|
Программа «Весточка» Программа « Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, и была создана программа по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой России « Весточка».
Цель «Весточки»- зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, помочь нам, взрослым, воспитать патриотов.
В основу программы положены следующие принципы:
Учёт возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задача воспитания и обучения;
Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
Уважение к личности каждого ребёнка;
Основными источниками при разработке программы «Весточка» стали следующие книги:
М. Забелин. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.
С. Голицин. Сказание о Земле русской.
О. Головин. Моя первая русская история.
А. Ишимова. История России в рассказах для детей.
Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер. Она составлена на основе принципов доступности и последовательности; включает темы занятий, конкретные задачи, способы решения.
«Весточка» предусматривает всестороннее развитие ребёнка: эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое и патриотическое.
Она разрабатывалась и апробировалась в нашем детском саду с 1993 г. И показала высокую патриотическую значимость в работе с детьми:
Дети знают, любят и умеют играть в русские народные игры;
Используют в активной речи русский фольклор;
Умеют соотносить увиденной в природе с народными приметами;
Принимают осмысленное и активное участие в проведении народных праздников;
Знают былинных и сказочных героев, узнают из в произведениях изобразительного искусства;
Знают историю русского костюма, его элементы, умеют объяснить значение украшения костюма;
Умеют различать изделия разных народных промыслов,
Наша программа может быть востребована воспитателями дошкольных учреждениях, руководителями кружков, учителями начальных классов.
Сентябрь
Кто мы, откуда? 1.Моя семья, мои близкие родственники.
Где наши корни? 2. Семья- это группа живущих вместе близких
родственников. Несколько поколений
составляют род.
3.Рассматривание семейных фотографий.
4.изготовление семейного древа(родословное
древо).
2.Древняя Русь 1. Мы- русские.
2. Откуда пошло название родины (Русь).
3. Знакомство с древнерусской архитектурой.
4. Рассматривание крестьянских и городских
жилых построек, храмов (репродукций).
3.Путешествуем в На примерах легенд, былин показать красоту,
Прошлое России мудрость, силу и смелость русского народа,
народных героев: Илья Муромец, Алёша
Поповича, Добрыни Никитича, Никиты
Кожемяки и др.
Чтение былин.
Просмотр диафильмов.
Рассматривание и обсуждение картин В. Васнецова «Богатыри» (доспехи, оружие).
4.Русский народный костюм. 1. Знакомство с историей народного
костюма, с его элементами .
2. Рассматривание соответствующих
репродукций.
3. Знакомство с такими деталями русского
костюма, как понева, зипун, душегрейка,
сарафан, рубаха, картуз.
Октябрь
1.Вечера долгие, 1.Знакомство с головными уборами:
головушки умные, женскими, девичьими, мужскими.
руки умелые. 2. Рассматривание фотографий ( готовые
головные уборы: повязки, кокошник,
картуз).
3.Украшение головного убора (повязки)
бусинками, бисером, пуговицами,
блёстками, тесьмой.
2.С новым урожаем! 1. Знакомство с историей создания
календаря (что такое календарь, для
чего он нужен).
2.Подведение итогов осенних работ:
богатый урожай на дачах, огородах.
3. Знакомство с приметами, загадками,
Пословицами об осени.
4. Подготовка в выставке « Щедрые дары
Осени» .
5.Приготовление салата.
3.У нас сегодня капустник! Сочетание сезонного труда и
Развлечений - нравственная норма
народной жизни.
1. Знакомство с преданием о появлении
капусты на Земле.
2.Загадки, поговорки о капусте, игра
«Вейся, капустка».
4. Покров – первое зазимье. 1. Знакомство с праздником Покрова, с
приметами этого дня.
2. Наблюдение за погодой, приметами
поздней осени.
Ноябрь
1.Дом, дом открой свою тайну. 1.Знакомство с крестьянской избой и
домашней утварью: ухват, чугунок,
рубель, кочерга, колыбель,
( люлька) и т.д.
2.Отгадывание загадок о предметах
быта .
2.Дух и природа. 1. Духовная жизнь и природа
соединены на Руси в единой
гармонии. На том стоит истинное
русское искусство: песни, былины,
приметы, пословицы, поэзия и
проза, загадки.
2. Чтение стихов о природе детьми.
3.Чтение рассказов воспитателем.
3.Синичкины именины. 1. Знакомство с традициями
проведения праздника
«Синичкины именины» на Руси и
приметами, связанными с этим
днём.
2. Уточнение знаний о зимних
пернатых друзьях. Изготовление
кормушек для птиц и
развешивание на участке
детского сада.
4.К худой голове своего ума 1.Беседа об уме и о глупости (на
не приставишь. примере поговорок и пословиц).
2.Знакомство с русской народной
сказкой « Про Филю».
3.Словестная игра «Филя и Уля».
Декабрь
1.На печи лежим, сказки слушаем. «Нет сказки без правды»,-
говорит пословица. Для чего
чудеса в сказках? На примере
сказок дети учатся понимать
нравы, видеть добро и зло,
отличать правду и вымысел.
Беседа по содержанию
знакомых сказок (элемент
драматизации, инсценировка
отрывок). Чтение сказки по
желанию детей.
2.Начинаем готовиться к зиме 1. Рассказ о двухнедельных
Святкам. Новогодних празднествах.
2.Разучиваие колядок, игр к
празднику.
3.Знакомство с традициями
Рождественских праздников.
4.Изготовление элементов
маскарадных костюмов к
праздничным дням.
3. Спиридон-солнцеворот. Знакомство с обычаями
проведения дня, с закличками
солнца, с зимними играми-
забавами (продолжение на
улице: дети лепят снежную
бабу).
4.Новый год на Руси. 1.Рассказ о праздновании
Русский Никола и Санта-Клаус. Нового года на Руси.
2.Пение колядок.
3.Санта-клаус и Никола – чем
похожи и в чём отличие
(сравнить)(игрушки или
иллюстрации).
4.Чтение русской народной
народной сказки «Ермилка
и лесной боров).
Январь
1.У нас Рождественский сочельник. В русских народных костюмах
дети принимают участие в
празднике: ходя с колядками
по детскому саду, потом в
музыкальном зале
продолжается праздник с
песнями, танцами, играми,
угощениями. Рассказ о
гаданиях и показ одного из
них.
2.Играем в забытые детские игры. 1.Знакомство с разными
видами жеребьёвки
(выбором водящего игры).
2.Разучивание считалок, слов
к играм.
3.Игры( старинные, детские ).
3.О русском прянике. 1.Рассказ о пряниках, о том,
почему их так называют.
2.Рассматривание и
различение на запах
приправ, которые кладут
в пряники (мята, ваниль,
тмин).
3.Изготовление из теста
пряников детьми.
4Что расскажет нам старинная прялка. 1.Рассказ о прялке, о том,
какое место она заняла
в жизни женщины на Руси.
2. Рассматривание прялки.
3.Загадывание загадок о
прялке, веретене.
4.Учить пряст пряжу на
прялке (по желанию).
Февраль
1Ждём весну, готовимся к Масленице. 1.Рассказ о Масленице, о
том, как она
празднуется на Руси.
2.Разучивание закличек
солнца на Сретени (15
февраля), масленичных
приговоров, игр.
приговоров, игр.
3.Знакомство с приметами Сретенья.
4.Чтение русской народной сказки «Как
весна зиму поборола».
2.День Трифона – день святого Валентина 1.Сравнение двух праздников.
(14 февраля). 2.Изготовление сердечек-сувениров с
последующим обмериванием ими по
симпатиям.
3.Выбор по жребию «Валентина» и
«Валентины».
3.Познаем секреты русской кухни – учимся 1.Рассказ о традиции выпекать блины на
печь блины. Масленицу.
2.Загадки о былинах
3.Выпечка блинов детьми.
4.Прощай, Масленица. Праздник, посвященный проводам зимы и
Встрече весны.
Март
1. «Онисим-овчарник». 1.Беседа об овцах, о том, какую пользу они
приносят человеку.
2.Рассматривание овечьей шерсти и пряжи,
готовых изделий из неё.
3.Вязание на спицах.
4.Рассказ о том, что делали раньше в этот
день. Загадки об овцах.
2.Учимся величать мальчиков. 1.Добры-молодцы и красны девицы учатся
Учимся величать девочек. приветствовать друг друга.
2.Хвалятся своими умениями: девочки –
рукоделием, мальчики – спортивными
достижениями.
3.Совместные танцы, песни.
3.Ждём весну. 1.Рассказ о старинных обычаях встречи
весны.
2.Загадывание загадок о весне.
3.Разучивание закличек птиц и весны.
4.Знакомство с народными приметами.
4.Прилетите, жавороночки, к нам... 1.Знакомство с весенним праздником
«Сороки» с приметами этого праздника.
2.Работа с тестом ( делать жаворонков).
Апрель
1.Благовещенье – птиц на волю отпущенья. 1. Знакомство с приметами этого дня, с
обычаем отпускать птиц на волю.
2.Изготовление птиц из бумаги ( способом «
Оригами») с последующим пусканием по
ветру на улице.
2.Мальчики да девочки свечечки да вербочки 1. Рассказ о Вербном воскресенье: обряды,
Понесли домой... обычаи, приметы этого дня.
2.Рассматривание веточек вербы с
последующим их использованием в игре
«Ручеек».
3.Готовимся к Вербному базару. 1.Знакомство с обычаем на праздник
устраивать базар.
2.Работа детей: склеивают корзиночки-
подставки для яиц; расписывают яйца
красками или путём аппликации, делать
другие поделки.
4.Христос воскрес, воистину воскрес. 1. Знакомство с праздником Пасхи:
обрядами, традициями.
2.Участие детей в празднике.
Май
1.Не бывать на Руси весны без Егория. 1. Знакомство с днём Егория, днём прихода
Весны, выгона скота на поля.
2.Рассматривание герба Москвы.
2.Про отцов и дедов помнить от века 1.Беседа о празднике Победы: о
завещано... родственниках, погибших в годы войны.
2. Рассматривание фото из семейного
альбомов, фото из журналов, военной
поры.
3.Беседа на тему «Человек жив до тех пор,
пока его помнят».
3.Белая береза - русская берёза! 1. Знакомство с традициями народных
Любимое дерево на Руси. гуляний на Троицу (прощание с весной,
встреча лета).
2.Рассказ о берёзе – главной героине
праздника Троица.
3.Разучивание песен о берёзке, хоровод,
игр.
4.Загадывание загадок о берёзе, о лете.
4. Прощай, весна! Здравствуй, лето красное! Возле берёзки на поляне дети водят
хороводы, поют песни, плетут венки,
играют, прославляют берёзку.
Категории к диагностической карте.
Высокий уровень
Используется в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Принимать осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает название праздников и умеет объяснить. Что это за праздник и когда он бывает.
Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
Знает историю русского народного костюма. Различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).
Диагностическая карта по ознакомлению старших
Дошкольников с историей и культурой русского народа.
Фамил. Имя
Р-ка
| Теоретические знания
| Практические умения
|
| Знание содержания сказок, былин, легенд
| Умение узнавать героев в произведениях изобразительного искусства
| Знание истории русского костюма
| Знание народных игр, праздников и игрушек
| Знание русского народно- прикладного искусства
| Эмоционально-положительный отклик на красоту природы
| Использование фольклора в повседневной разговорной речи.
| Физическое поспи тание
| Трудовое воспи тание
| Продуктивные виды деятельности
| Имеет представление о народных помыслах ( Хохлома, Городец, Дымка, и др.) и использует их элементы в своих работах.
Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью, в приготовлении салатов, украшений головного убора тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении самодельных игрушек из соломки, тряпичных кукол.
Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.
Средний уровень
Знает потешки, прибаутки, загадки считалки, образные выражения и использует их в речи.
Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
Знает название некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.
Знает русские народные подвижные игры и умеет объяснять правила некоторых из них.
Знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы.
Различает росписи Хохломы, Дымки, Гжели.
Имеет практические умения по работе с тестом, в приготовлении салатов, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу.
Низкий уровень
Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи.
Знает народные приметы.
Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие.
Знает2 – 3 народные подвижные игры и умеет объяснить правила к ним.
Различает Хохлому, Дымку.
Имеет элементы навыки по работе с тестом, тканью, изготовление салатов. |
|
|