Главная страница


Программа по теме «Гаметогенез» в 10 классе Профильный уровень Занятие проводится в компьютерном классе



Скачать 103.33 Kb.
НазваниеПрограмма по теме «Гаметогенез» в 10 классе Профильный уровень Занятие проводится в компьютерном классе
Дата18.04.2016
Размер103.33 Kb.
ТипПрограмма

Модульные уроки биологии с применением информационно- компьютерных технологий

Ольга Васильевна Василинина, учитель биологии

Белгородская область, Красногвардейский район

МОУ Ливенская средняя общеобразовательная школа№1


Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии



Проблемно - модульная программа по теме «Гаметогенез» в 10 классе

Профильный уровень

Занятие проводится в компьютерном классе
Задачи урока:
Образовательные:

  • Сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании половых клеток у животных и человека

  • .Организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах

  • Убедить старшеклассников в том, что процессы гаметогенеза и овогенеза, играют основную роль для дальнейшего развития организма после оплодотворения и восстановления диплоидного набора хромосом в зиготе.

Развивающие:

  • продолжить развитие творческих способностей учащихся с помощью самостоятельной работы по переносу раннее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

  • умение сравнивать (на примере сравнения процессов сперматогенеза и овогенеза; митоза и мейоза)

  • умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе схем гаметогенеза;

  • умение анализировать (умения выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента для ответа на вопросы проблемного характера)

Воспитательные:

  • развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность

  • развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, самоконтроле

  • воспитывать культуру умственного труда


Обязательное оборудование: Презентации «Митоз», «Мейоз», тестовые задания в двух вариантах, терминологический диктант ( для самостоятельной работы на персональном компьютере), «Гаметогенез»( для проектора); учебник Захаров В. Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс М.: Дрофа,2006.

Вступительное слово учителя: Жизнь - это чудо, важным свойством которой является размножение. Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям? Почему у волчицы всегда родится волчонок, у кошки – котёнок и никогда не бывает так, чтобы кошка родила тигра. Почему? И ещё много почему возникает при изучении процессов размножения. Данное занятие даёт возможность «приоткрыть дверь» научного познания процессов, происходящих в живых организмах при гаметогенезе.


№ уч. элем

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ-О

Интегрирующая цель: опираясь на знания, полученные в 9 классе и проработав схему «Гаметогенез» и материал учебника, вы получите четкое представление: а) о стадиях гаметогенеза; б) о процессах происходящих на каждой из них; в)научитесь объяснять, почему половые клетки имеют гаплоидный, а не диплоидный набор хромосом?

Внимательно прочитайте цель

УЭ-1

Вводный контроль знаний

Цель: определить исходный уровень знаний по теме « Митоз. Мейоз»

  • Работа за компьютером:

- со схемами «Митоз» и «Мейоз» по восстановлению правильной последовательности фаз этих процессов;

- работа с рисунком «Жизненный цикл» по установлению продолжительности этапов и их значении;

-работа по карточкам на кодирование и декодирование белка;

- выполнить тест (с выбором одного или нескольких правильных ответов)

Вариант №1

А) В пресинтетический период (G1) клеточного цикла происходят следующие процессы:

  1. синтез белка

  2. редупликация ДНК

  3. самая длинная фаза

  4. образование органоидов

  5. рост клетки

  6. синтез РНК

Б) В профазе первого деления мейоза происходит:

  1. расхождение гомологичных хромосом к полюсам

  2. конъюгация и кроссинговер

  3. расхождение хроматид к полюсам клетки

  4. выстраивание гомологичных хромосом на экваторе клетки

  5. спирализация хромосом

  6. образование веретена деления

В )В анафазе первого деления мейоза происходит:

  1. расхождение хроматид к полюсам клетки

  2. выстраивание гомологичных хромосом на экваторе клетки

  3. спирализация хромосом

  4. разделение пар гомологичных хромосом

  5. образование веретена деления

  6. расхождение целых гомологичных хромосом к полюсам клетки

Г) В метафазе митоза происходит:

  1. выстраивание хромосом по экватору

  2. хромосома состоит из двух хроматид

  3. прикрепления хромосом в области центромеры к нитям веретена деления

  4. деление центромеры и расхождение хроматид к полюсам клетки

  5. деспирализация

  6. восстановление ядерной оболочки

Д) В результате митоза дочерние клетки имеют хромосомный набор:1)1п 2)2п

Вариант №2

А) В синтетический период (S) клеточного цикла происходят следующие процессы:

  1. синтез белка

  2. редупликация ДНК

  3. синтез РНК

  4. образование органоидов

  5. накопление энергии

  6. активизация ферментов

Б) В постсинтетический период (G2)клеточного цикла происходят следующие изменения:

1)образование органоидов

2) активизация ферментов

3)накапливается энергия

4)редупликация ДНК

5) синтез белков

6)синтез РНК

В) Восстановите последовательность стадий митоза:

  1. профаза

  2. телофаза

  3. метафаза

  4. анафаза

Г) В телофазе митоза происходит:

  1. деспирализация хромосом

  2. выстраивание хромососом по экватору клетки

  3. спирализация хромосом

  4. расхождение хромосом к полюсам клетки

  5. восстановление ядерной оболочки

  6. цитокинез

Д)В результате мейоза дочерние клетки имеют хромосомный набор:1)2п2)1п

    • Терминологический диктант для работы на репродуктивном уровне.

  1. процесс непрямого деления клетки…….

  2. процесс деления созревающих половых клеток, при котором уменьшается число хромосом в два раза……..

  3. процесс прямого деления ядра клетки……

  4. обмен участками гомологичных хромосом в профазе первого мейоза….

  5. период подготовки клетки к делению…….

  6. сближение гомологичных хромосом ……..

  7. двойной набор хромосом……….

  8. совокупность количественных и качественных признаков хромосомного набора соматической клетки……..

  9. одинарный набор хромосом…….

  10. самостоятельная ядерная структура, состоящая из центромеры и плечей……

За каждый правильный ответ получаете 1 балл


Работайте индивидуально
Правильные ответы теста выделите другим цветом или занесите в таблицу


Ваши баллы_________

Если вы набрали мало баллов, постарайтесь работать дальше активнее.

За каждый правильный ответ 0,5 баллов

УЭ-2

Цель: выяснить стадии гаметогенеза и процессы, происходящие на каждой из них при сперматогенезе и овогенезе.

Рассмотрите слайды презентации и изучите текст учебника

Слайд №2

  • Как называется процесс развития мужских половых клеток?

  • Как называется процесс развития женских половых клеток?

  • Как называются первичные половые клетки при сперматогенезе (овогенезе)?

  • Какой набор хромосом они имеют, каким путем делятся?

  • Когда активно начинают делиться сперматогонии и овогонии?

Слайд №3

Какие процессы должны происходить в цитоплазме первичной половой клетки, когда она находится в половой железе, в зоне роста? Почему Вы так думаете?

  • Какие изменения происходят а)при сперматогенезе, б) овогенезе стр. 201

Слайд №4

  • Каким путем делятся клетки на третьей стадии гаметогенеза?

Прочитайте в учебнике стр. 202

  • Зачем нужно второе деление мейоза? Ведь уменьшение количества хромосом в два раза произошло уже в первом делении?

  • Сколько клеток образуется и какой набор хромосом они имеют: а) при сперматогенезе б) овогенезе?

  • Почему направительные тельца, образующие при созревании женских половых клеток, обязательно должны иметь мелкие размеры? А почему нельзя обойтись вообще без них?

  • Почему разные сперматозоиды одного и того же мужчины по генному составу несколько отличаются друг от друга?

Слайд №5

  • Какие изменения происходят со сперматидами в фазе формирования?

  • Какие изменения происходят с овотидами в фазе формирования? (стр.207)

  • Почему сперматозоид имеет мелкие размеры, а яйцеклетка - относительно крупные?

  • В чём биологический смысл образования только одной яйцеклетки? (стр.206 – 207)

  • В чём биологический смысл образования большого количества сперматозоидов?

стр. 209

Слайд 6

  • В чём биологическая сущность оплодотворения? стр. 209

Запишите в тетрадь

  1. Фазы гаметогенеза; название клеток на каждой стадии; набор хромосом и количество ДНК; результат образования (сколько клеток образуется)


Работа с презентацией «Гаметогенез»

Работайте в парах

Работайте в тетради самостоятельно

УЭ-3

Цель: закрепить и обобщить знания, полученные на уроке

1 уровень знаний

Отработайте и скорректируйте понятия по теме.

1.Развитие мужских гамет…..

2.Развитие женских гамет…..

3.Последовательность фаз гаметогенеза…..

4.Способ деления клеток в фазе размножения…название первичных половых клеток а) при сперматогенезе… б) при овогенезе….

5.Что крупнее, ооцит I порядка или сперматоцит I порядка. Почему?

6.Какой способ деления клеток происходит в фазе созревания?

7.В результате сперматогенеза образуется……сперматозоида.

8.В результате овогенеза образуется …..набор хромосом и количество ДНК в гаметах…..
Уровень 2

1.Задание на соответствие.

Фазы гаметогенеза:

А – период размножения Б – период роста

В - период созревания Г – период формирования

1.сперматогонии 1. яйцеклетка

2.сперматоцит 2 порядка 2.овогонии

3.сперматозоид 3.овотида

4.сперматоцит 1 порядка 4.овоцит 1 п.

5.сперматиды 5.овоцит 2 п

2.Задание на выявление общих закономерностей

  1. митоз – мейоз

  2. овогенез – сперматогенез

  3. профаза, метафаза, анафаза, телофаза

Уровень 3

1. Представьте, что гаметы диплоидны. Каковы возможные последствия?

2.Одинаков ли генетический состав двух хроматид одной и той же хромосомы? Почему Вы так считаете?

3. Одинаков ли генный состав хромосом одной пары? Докажите свою точку зрения.

За каждый правильный ответ 0,5 баллов

Проверь правильность ответов в папке «Приложение»

Ваши баллы_________

2 уровень

За правильный ответ 1 балл
Проверь правильность ответов в папке «Приложение»

Ваши баллы_________

3 уровень

За правильный ответ 1,5 баллов

Проверь правильность ответов в папке «Приложение»

Ваши баллы________

УЭ-4

Цель: подведение итогов, домашнее задание, рефлексия.

  1. Подсчитайте баллы

-если вы набрали 10 баллов - ваша оценка «5»

-если вы набрали 8-9 баллов ваша оценка «4»

-если вы набрали 6-7 баллов - ваша оценка «3»

II.подведение итогов

      1. Прочитайте комплексную цель.

      2. Достигли ли вы цели урока? Можете ли ответить на поставленный вопрос?

      3. Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке:

1)Проработаю материал ещё раз по учебнику

2) Воспроизведу графически схему гаметогенеза и дайте краткую характеристику

3)Если получили оценку «5» можете выбрать творческое задание - подготовьте информационную справку а)о клонировании как одном из способов размножения(укажите к какому - бесполому или половому способу размножения оно относится)


Работайте вместе с классом