления класса. Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:
- определение программы деятельности ученического коллектива;
- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;
- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);
- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;
- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);
- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;
- установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;
- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.
Ведет классное собрание его председатель - классный руководитель Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Предварительно составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения.
Командир класса
Сектор «Просвещение» - оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, контролирует посещаемость и готовность к занятиям, помогает в организации и помогает классному руководителю проводить рейтинг учащихся по результатам обучения, готовит интересные тематические классные часы, викторины, знакомит с современными достижениями науки и культуры, участвует в подготовке к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам, отвечает за проведение внеклассных мероприятий для учащихся начальных классов.
Сектор «Порядок» - по мере необходимости проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка, составляет график дежурств, осуществляет организацию субботников, отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора.
Сектор «Досуг» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе и школе, отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, дискотек, составление развлекательной программы, совместно с родителями и классным руководителем занимается организацией экскурсий, посещением театров и музеев.
Сектор «Пресс-центр» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на стендах, фиксирует жизнь класса в фотографиях; руководит работой по оформлению классного альбома.
Сектор «Олимпиец» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, организует спортивные мероприятия в классе. Отвечает за организацию выездов класса в туристические поездки. 7 направление «Работа с родителями»
Взаимодействие с семьей с целью усиления ее роли в становлении и развитии личности ребенка – важное направление работы. Реализуя это направление, опираюсь на информацию о семьях
Цель:
Развитие эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитании детей Важным органом, оказывающим помощь органам классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся. 1
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Задачи
информирование родителей о различных аспектах жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении
повышение уровня правовой и психолого-педагогической компетенции родителей
вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы (в общественную экспертизу качества образования, проведение совместных мероприятий)
Методы изучения семьи:
наблюдение;
индивидуальные беседы;
тестирование;
анкетирование;
диагностика;
деловые игры;
Формы работы с родителям:
Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе.
Привлечение родителей к воспитательной работе в классе, активизация работы родительского комитета.
Проведение родительских собраний, темы которых соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащихся, специфическим проблемам класса, задачам школы.
Поддержание регулярного общения. Организация совместного проведения досуга.
| Проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, дни здоровья и открытых дверей).
Совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса.
| Проведение индивидуальных и групповых консультаций (по необходимости).
Привлечение родителей к сотрудничеству.
Организация взаимного творчества детей и родителей.
Поощрение родителей и учащихся к активному участию в жизни класса и школы.
Привлечение (по мере необходимости) администрации школы к решению проблемных ситуаций в классе.
Профилактическая деятельность.
Работа с трудными – пробный камень, на котором
отчетливо раскрываются все достоинства и изъяны
как отдельного педагога, так и целого педагогического
коллектива
В.Мясищев
В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, установленных в обществе норм поведения и общения.
Эти отклонения (девиации) проявляются в:
школьной неуспеваемости детей;
недисциплинированности;
невыполнении общественных норм поведения;
конфликтности, высокой тревожности;
наличия нежелательных качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, лживости;
гиперактивности;
немотивированной агрессии, жестокости.
Цель: подведение ребенка к процессу самовоспитания и перевоспитания; коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
Задачи:
Помочь ребенку преодолеть социально педагогические трудности, перешагнуть через возникший кризис.
Формировать адекватную самооценку.
Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
Перестроить отношения к ребенку на основе личностного подхода.
В классе есть ребята, требующие индивидуального подхода в воспитании и обучении.
Основными направлениями в этой области являются:
изучение индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
установление межличностных контактов с каждым ребёнком;
создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика;
помощь учащимся в установлении и налаживании отношений с взрослыми в школе (учителями, руководителями кружков, секций);
оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в школе и за её пределами;
взаимодействие с родителями с целью поддержки развития учащегося;
учёт личных достижений каждого ребёнка, создание ситуаций успеха.
Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:
мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
любящей свою малую и большую Родину;
знающей и хранящей традиции;
ведущей здоровый образ жизни;
свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.
|
|
|