Главная страница

Программа для общеобразовательных Учреждений «Русский язык 5 9 классы»



Скачать 114.44 Kb.
НазваниеПрограмма для общеобразовательных Учреждений «Русский язык 5 9 классы»
Дата18.04.2016
Размер114.44 Kb.
ТипПрограмма



Мультимедийный урок

«Обобщение по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика"

Урок подготовила

учитель русского языка и литературы

Топка Л.И.

МБОУ СОШ №14

п.Советский

Тимашевский район

Краснодарский край

Учебник «Русский язык 5 класс»

Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов,

Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян,

И. И. Кулибаба

Программа для общеобразовательных

Учреждений «Русский язык 5 – 9 классы»

Под редакцией М. Т. Баранова,

Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, Москва «Просвещение» 2008 год.

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Морфемика»
Задачи:
1.Систематизация изученного материала по теме «Морфемика»,формирование учебного действия по применению знаний в нестандартных ситуациях.

2. Развитие универсальных учебных действий стиля сотрудничества при выполнении групповой работы.

3. Воспитание познавательной активности обучающихся.
Оборудование.

Презентация (приложение № 1) сжатая

Рабочая тетрадь.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Тип урока – урок- обобщение.

Форма проведения – урок –КВН

На доске записан эпиграф:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Ход урока.


  1. Оргмомент.

Активизация внимания: учитель объявляет тему урока и цель.

Учитель: что мы должны сделать , чтобы достичь этой цели?

Учащиеся: предлагают способы достижения целей.

2.Мотивация учебной деятельности

3. основная часть – работа в группах, индивидуально по заданиям

4. Рефлексия (подведение итогов)
Ход урока

Слайды


Деятельность учителя

Деятельность ученика.

Слайд № 1

Тема урока: «Морфемика»




Слайд № 2

(1мин)

Организационный момент (создание мотивации на урок- В мире знаний есть маленькая. НО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ страна Морфемика. Насколько мы полноправные граждане этой страны, покажет наш урок. Оценивать ваши умения ориентироваться в этой стране мне помогут учащихся старших кл.)

Цели урока:

повторить и обобщить изученный материал по теме «Морфемика»

Какими путями мы можем достичь цели урока? Что мы должны сделать на уроке?

Задачи:

1. Систематизация изученного материала по теме «Морфемика»,формирование учебного действия по применению знаний в нестандартных ситуациях.

2. Развитие универсальных учебных действий стиля сотрудничества при выполнении групповой работы.

3. воспитание познавательной активности обучающихся.

Оборудование.


Дети садятся за парты.

Слушают информацию учителя.

Мы повторим части слова, их значение,будем разбирать слова по составу,

собирать из частей целое слово.

Слайд № 3

(2 мин)

На фоне песни В. Богатырева «Три желания» и слайда звучат слова учителя: В этой замечательной песне нас призывают верить в удачу: «…Вдруг поймаешь золотую рыбку. Это значит - точно повезет …» Сегодня наш урок необычный. Он будет проходить в форме КВН. Я желаю Вам удачи и успеха.

Слушают песню.

Слайд № 4

(1 мин)

Объяснение заданий и требования к уроку

Класс делится на две команды: «Умники», «Умницы».

Слайд №5

(1мин)

Задание- разминка

Что изучает морфемика?

Морфемика — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова

Слайд № 6

(змин)

Дети должны ответить на вопросы:

Назовите морфемы, из которых состоит слово.

Как найти окончание в слове? Приведите примеры.


Слово состоит из

приставки, суффикса,

корня иокончания.

Изменить форму слова

Например:

коридор - коридоры


Слайд №7

(5мин)

1 команда: территория,

путешествие, читал.

2 команда: препятствие,

артиллерия, горел.

Вопрос: какие морфемы могут входить в основу?

Докажите, что суффикс

и приставка являются

значимыми частями слова.

(Подводятся итоги,

правильный

ответ – 2 балла,

неполный ответ – 1 балл,

неправильный ответ

0 баллов.)


В основу слова

могут входить

приставка,

корень, суффикс.

Они служат для

образования новых

слов.

Жюри выставляют и подсчитывают баллы

Слайд № 8

(5мин)

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

(С. Есенин)

Из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:

- Корень, окончание -1 столбик.

- Корень, суффикс, окончание – 2 столбик.

- Приставка, корень, суффикс, окончание – 3 столбик.


1 столбик

Звезды, золотые,

зеркало, свет,

брезжит.

2 столбик

Речные, сетку,

небосклона.

3 столбик

Задремали, задрожало.

Слайд № 9

(5мин)

(индивидуальные задания

представителям команд,

которые работают

у доски).

Разобрать слова по составу:

1 команда: лесной,

колокольчик, сорока, осыпало.

2 команда: Снежная,

вздрагивал, приближался,

ветерок.

(подводятся итоги,

правильный

ответ – 2 балла,

неполный ответ – 1 балл,

неправильный ответ

0 баллов.


1 команда

Корень-лес

Суффикс – н

Окончание – ой

Корень - колоколь

Суффикс – чик

Корень- сорок

Окончание – а

Приставка - о

Корень - сып

Суффиксы – а, л

Окончание – о

2 команда

Корень - снеж

Суффикс – н

Окончание – ая

Приставка - вз

Корень - драк

Суффиксы – ива, л

Приставка - при

Корень-ближ

Суффиксы– а, л, ся

Корень-ветер

Суффикс – ок

Команды проверяют задания друг у друга.

Слайд № 10

(2мин)

Музыкальная физминутка.

Дети выполняют упражнения: руки вверх, опустить на уровень плеч, пошевелить пальчиками и опустить. Ноги на ширине плеч, наклоны вправо, влево.

Слайд № 11

(3мин)

Проведем игру «Подбери пару». Из частей составьте целое слово. Побеждает тот, кто быстрее это сделает.

Пол Ежи

Банк Оса

Яр Точка

Вол Кот

Зал Рот

Бой Марка

Сено Рис

Кипа Окно

Вес Вал


Дети от одного слова к другому рисуют стрелки, составляют слова.


Слайд № 12

(30сек)

ПРОВЕРИМ:

Пол Ежи

Банк Оса

Яр Точка

Вол Кот

Зал Рот

Бой Марка

Сено Рис

Кипа Окно

Вес Вал

(полоса, банкрот, ярмарка, волокно, залежи, бойкот, сеновал, кипарис).

.


Жюри зачитывают результаты. Если у ребят в работе есть такое слово, они ставят себе один балл, если нет – ноль баллов

Слайд № 13

(10сек)

КРОССВОРД

Если ты правильно отгадаешь слова по горизонтали, то по вертикали у тебя получится слово, обозначающее отсвет пожара или

  • заката на небе.

Дети получают распечатку кроссворда

Слайд № 14

(5мин)

  • На экране КРОССВОРД

Дети заполняют клетки кроссворда.

Слайд № 15

(20сек)

  • ПРОВЕРИМ

ПРОВЕРЯЮТ по слайду

Слайд № 16

(3мин)

Продолжи сказку на тему: «Морфемика», включив в нее следующие термины: приставка, корень, суффикс.

Приехали в страну Морфемика три богатыря. Имен их никто не знал. Понравилась им эта страна, и решили поселиться в ней. Морфемикой правил король Русский язык…

В это время жюри подводят итоги, подсчитывают баллы по числу набранных жетонов.

Дети пишут сочинение. Включив в нее следующие термины: приставка, корень, суффикс.


Слайд № 17

(1мин)


Домашнее задание:

упражнение № 449 обязательно для всех.

Желающие принять участие в конкурсе сочинений о стране Морфемике, готовят книжку – малышку.

Ученики записывают домашнее задание, задают вопросы по д/з.


Слайд № 18

(1мин)

Подведение итогов:

Учитель: какие вопросы мы повторили?

«5» получили 5человек

«4» получили 12 человек

«3» получили 3 человека

Учитель выставляет оценки в журнал и дневник, прокомментировав их.

Учащиеся называют :

1 морфемный разбор

2 чередующиеся гласные в корне слова.

3 словообразовательный разбор.

Дети слушают учителя. Жюри вручают на память об уроке «золотых рыбок»


Пояснительная записка

Топка Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14

Русский язык 5 класс

Тема: « Морфемика»

Используемый УМК:

Учебник «Русский язык 5 класс

Т. А. Ладыженская, М.Т.

Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян,

И. И. Кулибаба

Программа для общеобразовательных

Учреждений «Русский язык 5 – 9 классы»

Под редакцией М. Т. Баранова,

Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского,

Москва «Просвещение» 2008 год.

Характеристика класса: класс - 5 а, число учащихся 20, мальчиков - , девочек - . Дети из семей со средним уровнем достатка и малообеспеченные, психологическая обстановка в класса благоприятная. Дети активные и любознательные. Преобладающий вид деятельности в этом классе - показ и активное моделирование или представление материала. Класс делится на две команды. Выбирается жюри. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания урока подводятся итоги и называются победители. Объявляется тема урока учителем, дети ставят цель и задачи: чему должны научиться на уроке и что должны знать к концу урока. Тип урока – урок - обобщение.

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Морфемика»

Задачи:

1.Систематизация изученного материала по теме «Морфемика»,формирование учебного действия по применению знаний в нестандартных ситуациях.

2. Развитие универсальных учебных действий стиля сотрудничества при выполнении групповой работы.

3. Воспитание познавательной активности обучающихся.

Оборудование.

Презентация (приложение № 1) сжатая

Рабочая тетрадь.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Форма проведения – урок –КВН
Этапы урока.

  1. Активизация внимания (1мин.)

  2. Актуализация знаний (5-7мин.)

  3. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Морфемика»(20 мин.)

  4. Рефлексия (11мин.)

  5. Домашнее задание (1мин.)

  6. Описание принципа действия проекта, рекомендации по использованию в работе. Презентация урока - КВН на тему: «Морфемика» составлена с учетом требовании, предъявляемых к уроку, и отражает основные принципы современной дидактики.

  1. Принцип деятельности: в ходе урока учащиеся активно и продуктивно работают: воспроизводят ранее изученный материал, анализируют чужую работу, оценивают ее; доказывают, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова; из текста выписывают слова, состав которых соответствует определенным схемам; играют в игру: «Подбери пару»; разгадывают кроссворд на тему: «Чередующиеся гласные»; составляют сказку на тему: «Морфемика»; формулируют выводы.

  2. Принцип непрерывности – все этапы работы взаимосвязаны.

  3. Принцип мини – максимума: на уроке учащиеся получают обширное представление о морфемике, обязательный минимум о составе слова.

  4. Принцип психологической комфортности– ученики в таком игровом режиме работы не устают, развивают универсальные учебные действия стиля сотрудничества при выполнении групповой работы. Подача материала соответствует возрасту учащихся.

Урок обеспечивает систему знаний и повторение их. Задания предусматривают знание материала по теме: «Морфемика».

При подготовки к уроку использованы ЦОРы по русскому языку:

Интернет ресурсы:

https://ravden.3dn.ru/load/pesni_iz_multfilmov/masha_i_medved_pesni_iz_multseriala/45

Используемая литература

В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

Литература 5 класс Москва «Просвещение» 2010 Скоркина Н. М.

Русский язык 5 класс «Поурочные планы» В. В. Андросова, Е.А. Стогний

«Тестовые задания по русскому языку для учащихся 5 классов» БАО Донецк 2010