|
«Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного виды №9 город Славянск-на-Кубани муниципального образования Славянский район
ТЕМА:«Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»
Воспитатель: Бажан Людмила Михайловна
г. Славянск-на Кубани
2012 г.
Содержание:
Информационная карта передового педагогического опыта…………………...3
Развитие творческих способностей средствами театрального искусства……....4
Театрализованная игра – универсальное средство воспитания детей..…5
Игра-драматизация – это вид художественной деятельности дошкольников……………………………………………............................7
Театр взрослых – это педагогический театр……………………………...8
Своеобразие театрально-игровой деятельности дошкольников………...9
Сказкотерапия - как средство развития личности и речи ребенка………………14
Библиографический список………………………………………………………16
Приложение к опыту………………………………………………………………17
Приложение 1 – Тематическое планирование…… …………………..…18
Приложение 2 – Конспекты занятий……………………………………...25
Приложение 3 – Сценарий праздников………………………………..…37
Приложение 4 – Тексты консультаций для родителей………………..…47
Приложение 5 – Тексты произведений, используемых в работе с детьми. …………………………………………………………………………….…53
Приложение 6 – Фотоматериалы……………………………………….…61
Информационная карта передового педагогического опыта.
Сведения об авторе.
Бажан Людмила Михайловна, МБДОУ детский сад № 9, город Славянск-на-Кубани, педагогический стаж 31 год, воспитатель.
Тема опыта.
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Условие возникновения опыта.
Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому система работы с дошкольниками в основном строится на играх, игровых упражнениях, которые повышают умственную активность, совершенствуют речь, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Однако, работая с детьми, я пришла ввыводу, что необходимо строить занятия таким образом, чтобы дети жили в них естественной, радостной жизнью. Для этого я обратилась к театральной деятельности, одному из самых эффективных методов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип развития: развивай играя.
Актуальность опыта.
В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной игры. Достаточно сослаться на исследования Л. В. Артемовой, А.Н. Брызгаловой. Глубокий анализ театрально-игровой деятельности осуществлен как с точки зрения «преодоление коммуникативной дезадаптации у дошкольников», так и с позиции «развитие мотивации к развитию творчества». Значительные исследования посвящены театрализованной игре «в развитие интеллекта дошкольника», в «своем творчестве ребенок открывает новое для себя». Несмотря на столь многочисленную литературу, посвященную театральной деятельности остается открытым и очень актуальным вопрос использование театра в развитии творческих способностей дошкольников.
Цель педагогического опыта.
Рассмотреть театральную деятельность с позиции универсального средства в развитии творческих способностей дошкольников. В соответствии с поставленной целью в опыте выдвигаются следующие задачи:
Систематизировать имеющиеся в педагогической науке знания о театральной деятельности в дошкольном детстве;
Провести анализ театрально-игровой деятельности;
Обобщить опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»;
Разработать тематическое планирование театрально-игровой деятельности у младших дошкольников.
2. Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Театр! С этим словом у детей связано ощущение праздника, радости, веселья и, конечно, же сказки, с каким нетерпением дети ждут встречи с ним! Кукла может все или почти все. Она творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество дошкольников, корректирует их поведение. И, конечно же, нет детского сада, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность. И хотя многие воспитатели выстраивают на театрализации свои инновационные методики, театральная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике уже давно.
Но, несмотря на, свою «обкатанность», театрализованная игра и сегодня остается не до конца раскрытой, и далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. Более того, педагогика, как в теории, так и в практике до конца не разобралась в подходах к организации театрализованной деятельности в детском саду. На страницах популярных журналов и газет ведется полемика «Вреден ли театр дошкольнику?» - это название статьи А.П. Ершовой, опубликованный в журнале «Обруч» (4 за 1999г.) Автор еще раз подчеркивает опасность использование театра как жесткого и сложного искусства для маленьких детей, требующего от них работы на показ. Однако, я считаю, несмотря на проблемы, с которыми мы, воспитатели, сталкиваемся в своей работе, театрализация остается самой популярной и увлекательной деятельностью, без нее я не мыслю свою работу с детьми.
Что же такого ценного таит театрализованная деятельность? С моей точки зрения здесь можно говорить об универсальности игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Кроме того: эта деятельность интересна всем - и детям, и взрослым, здесь есть общая цель, которая реализуется как в спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах.
К сожалению, мы, воспитатели, не всегда готовы к импровизации. Часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированных представлений. К ним уже все привыкли. Вот только проблема в том, что дети не всегда «удобные», с большим трудом удается их «натаскать».
Возникает вопрос: а театр ли это? И кому он нужен - детям, взрослым, которые манипулируют дошкольниками? Я считаю, что путь к театрализованной деятельности только игровой, то есть спонтанный, свободный, требующий способностей к экспромту, импровизации.
Форма организации театрализованной игры предполагает обыгрывание какой-либо темы, интересной, понятной для всех ее участников. Содержание практически может быть любым - экологическим, математическим, музыкальным и другим. В процессе таких игр в первую очередь развивается способность к невербальному и вербальному общению, что так важно для дошкольников. Именно эти универсальные особенности данной деятельности дают возможность выстраивать на ее основе взаимодействия с детьми разного возраста.
Театрализованная деятельность представляет собой сложный феномен человеческой активности. Если проанализировать свое состояние, когда мы находимся «внутри» нее как исполнители определенных ролей, а не только как зрители, получится, возможно ощущение проживания другой реальности, другого опыта. Воображение, как волшебная палочка, переносит нас в иную плоскость бытия, иное пространство и время.
В этом ограниченная сила воздействия театральной игры, которая может развивать, воспитывать многие положительные качества личности. Но при этом нельзя забывать, что она может быть не только «лекарством», но и «ядом» как наркотик. Опасно прививать таланты, ждать похвалы и награды за игру. Так же опасно, когда ребенок настолько входит в образ, что пребывает в нем длительное время. С другой стороны, театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир. Использование театрализованной деятельности в работе с детьми требует от воспитателя развитого профессионального мышления, педагогической рефлексии, осмысленной жизненной позиции, которая включает осознание себя, детей и той работы, которой он занимается. Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, для себя я выделила следующие правила:
Человек рожден для добра и любая деятельность должна учить его добру, каждый день, каждый час и на каждом занятии.
Занятия театрализованной деятельностью невозможны без интереса, увлеченности, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
Театрализованная игра в первую очередь направлена на развитие ребенка, а не на доказательство его творческой одаренности. 4.Взрослый не надевает на себя маску всезнайки и честно признается ребенку тогда, когда он чего-то не знает или не умеет.
Педагог чувствует и понимает, в чем ребенок талантливее его, старается предоставить ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность и пытается многому научиться у детей.
Театрализованная игра направлена не только на переживания положительных эмоций, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи - эти ситуации закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому. А это так важно в нашей жизни.
Театрализованные игры можно рассматривать, как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.
Таким образом, совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников ощущений, чувств и эмоций, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских и т.д.). 1.Театрализованная игра – универсальное средство воспитания детей.
Театрализованная игра очень тесно связанна с сюжетно-ролевой игрой и является её разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребёнка примерно в трёхлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет.
Ребёнок в своём взрослении проходит ряд этапов, и так же поэтапно развивается его игра: от экспериментирования с предметами, ознакомления с ними к отображению действий с игрушками и предметами; затем появляются первые сюжеты, потом прибавляется вхождение в роль и, наконец, драматизация сюжетов. Д.Б.Эльконин называет сюжетно-ролевую игру деятельностью творческого характера, в которой дети
берут на себя роли и в обобщённой форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители.
Театрализованная игра появляется в определённый период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой игры. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых, использую предметы-заменители. Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру. Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правило. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка. Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших дошкольников, но это не означает, что приобщать детей к данному виду игры можно только в старшем возрасте. Детям младшего возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки. Маленьким нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку. Яркие впечатления, оставленные сюжетной игрой взрослого с ребенком, будут той первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие качества детей. В связи с тем, что оба вида игры сюжетно-ролевая и театрализованная относятся к творческим видам, следует определить понятие творчества. Творчество - это новое, никогда не бывшее ранее. Таким образом, творчество характеризуют два основных критерия: новизна и оригинальность продукта. Могут ли соответствовать данным критериям продукты детского творчества? Безусловно, нет. Н. А. Ветлугина, виднейший исследователь детского художественного творчества, считает, что в своем творчестве ребенок открывает новое для себя, а окружающим сообщает новое о себе. Следовательно, продукт детского творчества обладает не объективной, а субъективной новиной. Замечательный ученый педагог Т.С. Комарова под художественным творчеством ребенка понимает «создание ребенка субъективно нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к неизвестному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ». Действительно, в игре ребенок многое придумывает сам. Он придумывает замысел, содержание игры, отбирает изобразительно-выразительные средства, организует иргу. В игре ребенок проявляет себя как артист, разыгрывающий сюжет, и как сценарист, выстраивающий его канву, и как декоратор, обустраивающий место для игры и как конструктор, воплощающий технический проект. Творческая комбинирующая деятельность дошкольника основана на воображении. Именно при помощи воображения создаются игры ребенка. Они служат отголоском тех событий, которые он видел, о которых слышат от взрослых. Воображение ребенка гораздо беднее воображения взрослого, следовательно, для того, чтобы развивать детское творчество, нужно заботится о развитии воображения. Воображение развивается в процессе накопления впечатлений, образных представлений, для этого необходимо давать как можно больше пищи для восприятия. В своей игре ребенок будет комбинировать увиденное и услышанное, претворяя это в образы, взятые из жизни и из книг. Можно ли развивать творческие качества детей? Можно, так как обучения творчества не противоречат друг другу. Путь к развитию творчества - овладение навыками. Ученые считают, что для развития детского творчества важно создавать необходимые условия: предоставлять место для творческих игр детей; создавать обстановку не насилия, свободы; активизировать, стимулировать детскую фантазию; осуществлять грамотное педагогическое руководство. Все театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относится настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе. В этих играх ребенок или взрослый действует за всех персонажей. В настольном театре традиционно используются театр игрушки, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды настольного театра: баночный театр, вязаный театр, театр коробочек и другие. К стендовым театрам относят стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе. К играм-драматизациям относятся игры, основанные на действия исполнителя роли, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма (приложение 3).
Игра-драматизация как вид художественной деятельности дошкольников.
Игра-драматизация является одной из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей. Игра-драматизация рассматривается как вид художественной деятельности дошкольников и отвечает их потребностям в чем-то необычном, в желании самим перевоплощаться в образы сказочных персонажей, воображать, чувствовать себя кем-то другим. Результаты деятельности дошкольников в игре-драматизации еще не является искусством; однако, воспроизводя содержание, дети передают образы героев в той мере, на сколько это для них доступно, поэтому наблюдаемые достижения дают право рассматривать игру-драматизацию как приближение к художественной деятельности, особенно в старшем дошкольном возрасте. Говоря о театрализованных играх, я понимаю, что в самом этом названии заключен смысл театра как искусства игры. В детском саду игры и театр существуют не рядом, но одно в другом: театр организуется как игра, а в игре всегда есть театральное начало, то есть искусство перевоплощения. Театр для детей предстает в двух видах - кукольном и драматическом. Кукла выступает как посредник, которому ребенок доверяет. Я считаю, что начинать приобщение детей к театрализованной игре нужно с кукольного театра. Кукольный театр удовлетворяет желание детей познавать мир, отражает его в образах-символах, показывает способ общения с игрушкой; как зрелищное искусство, формирует эмоционально-чувственную и нравственную сферы. Музыкальное оформление спектакля создает римический, звуковой, художественный строй постановки. Кукольный спектакль, как и всякий другой, есть своеобразное произведение искусство, в котором нет мелочей. Здесь важно все: и возрастная адресованность, и выразительное художественное исполнение и оформление, и логичность включение данного спектакля в общий контекст занятий творческой игрой. Как зрелищное, яркое представление, кукольный театр всегда радость для детей, он долгожданный праздник, которого с нетерпением ждут дети. Игры-драматизации обычно не требуют специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследуют цели поставить спектакль для зрителя. Главным признаком игры является потребность которой игра отвечает. Мотив такой игры лежит в самом ее процессе, а не в результате. В игре-драматизации сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески по-своему. В любой игре есть возможность драматизации, иначе говоря драматизировать можно любой игровой материал. При этом не всегда нужны декорации и костюмы - у ребенка работает воображение; драматизирую, он перевоплощается в роль, и все необходимое предстает в его фантазии. Вместе с тем, игра-драматизация при соответствующем оформлении легко может перерасти в драматический театр, в театральную постановку. При этом игра «для себя» превращается в «спектакль для других», что диктует и совершенно разные методические подходы к педагогическому руководству театрализованной игрой. В первом случае я заостряю внимание на поддержание интереса к игровому процессу; во втором случае мотив деятельности переключается с процесса на результат. Таким образом, появляется спектакль, поставленный силами детей.
3.Театр взрослых – это педагогический театр.
В детском саду возможны два вида театра: кукольный и драматический. Драматический театр в дошкольном учреждении существует как театр взрослых для детейи как театр, котором участвуют дети. Надо сказать, что в чистом виде эти две театральные формы существуют реже, чаще всего же, используются совместные постановки, в которых:
1) в основном участвуют дети (приложение 3), а взрослые играют наиболее трудные, цементирующие роли;
2) напротив, в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву сюжета.
Театр взрослых в нашем детском саду организован уже давно. Он позволяет нам достигать сразу несколько целей: даёт возможность детям накопить художественные впечатления; даёт представление о том что такое театр; пробуждает у детей желание играть в театре; способствует формированию основ общей культуры; способствует развитию эмоционально-чувственной сферы. Театр взрослых - это педагогический театр. Мы организовали его не стихийно, а в соответствии с целями дошкольного образования, его деятельность направлена на всестороннее развитие ребёнка средствами театрально-игровой деятельности. Работа воспитателей в этом театре требует необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, некоторых музыкальных способностей. Театр взрослых влияет и на нас самих взрослых, который идёт в своём развитии от стихийных, одиночных рол ей.в единичных спектаклях к многоплановым ролям, многоролевым исполнениям.
В программе нашего театра большое место занимает сказка, которая вводит ребёнка в воображаемые обстоятельства и заставляет переживать вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь. В самом начале сказки ребёнок встаёт на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Ребёнок входит внутрь воображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев. Это свидетельствует о сильном воздействии сказки на эмоционально-нравственную сферу детей. При помощи театральной практики у меня накопились знания, умения и навыки, которые помогают мне в работе с детьми. Театр с участием детей - это детский коллектив, которым я руковожу. Для того, чтобы наш театр жил, я тщательно выстраиваю работу по сохранению свежести восприятия сказки, которую мы будем показывать. Работу над постановкой выстраиваю так, чтобы она была интересной, нескучной, ненасильственной. Использую специальные занятия по разучиванию ролей, эпизодов, чередую их со свободной деятельностью детей. Слежу за тем, чтобы работа по постановке детского спектакля напоминала своеобразную игру, в которой с удовольствием участвуют дети. Именно в процессе игры в «спектакль», дети более всего увлечены: они постоянно делают что-то новое, играют по-новому, испытывают новые эмоции. Конечный продукт - детский спектакль, значим для детей тогда, когда он имеет выраженную адресность (для кого он ? - для мам, для сверстников и т.д), и в силу этого долгожданен, его хочется показать. От детей нельзя требовать настоящих актёрских эмоций, силы детей не беспредельны, а главное состоит в том, что театрализованная игра, прежде всего, должна дать детям радость творчества, то есть удовольствие от самого процесса игры. Значит, главное в театрализованной игре - сама игра. Таким образом, возможности детского театра невелики, в нём не всегда могут раскрыться детские творческие способности. Детский театр может жить тогда, когда мы, взрослые творим сами и учим этому детей.
4.Своеобразие театрально-игровой деятельности дошкольников.
Театрализованная деятельность в моей работе пронизывает все режимные моменты: включаю её во все занятия, в деятельность детей в свободное время (инсценировки драматизации, концерты и т.д.). На занятиях включаю театрализованную игру как игровой приём и форму обучения. В занятиях персонажи помогают детям усвоить занятия, умения и навыки. Игровые приёмы, которые я использую на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала. Так, на занятиях по математике в гости приходит Петрушка, который не умеет считать, и дети объясняют ему правила по математике; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром растениями, а куклы-зверята разыгрывают представление на тему, почему надо беречь всё живое и т.д. Смешной Карлсон с удовольствием постигает вместе с дошкольниками секреты ухода. Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребёнка, созданию атмосферы свободы игры. Самостоятельная игра дошкольников возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды. Чтобы возникала и развивалась полноценная игровая деятельность, необходимо питать впечатления детей. На самостоятельную игру дошкольников в детском саду влияют два существенных фактора: регламентированные занятия взрослых с детьми и свободная деятельность детей и взрослых. Влияние регламентированных занятий проявляется в отражении, в самостоятельной игре детей того содержания, материала, которые используются в процессе обучения детей. Это рассказы, истории, сказки, которые заинтересовали детей настолько, что им хочется воплотить их в самостоятельной игре. В совместной свободной деятельности детей и взрослых наибольшее впечатление оказывают на детей спектакли в исполнении взрослых и старших детей. Детям хочется ещё раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре, заново проходя по сюжетным линиям, по-своему преобразуя, варьируя и выстраивая их. Дети повторяют историю о колобке, распределяют роли в игре в теремок, строго соблюдая правила очерёдности появления того или иного персонажа. Если самостоятельная игра имеет высокий уровень развития, то дети в ней придумывают к ранее уже известным героям новых. Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения., Бурные чувства и переживания толкают детей на немедленное и отсроченное во времени воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают прозвучавшие на празднике песни, поставленные сценки, проведённые игры. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Они повторяют сюжеты, разыгранные взрослыми на Троицу, на улице плетут венки, обмениваются ими. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, а также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. На прогулке предоставляются большие возможности для игрового развития детей. Детям предоставлены свобода передвижения, пространство для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов. Я стараюсь заинтересовать детей неожиданной игровой ситуацией (волк подглядывает за зайцем из-за куста; кукла Машенька съезжает с горки на саночках; на полянке расположился игрушечный зоопарк) драматизацией эпизодов знакомой сказки. Всё это оказывает эмоциональное воздействие на детей и переносится затем в самостоятельные игры. Большое влияние на детей оказывает не всё увиденное и услышанное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру детей переносится только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытывать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений.
Немаловажное значение имеет внимание родителей к проблемам их собственных детей. Я привлекаю родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В процессе направленной работы родители проникаются заботой о собственных детях и внимательно относятся к детской игре как к насущной потребности ребёнка, стараются организовать игры дома. В первой младшей группе театрализованная деятельность представляет собой игру с куклой, знакомство с первыми сюжетами, участие в несложных образных импровизациях.(приложение 1). В этом возрасте происходит сдвиг в развитии игровой деятельности. Появляются первые представления о роли, ребёнок осваивает действия, связанные с сюжетом и ролью мамы, пациента, врача. Наиболее важным представляется сюжетно-игровое действие с предметом. Для насыщения ребенка художественными впечатлениями я очень часто показывала игровые сюжеты, инсценировки с участием персонажей настольного театра (приложение 2), театра мягкой игрушки, на фланелеграфе. Дети очень любят игры с куклами: кукла обедает, дает концерт, собирается в гости. Детям я предоставляю огромный выбор предметов, образцов сюжетных действий с ними, самих сюжетов. Осознание условно игровой ситуации позволяет ребенку постепенно проникать в нее, учиться действовать в ней, а со временем и переживать ее. Ребенок с двух лет стремиться к самостоятельности (самому умываться, одеваться, есть, играть), но постоянное присутствие и поддержка взрослого ему необходима. Если применять в работе фольклорный материал, то стимулируется эмоциональное проявление детей, расширяется их диапазон и сила. Образное слово, повторы, привлекательные персонажи, доступные сюжеты помогают детям адекватно реагировать на эти произведения. Знакомство с миром театра в данном возрасте начинается именно с кукольного, как наиболее близкого детям. Показывая мини-пьески в театре кукол, взрослый передает палитру переживаний через интонацию и через внешние действия героя. Уже с первых игр я учила детей создавать элементарную предметно-пространственную среду: готовить необходимый игровой материал. Место игры я оборудовала сама, но дети принимали в этом непосредственное посильное участие. Чтобы развивалась театральная деятельность детей младшего возраста я старалась расширять детские впечатления помимо театрализованных игр-занятий. Много рассказывала о животных, устраивала экскурсии по детскому саду, по территории прилегающих участков для прогулки, для того, чтобы питать жизненные впечатления детей. Эти знания пригодились в игре, расширила детский кругозор, обогатили впечатлениями. Дети младшей группы всегда участвуют в общих праздниках детского сада (приложение 4). Для них выделяется особое место в праздничном действии, когда они смогут поучаствовать в игре, спеть песню, потанцевать. В общем представлении малышам отводятся театральные сценки, доступные восприятию малышей (игры с Петрушкой, собачкой), способствующие возникновению положительной эмоциональной реакции. Театральная игра позволяет малышу вступить с миром в такие взаимоотношения, в которые он не может вступить сам из-за ограничений возраста. Дети подросли и они принимают действия взрослого в качестве образца. Именно через театрализованную игру ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Чтобы ролевое поведение детей обогащалось, я давала примеры ролевой игры. Это достигается как при проигрывании ролей детьми, так и при выступлении театра взрослых. Малыши любят, когда им читают сказки. Неспешное выразительное чтение сказки взрослым доставляет детям массу удовольствий, заставляет работать воображение. Читаю сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, диалоги, импровизационные движения - все это может стать хорошей тренировкой для развития игровых умений.
Дети младшей группы способны показать в настольном театре небольшой сюжет. Это могут быть знакомые потешки, песенки, прибаутки. В самостоятельной игре дети часто играют с интересом в концерт. Они берут своих любимых кукол, сажают на стульчики зрителей-игрушек и начинают выступать: читают за кукол стихи, поют песенки, управляют пляшущими куклами. Это развивает творческие качества детей, способствует развитию воображения, образного мышления. В три-четыре года дети могут сами обустроить место для игры и оснастить ее необходимыми атрибутами. Я помогала детям советом, подсказывала, где найти необходимый материал. Малыши охотно используют в игре элементы костюмов, имеющихся в игровой комнате. Накоплению театральных впечатлений способствуют инсценировки, показанные взрослыми или старшими детьми. Большое значение для старших дошкольников имеет участие в спектаклях для малышей. Старшие дети начинают относиться к предстоящему показу более ответственно: внимательно осматривают костюмы, примеряют их, старательно репетируют. После спектакля необходимо побеседовать с малышами: понравился ли им спектакль, о чем был сюжет и так далее. Театрализованные игры способствуют речевому развитию малышей. Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. Надо помнить, что, чем ярче показанное представление, тем больше вероятности того, что ребенок будет отображать его в своих играх. В четыре-пять лет у детей расширяются рамки знаний о театре как культурном учреждении. Дети знают, что такое внешний вид театра, какого назначение театральных помещений, и с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящему спектаклю: старательно рисуют приглашения, участвуют в коллективном оформлении афиши, посильно готовят все необходимое для театрализованной игры (атрибуты, элемента декораций, костюмы) под руководством взрослого. Мы с детьми обсуждали прочитанные книги, беседовали по просмотренным спектаклям. Беря в работу, какой-либо сюжет, я заинтересовывала детей им. Давала возможность путем свободного следования по тексту раскрывать уровень его понимания. Затем, постепенно углубляя представления, вовлекала в игру по ролевому обозначению присущих данному персонажу свойств характера, особенностей поведения, манер, жестов, интонации голоса. При условии систематических занятий театрализованной игрой у детей средней группы появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствуют приобретенные навыки и умения воспринимать художественный образ, видеть его развитие, взаимодействовать с другими детьми. Дети в этом возрасте любят играть главные роли. Для того, чтобы не возникало споров, следует определенным образом выстраивать работу над сюжетом. Я выбирала несколько исполнителей главной роли, которые играли по ходу сказки. Так, может быть два колобка, две мышки — этот прием очень удобен для длинных сказок. Короткие сюжеты мы с детьми обыгрывали по несколько раз для того, чтобы все дети переиграли их, причем в разных ролях. Разумеется, это делалось на протяжении определенного времени. Большое место в театрализованной игре детей средней группы имеет музыка. Музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску, что воздействует на ребенка, направляет его чувства, мысли, побуждает к соответствующим движениям. В своей работе я старалась идти не только от драматического образа, но и от музыкального: снежинки могут двигаться стремительно или плавно, колобок бежать подпрыгиваю или катиться ровно - все это подскажет музыка. Кроме того, это поможет развивать музыкальные способности детей. Музыкальность - это качество, которое необходимо ребенку, так как оно дает малышу возможность правильно слышать высоту звучания интонации, чувствовать ее ритмические особенности, понимать общее настроение игровой ситуации. Все это необходимо ребенку для освоения художественного образа. В начале года я беру для совместных игр с детьми более простые сюжеты, к концу года постепенно их усложняю. Но главное - это усложняется ролевое поведение ребенка в игре, оно становится более продолжительным, выразительным, осознанным. Дети сознательно пользуются атрибутами, уделяют достаточно времени для их обдумывания и создания. Я всегда отслеживаю количество и качество проигрываемых ролей ребенком, поощряю каждое выступление в роли, анализирую игру. Привлекаю к игре детей, которые пассивно участвую в игровой ситуации, использую малейшее их желание, стремление к общему действию. Для раскрепощения детей применяю общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. Это дает ребенку возможность, с одной стороны, ощутить себя в роли и с другой - не находиться в стрессовой ситуации. Творчество в игре у детей проявляется и в оформлении места для игры, и в придумывании и воплощении ролей, и в общем участии игровой ситуации, где каждый ребенок мыслит и действует по-своему. Работая в средней группе, я решила с детьми поставить сказку «Колобок», использую для этого деревянные ложки. Родители помогли превратить ложки в персонажей сказки. Для большей красочности оформили их кусочками ткани, украсили тесьмой, лентами, кружевами. Игрушки получились легкими, удобными в управлении, а самое главное - они предвосхищали знакомство детей с театром на гапите, являясь как бы его упрощенным вариантом. В старшей группе знакомила детей с марионетками, с куклами с «живой рукой», с платочными куклами. Марионетки - это куклы, которыми управляют с помощью нити. Изготовить их можно из разных материалов. В более старшем возрасте дети освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, которые дети приобрели ранее позволяют объединить в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем. Так, в «Путешествии в страну сказок» участвуют куклы настольные, верховые, куклы с «живой рукой». В «Белоснежке и семи гномах» дети используют марионеток и кукол с «живой рукой». В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для разработки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творческие способности в различных видах деятельности. Сохраняя здесь принцип импровизации, я сознательно делала наши спектакли менее театральными, менее зрелищными, чем постановки, целиком подготовленные взрослыми, в которых творчество детей сведено к нулю, но зато ярко и пышно продемонстрированы творчество и таланты педагогов. Я стараюсь увезти детей от театра, в котором роли ребенку диктуют, где его заставляют принимать заученные позы, рабски повторять движения, зазубривать реплики и так далее. «Кажущуюся» радость детей в подобных спектаклях мы, взрослые, создаем сами, волнуем и нервируем их своим возбуждением м почти всегда кажущуюся самостоятельность в проведении роли ребенком настолько нашпигована взрослыми, что все дело в большинстве случаев равносильно обману. Вместо здоровой радости идут тоскливые репетиции, а за ними и самый спектакль, который дает массу чистых переживаний. Такие представления лишь по названию театр, а в сущности они лишены самого главного, без чего театр не может существовать, - творчества. Используя импровизацию, я ухожу от рутинного труда, от зубрежки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Я избегаю назначение на ведущие роли одних и тех же детей. Считаю, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому стремлюсь помочь раскрыть свои способности. В моих театральных играх, прежде чем выбрать роль, ребенок пробует себя во всех других, и таким образом сознательно определяет ту, которая ему ближе. Так, в спектакле «Приключения Буратино» главного героя играли шесть мальчиков, причем каждый в зависимости от сценических обстоятельств поворачивался к зрителям одной из граней своего собственного характера озорной мальчишка, испуганный деревянный человечек, доверчивый несмышленыш, негодный озорник, заботливый и любящий сын, верный преданный друг). Настроение и характер героя отражает его театральный костюм. Дети начинают ориентироваться в том, что отрицательные герои всегда одеты в холодные тона, а положительные в яркие, теплые. Цвет через костюм ярко воздействует на психоэмоциональное восприятие данного образа. Такое же воздействие оказывают цвет атрибутов и декораций. Главное в воспитании свободного, интеллигентного, культурного человека в дошкольный период - формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит - ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс. Воспитание театром - это воспитание средствами театрального искусства, посвящение в тайны театра как вида художественного творчества, начинающееся знакомством с разнообразными элементами театральности и кончающееся образованием живого, непрестанного интереса к ценностям театральной культуры, к ее традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем состоянии театрального процесса. Среди элементов театральности педагоги отмечают обычно следующие:
Зрительство - сумма навыков театрального смотрения, питавшего самосознание человека как зрителя, дающего возможность выразить свое отношение к происходящему на сцене (перед другими или собой, во время сценического действия или после него);
Лицедейство - искусство выражения внутреннего мира человека, движений и состояний его души в сценическом действии, где элементы обстановки и поведение партнеров доступны зрителю благодаря их наглядности,
Сценичность - обращенность лицедейства и взаимодейственности к зрителю, т.е. представленность их как бы на "сцене сознания (а не только театра- здания), отчего зритель в зале погружен - силою сценического действия - в мир вне сознания (под- или сверх-сознания), включен в тот обмен символами и энергиями, который составляет основу зрительского переживания;
4. Сюжетность действия - наличие в нем сверхцелей и сверхсмыслов, определяющих сюжетнуюмотивированность каждого сценического хода и выявляющих в них единый поток сценического самодействия (сквозного и непрерывного дыхания времени). При грамотно продуманном курсе актерского и режиссерского мастерства ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык "включения" в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного развития ребенка и прививает ему вкус к активной, яркой, творческой, полноценной жизни. Интеграционный момент в театральном воспитании особенно актуален сейчас, когда общество все более сужает личностный кругозор ученика или студента, твердо встав на путь узкопрофессионального образования и специализации, что к сожалению, не приближает нас к идеалу духовно богатой личности. При режиссерской работе, ребенок осваивает азы режиссерской композиции, учится подчинить мелочи — сверхзадаче, а случайно — режиссерскому замыслу. В результате он начинает ощущать себя творцом и убеждается в том, что сам может быть режиссером своей судьбы. Курс актерского мастерства это эффективная педагогическая для воспитания у ребенка строгой внутренней психоэмоциональной самодисциплины. Театр учит прежде всего владеть собой: своим телом, мыслями, чувствами, настроением. Не подавлять их, и не вытеснять, но напротив, - выводить на свет прожекторов, чтобы подарить их миру, обсудить, сделать предметом искусства.И главное, приобщаясь к великому чуду театра, маленький человек начинает понимать, что он не одинок: отныне он принят в дружественную компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, но чем-то гораздо более важным и удивительным!
Сказкотерапия как средство развития личности и речи ребенка.
Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять знания средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений . В программе по сказкотерапии развития личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям:
Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии - к активации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений. 2.Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов - через обоснование собственной точки зрения в речи и движении. 3.Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове - через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции - к словесному фантазированию по музыкальной композиции. 4.Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки - через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове - к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный. 5.Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значения образных выражений - через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков - к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре - драматизации. 6.Связанная речь: от продолжения фразы взрослого - через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов - к творческим импровизациям по сюжету.
Направления в сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе. Центральный момент в сказкотерапии - добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. Это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом - рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые сначала наблюдают со стороны за происходящим. Начинать сказку надо с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого. В играх необходимо поощрять самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действия сверстников, собтсвенных переживаний. По окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый расспрашивает детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.
Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределить роли с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый молодец-защитник).
Дети склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии в этюдах изображают отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок-хвастунишка, кривляки, непослушный Ваня) (приложение 6). Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии - отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение (комната сказки, психологической разгрузки).
Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Детям нравятся повторения. Целесообразно повторять сеансы сказкотерапии, особенно с направленностью на словесное комментирование эмоционально - эффективных ситуаций, выражение замещающей потребности. В них используются большей частью творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание).
Если у дошкольников возникает утомление, взрослому следует прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки.
Библиографический список.
Акулова О. Театрализованные игры.// Дошкольное воспитание.-№4 -2005г.-с.24.
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.:ТЦ Сфера, 2006.- с. 128.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М:. Просвещение, 1991 г. – с. 127.
Бодраченко И., Наперстак Л.О. Ребенок, музыка, театр.//Обруч.-№3-2006 с. 18-22.
Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. – Мн.: Юнипресс, 2006 – с. 176.
Буренина А.И. Развитие детского творчества в театрализованных играх.//Музыкальная палитра. - №1 – 2000. – с.6-9.
Губанова Н.Ф. Театральная деятельность дошкольников. Методические рекомендации. Москва. 2007 с. -14-17.
Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности.// Ребенок в детском саду. - №3.-2001 – с.66.
Нищева Н.В. Развивающие сказки. – Спб.:»ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2002.- с. 48.
Петрова Е. Театрализованные игры.// Дошкольное воспитание.-№4.- 2001- с.32
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.-М.: Школьная пресса, 2004.-с. 128.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр-Творчество-Дети» Москва 2004 с.- 51.
|
|
|