|
Протокол № ст. Паницкая» от 2013г М. В. Бурова Принято на заседании Приказ №
Министерство образования и науки
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 ст.Паницкая
Красноармейского района Саратовской области»
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании ШМО Директор МКОУ СОШ № 7
Протокол № ____ ст.Паницкая»
от «___» _________2013г __________М.В.Бурова
Принято на заседании Приказ № ______________
Научно -методического совета
от «_____»_________2013 г. «_____» ____________2013 г.
Рабочая программа
по биологии
для обучающихся 9 класса
основного общего образования
(базовый уровень) Разработана:
Кружаловой Ольгой Владимировной
учителем химии и биологии
I квалификационной категории
2013-2014 уч.год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа составлена
на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой
(сборник программ по биологии для общеобразовательных школ – М., изд. "Дрофа" рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю)
в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова «Основы общей биологии»
Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )
Обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные
маршруты учеников.
добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторно памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе,
закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-
успешных личностей с положительной «Я - концепцией»,
продолжить нравственное воспитание учащихся и
развитие коммуникативной компетентности (умения жить в
обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.
Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии» , экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам и экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды. В программе лабораторные работы и экскурсии, отмеченные светлым курсивом, учитель выбирает по своему усмотрению и проводит исходя из возможностей школы и особенностей местных условий.
Для изучения в этом курсе использую уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки ролевой (или деловой) игры и др.
Учебно-тематический план.
№ п/п
| Наименование тем
| Всего часов
| В том числе на:
| лаборат.
работы
| контрольные работы
| 1
| Введение в основы общей биологии.
| 2
|
|
| 2
| Основы учения о клетке.
| 10
| 1
| 1
| 3
| Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
| 5
| 1
| 1
| 4
| Основы учения о наследственности и изменчивости.
| 11
| 2
| 1
| 5
| Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
| 6
|
| 1
| 6
| Происхождение жизни и развитие органического мира.
| 5
|
|
| 7
| Учение об эволюции.
| 10
| 1
| 1
| 8
| Происхождение человека (антропогенез).
| 6
|
|
| 9
| Основы экологии.
| 13
| 2
| 1
|
| Всего
| 68
| 7
| 6
|
Календарно - тематическое планирование
9 класс
№
п/п
| Дата проведения
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Количество часов
|
| План.
| факт
|
| теоретические
| Практические и лабораторные
|
| Тема 1. Введение в основы общей биологии - 2 часа.
|
|
|
|
| Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Многообразие форм живых организмов.
| 1
| 1
| -
|
| Тема 2. Основы учения о клетке – 10 часов
|
|
|
|
| Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Химический состав клетки.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Органические вещества клети.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Строение клетки.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Основные органоиды клетки растений и животных. Л.р. № 1. «Многообразие растительных клеток. Сравнение растительной и животной клеток».
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
| Обмен веществ и энергии в клетке.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Биосинтез белков в живой клетке.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Биосинтез углеводов – фотосинтез.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Обеспечение клетки энергией.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Контрольная работа № 1 «Основы учения о клетке».
| 1
| -
| -
|
| Тема 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) – 5 часов
|
|
| Обеспечение клетки энергией.
|
|
|
| Размножение организмов.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Деление клетки. Митоз.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Образование половых клеток. Мейоз.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Индивидуальное развитие организма – онтогенез.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Контрольная работа №2 «Индивидуальное развитие организма»
| 1
| -
| -
|
|
Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости – 11 часов
|
|
|
|
| Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Генетические опыты Г.Менделя.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Сцепленное наследование генов.
|
| 1
| -
|
|
|
|
| Взаимодействие генов.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Наследование признаков, сцепленных с полом.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Решение генетических задач
Л.р. № 2. Решение генетических задач
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
| Наследственная изменчивость.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Другие типы изменчивости.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Генотипические и фенотипические проявления у растений
Л.р. № 3. Изучение изменчивости у организмов
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
| Контрольная работа № 3 «Основы наследственности и изменчивости»
| 1
| -
| -
|
| Тема 5 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов – 6 часов
|
|
| Другие типы изменчивости.
|
|
|
| Генетические основы селекции организмов.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Особенности селекции растений.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Центры многообразия и происхождения культурных растений
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Особенности селекции животных.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Основные направления селекции микроорганизмов
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Контрольная работа № 4 «Основы селекции»
|
| -
| -
|
| Тема 6 Происхождение жизни и развитие органического мира - 5 часов
|
|
|
|
| Современные представления о возникновении жизни на Земле.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Современная теория возникновения жизни на Земле.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Этапы развития жизни на Земле.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.
| 1
| 1
| -
|
| Тема 7 Учение об эволюции-10 часов
|
|
|
|
| Идея развития органического мира в биологии
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина
Движущие силы эволюции
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.
|
| 1
| -
|
|
|
|
| Современные представления об эволюции органического мира.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Вид, его структура и особенности
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Процесс образования видов – видообразование
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Макроэволюция – результат микроэволюций.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Основные направления эволюции
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Основные закономерности биологической эволюции. Л.р. № 4. «Изучение изменчивости у организма».
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
| Контрольная работа № 5 «Учение об эволюции»
| 1
| -
| -
|
| Тема 8 Происхождение человека (антропогенез) – 6 часов
|
|
|
|
| Место и особенности человека в системе органического мира.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Доказательства эволюционного происхождения человека
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Этапы эволюции вида Человек разумный
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Биосоциальная сущность вида Человек разумный.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Человеческие расы, их родство и происхождение
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Человек , как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
| 1
| 1
| -
|
| Тема 9 Основы экологии – 13 часов
|
|
| Человеческие расы, их родство и происхождение
|
|
|
| Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Закономерности действия факторов среды на организмы.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Л.р. № 5. «Приспособленность организмов к среде обитания».
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
| Биотические связи в природе.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Популяция как форма существования видов в природе.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Функционирование популяции и динамика её численности в природе.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Развитие и смена биогеоценозов.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Основные законы устойчивости живой природы.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Рациональное использование природы и её охрана. Л.р. № 6. «Оценка качества окружающей среды»
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
| Экологические проблемы.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Контрольная работа №6 «Основы экологии»
| 1
| -
| -
|
|
|
| Основные законы устойчивости живой природы.
| Содержание учебной программы 1. Введение в основы общей биологии (2ч) Биология — наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас. 2. Основы учения о клетке (10 ч) Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток. 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч) Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч) Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторные работы. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (6ч) Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч) Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
7. Учение об эволюции (10 ч) Идея развития органического мира в биологии.
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторная работа. Изучение изменчивости у организмов.
Экскурсии. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за существование в природе. 8. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч) Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
9. Основы экологии (12ч) Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Лабораторные работы:
Приспособленность организмов к среде обитания
Оценка качества окружающей среды.
Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),
Учебно-методическое обеспечение: · литература для учащихся:
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.
"Основы общей биологии"
Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по
факультативному курсу для учащихся»
Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира»
Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму
· литература для учителя:
Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии»
Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии»
Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах»
Быков В. Л. «Цитология и общая гистология»
Ауэрбах Ш. «Генетика» Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике»
Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике»
Грант В. «Эволюция организмов»
Алексеев В. П. «Становление человечества»
Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология»
|
|
|