Главная страница

Урок по теме «Химический состав клетки»



Скачать 46.34 Kb.
НазваниеУрок по теме «Химический состав клетки»
Дата15.03.2016
Размер46.34 Kb.
ТипУрок

Обобщающий урок по теме «Химический состав клетки»

10 класс
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о химическом составе клетки.

Задачи урока

Образовательные:

систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, используя электронный учебник; способствовать формированию обобщающей картины мира; продолжить формирование у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов.

Воспитательные:

продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; способствовать воспитанию культуры общения.

Развивающие:

продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, анализировать, сравнивать информацию, устанавливать причинно-следственные связи; продолжить развитие учебно-познавательных и учебно-организационных умений; развивать умение работать с компьютером и электронными пособиями

Тип урока: систематизация знаний.

Оборудование: АМУ, учебное электронное издание «Биология 6-11 класс, лабораторный практикум», Республиканский мультимедиа центр НФПК 2004г, таблицы «Строение молекулы ДНК», «Структуры белка».
Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

Учитель: На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали химическую организацию клетки, строение и функции основных химических соединений клетки. Сегодня мы проводим заключительный урок по данной теме и поможет нам в этом мультимедийный проектор и задания лаборатории «Клетка».

- Что же мы должны сделать сегодня на уроке, каковы цели нашего урока? (вспомнить строение и функции неорганических и органических соединений клетки, выяснить их взаимосвязь, выполнить задания лаборатории «Клетка», проверить свои знания).

3. Систематизация и обобщение знаний учащихся.

(В ходе беседы и выполнения заданий электронного пособия)

Вопросы к классу: - Сколько приблизительно хим. элементов входит в состав клетки?

Давайте вспомним, какие основные химические элементы входят в состав клетки (один учащийся выполняет задание №2 электронного пособия) (приложение 1).
- Какие из этих элементов относят к биоэлементам? Почему?

- Проверим, правильно ли вы ответили (смотрим задание №5)

(приложение 4).

1) Вода и минеральные соли

- А теперь выполним задания №3, №7 и 8 (один учащийся приглашается для выполнения заданий) (см. приложение 2, 6, 7), учащиеся класса записывают информацию в тетрадь.
- Хорошо, давайте перейдем к следующему заданию (один учащийся выполняет задание №4 электронного пособия) (приложение 3).

Дополнительный вопрос: Какой вывод можно сделать, сравнив состав химических элементов в живой и неживой природе? (единство живой и неживой природы на атомном уровне организации).
Вопросы к классу: - Какого вещества больше всего в живой клетке? (воды)

- Какое строение имеет молекула воды?

Давайте посмотрим на процентное содержание воды в различных клетках (приложение 5).

- Какова биологическая роль воды в клетке?

– В чём проявляется взаимосвязь строения и функций воды?

2) Органические соединения клетки

- Какие ещё соединения, кроме воды и минеральных солей входят в состав клетки? (органические).

- Какие вещества относятся к органическим соединениям? (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ).

Пользуясь текстом учебника и записями в тетради подготовьте рассказ о строении и функциях: 1вариант-белков, 2 вариант- жиров, 3 вариант- углеводов, 4 вариант- ДНК, 5 вариант- РНК, 6 вариант -АТФ.
Далее учащиеся рассказывают о строении и функциях органических молекул, с последующей проверкой заданий №9 и№10 (см. приложение 8,9).

4. Контроль знаний

- Индивидуальный контроль

Вызываются поочерёдно трое учащихся для заполнения таблиц из заданий итогового контроля №11,12,13 (см. приложение 10,11,12).

В конце выводятся результаты всей работы на экран

-Тестовый контроль для всего класса (см. приложение №13).
Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3

Приложение 4


Приложение 5


Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8



Приложение 9

Приложение 10



Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13
Отметьте знаком «+» номера правильных суждений и знаком «-» номера неверных суждений. Если вы считаете, что суждение неверно, то объясните почему.

1 вариант

1. В живых организмах наиболее распространенными элементами являются: водород, кислород, углерод и азот.

2. Жиры относятся к гидрофобным веществам.

3. Биоэлементами называют элементы, входящие в состав неживой и живой природы.

4. Ферменты по своей природе являются белками.

5. Мономерами нуклеиновых кислот являются нуклеотиды пяти видов.

6. Ионы цинка входят в состав гемоглобина.

7. Вторичная структура белков определяется спирализацией полипептидной цепи.

8. В молекуле ДНК присутствуют нуклеотиды: адениловый, гуаниловый, цитозиновый, урациловый.

9. Денатурация-восстановление структуры белковой молекулы.

10. Больше всего энергии выделяется при расщеплении жиров.

2 вариант

1. Кислород как макроэлемент входит в состав неорганических и органических соединений клетки.

2. Основная функция воды в клетке - источник энергии.

3. Минеральные соли, аминокислоты, простые сахара гидрофильные вещества.

4. В поддержании первичной структуры белка участвуют пептидные и водородные связи.

5. Ионы железа входят в состав хлорофилла.

6. Мономерами белков являются полипептиды.

7. В состав нуклеотида РНК входит – азотистое основание, углевод рибоза и остаток фосфорной кислоты.

8. Больше всего энергии выделяется при расщеплении углеводов.

9. Молекулы ДНК входят в состав хромосом и находятся только в ядре клетки.

10. Молекула АТФ представляет собой адениловый нуклеотид, соединенный с рибозой и тремя остатками фосфорной кислоты.