|
«Формирование ценностного отношения к здоровью у детей» воспитателя 1 категории мбдоу №80 Сообщение из опыта работы по теме «Формирование ценностного отношения к здоровью у детей» воспитателя 1 категории МБДОУ №80
г. Мурманска Покровской Снежаны Анатольевны Самой большой ценностью для человека является его здоровье.
Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение: «Здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Чаще всего здоровье зависит от самого человека. По выражению Н.Амосова «Для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». В последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинского осмотра детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 10% первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья.
Для успешного усвоения школьной программы необходимо хорошее самочувствие ребёнка. Наблюдения психологов, педагогов, физиологов, статистические данные показывают, что уровень состояния здоровья детей дошкольного возраста ежегодно падает. Поэтому в системе образования проблема здоровья становится всё более актуальной Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а следовательно и установка на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а вырабатываются в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Здоровье детей дошкольного возраста зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения.
Не следует забывать, что основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Однако нередко эти привычки складываются, без осознания ребенком их значимости. Поэтому важно сформировать у ребенка здоровьесберегающее поведение.
Одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание потребности в здоровом образе жизни детей. Знания должны приходить к ребенку как бы, между прочим.
Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию педагогами режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятие напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий.
Приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является создание единой системы оздоровления детей в учреждении и семье. Главная задача - подготовить здоровых детей к обучению в школе.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за собственным телом;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- развитие потребности семьи в здоровом образе жизни.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Двигательная культура дошкольников начинается с формирования естественных движений и развития двигательных способностей. Повышение двигательной активности детей происходит благодаря разным формам работы по физическому воспитанию.
Традиционные формы работы:
-Физкультурные занятия
-Утренняя гимнастика
-Подвижные игры
-Самостоятельная двигательная активность детей
-Физкультурные досуги
-Дни здоровья
-Бодрящая гимнастика
-Индивидуальная работа
Специфические:
- Игры-путешествия
- Самомассаж
- Пальчиковая гимнастика
- Креативная гимнастика
- Игропластика
- Дыхательная гимнастика
- Гимнастика для глаз
Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Поэтому с учетом анатомо – физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста были разработаны специальные игры и игровые упражнения (специфические средства). К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания.
Положительная динамика показателей здоровья и физического развития произошла за счет проведения системы оздоровительных технологий: дыхательной гимнастики, элементов самомассажа, психогимнастики и других.
На весь год составляется план оздоровительных и профилактических мероприятий. Фрагмент –план на 1 квартал 2012г
ЯНВАРЬ
1Витаминные напитки (курага, изюм) Согласно меню
2. Полоскание рта 1% раствором поваренной соли Весь месяц
3. Мороженное сливочное (лог., ср., ст.группы)Перед прогулкой до 20.02.2012
4. «Волшебная капля» (экстр. элеутероккока) №20 Весь месяц
ФЕВРАЛЬ
1. Проросшая пшеница 20.02.12 – 20.03.12
2. Чесночные бусы, чесночные гренки Весь месяц
3. Дыхательная гимнастика Весь месяц
4. Соки натуральные Согласно меню
5. Полоскание рта 1% раствором поваренной соли Весь месяц
МАРТ
1. Поливитамины («Ревит») С14.03.12 – 14.04.12
2. Минеральная вода «Ессентуки» №17 Согласно меню
3. Соки натуральные Согласно меню
4. Полоскание рта 1% раствором поваренной соли Весь месяц
В дошкольном учреждении проводится комплекс закаливающих мероприятий: эффективных, разнообразных и любимых детьми:
- воздушное закаливание;
хождение по «дорожкам здоровья» ;
обширное умывание;
полоскание горла и рта;
максимальное пребывание детей на свежем воздухе;
Закаливание мороженым
Важную роль в решении задач предлагаемой технологии играет семья, которая совместно с ДОУ является основой социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей
Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель: “Создание единого образовательно–оздоровительного пространства “детский сад – семья”.
Дошкольное учреждение решает следующие задачи:
1.Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.
2.Помощь в приобретении практических навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.
3.Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.
4.Повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка.
Формы работы с семьёй
- Дни открытых дверей
- Совместные с родителями спортивные праздники и досуги
- Недели здоровья;
- Родительские собрания;
- Индивидуальные беседы и консультирование специалистами ДОУ;
- Анкетирование;
- Наглядные виды работ:
- Выставки: детских работ
- Папки-передвижки,
- Информационные стенды;
- Фотовыставки
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены “Уголки для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей
По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санбюллетени, оформлены “Уголки здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.
Стали традиционными физкультурно–музыкальные праздники с родителями: «Папа, мама, я – спортивная семья», « Наши папы – самые лучшие», «Я и мамочка моя».
В рамках проведения городского спортивного фестиваля «Белый медвежонок» я создала проект «Со спортом дружить - здоровым быть».
Фестиваль - это долгожданный праздник для наших воспитанников и их родителей. Поэтому организованная деятельность проводилась по 2 направлениям:
1. 1.Работа с детьми.
.Участие в городском спортивном фестивале «Белый медвежонок» (февраль-март )
1 Конкурс рисунков «Белый мишка-друг детишкам»
2 Неделя здоровья
а. «Весёлые старты» для детей старших групп
б. «Зимние забавы»( игры, соревнования с Белым медвежонком на прогулке)
в. Спортивный праздник «Вместе с папой, вместе с мамой с физкультурой мы дружны»
г. Беседа «Мурманск-город будущего»
д. Конкурс рисунков « Спортивное будущее моего города»
е. Открытое занятие для педагогов «Где прячется здоровье?»
2. Работа с родителями.
Дети заранее готовились к открытию фестиваля: участвовали в конкурсе работ «Белый мишка-друг детишкам». Выполнили рисунки, сделали аппликацию в технике торцевания, и даже «рисовали» пластилином белого медвежонка.
И вот наконец-то долгожданное открытие праздника!
Белый медвежонок приветствует детей и праздник спорта начинается!
В первый день фестиваля для детей старших групп проводились весёлые соревнования
Всегда любимы детворой игры на свежем воздухе. Поэтому уже традиционными стали весёлые эстафеты вместе с Белым медвежонком на прогулке. Фантазия и творчество педагогов делают незабываемым и очень полезным этот физкультурный досуг.
Конечно, ярким и запоминающимся стал спортивный праздник «Вместе с папой, вместе с мамой с физкультурой мы дружны.
Педагоги запланировали и провели Неделю здоровья, насыщенную спортивно-оздоровительными мероприятиями. Я предложила открытый показ занятия для коллектива «Где прячется здоровье?»
На занятии я представила детям модель здоровья в виде солнца, а его лучи являлись составляющими здоровья. Дети в процессе занятия открыли названия лучей: сила, свежий воздух, правильное питание, закаливание, соблюдение личной гигиены и хорошее настроение. Дети путём эксперимента убедились в значении дыхания для организма человека, научились ,не поддаваясь рекламным уловкам, выбирать только полезные для здоровья продукты. А ещё они стали «садовниками здоровья» и вырастили чудо-дерево с плодами в виде полезных продуктов. А, выполняя задание Мойдодыра, ребята угадывали на ощупь предметы личной гигиены и доказывали необходимость этих вещей. По окончании занятия дети нарисовали символы составляющих здоровья. 2. Родители ответили на вопросы анкеты «За здоровый образ жизни», в которой поделились опытом семейного воспитания; рассказали, какими видами спорта занимались в детстве, и как ведут здоровый образ жизни в настоящее время.
Для родителей организовала круглый стол «Здоровые родители - здоровые дети».
«Семейный спорт – ключ к решению всех проблем»- таковым было наше общее решение. И поэтому я предложила родителям принять активное участие в создании рукописной книги «Сто идей о спорте к 100летию Мурманска». Оформление страниц книги вместе с ребёнком, отражение своего неповторимого семейного опыта; предложения, мечты, идеи о развитии спорта в родном городе – для родителей стали большим стимулом в работе.
Физкультурно-оздоровительная работа ориентирована на создание в дошкольном учреждении и семье такой здоровьесберегающей среды, которая не наносила бы вреда ребёнку, но полноценно и гармонично развивала его, формируя потребность быть здоровым.
Здоровье является необходимым условием активной жизнедеятельности человека и формируется на протяжении всего жизненного пути личности. Семья и детский сад - это те социальные институты, одной из главных задач которых наряду с воспитанием и обучением является и формирование здоровья развивающейся личности. |
|
|